Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2017 г. N 56-КГ17-26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2017 г. гражданское дело по иску Джикии Ирины Васильевны к администрации г. Владивостока о взыскании единовременного денежного поощрения при увольнении по кассационной жалобе представителя администрации г. Владивостока Маркина А.А. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 7 ноября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя администрации г. Владивостока Бондарь Т.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Джикия И.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Владивостока о взыскании единовременного денежного поощрения при увольнении.
В обоснование заявленных требования Джикия И.В. указала, что с 26 августа 1985 г. проходила муниципальную службу в администрации г. Владивостока на различных должностях, последняя занимаемая ею должность - главный специалист 1 разряда управления по организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. 24 мая 2016 г. она была освобождена от замещаемой должности и уволена с муниципальной службы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Однако ей при увольнении не было выплачено единовременное поощрение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, предусмотренное Законом Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае" и муниципальным правовым актом г. Владивостока от 5 февраля 2016 г. N 251-МПА "Порядок выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии в связи с выходом на пенсию за выслугу лет".
Джикия И.В. полагает, что ей необоснованно не было выплачено указанное единовременное поощрение, поскольку за время прохождения муниципальной службы она неоднократно поощрялась и награждалась различного рода знаками отличия. Также считает, что работодателем не было принято решение о выплате ей единовременного поощрения в нарушение установленного муниципальными правовыми актами порядка. Джикия И.В. указала, что необходимость её увольнения именно с 24 мая 2016 г. была вызвана семейными обстоятельствами, что не могло послужить основанием для непринятия работодателем решения о выплате ей единовременного поощрения, в связи с чем просила взыскать с администрации г. Владивостока невыплаченное ей единовременное поощрение в размере 135 000 руб., денежную компенсацию за невыплату этого пособия в установленные сроки в размере 3 777 руб. 75 коп. и денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Представитель администрации г. Владивостока в суде иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 7 ноября 2016 г. исковые требования Джикии И.В. удовлетворены частично.
С администрации г. Владивостока в пользу Джикии И.В. взыскано единовременное поощрение при увольнении в размере 147 681 руб. 60 коп., проценты за несвоевременную выплату единовременного поощрения при увольнении - 8 632 руб., денежная компенсация морального вреда в размере 2 000 руб.
В доход местного бюджета с администрации г. Владивостока взыскана государственная пошлина в размере 4 326 руб. 27 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя администрации г. Владивостока Маркина А.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 8 августа 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 9 ноября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Джикия И.В., представители третьих лиц - департамента по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края, администрации Приморского края, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Джикия И.В. с 21 февраля 2002 г. проходила муниципальную службу в администрации г. Владивостока на основании трудового договора муниципальных служащих старшей и младшей групп должностей, занимала должность заведующего сектором N 2 по Первомайскому району отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 7 марта 2008 г. Джикия И.В. переведена на должность главного специалиста 1 разряда управления по организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии с пунктом 3.4 дополнительного соглашения к трудовому договору муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и данным трудовым договором.
23 мая 2016 г. Джикия И.В. подала заявление об увольнении с 24 мая 2016 г. в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.
Распоряжением администрации г. Владивостока от 23 мая 2016 г. N 1105-рл Джикия И.В. освобождена от замещаемой должности муниципальной службы и уволена по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет). Управлению бухгалтерии администрации г. Владивостока поручено произвести с Джикией И.В. окончательный расчёт, выплатить ей единовременную выплату в размере двух должностных окладов пропорционально отработанному времени.
Единовременное денежное поощрение, предусмотренное муниципальным правовым актом г. Владивостока от 5 февраля 2016 г. N 251-МПА "Порядок выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии в связи с выходом на пенсию за выслугу лет" Джикие И.В. выплачено не было.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Джикия И.В. о взыскании единовременного поощрения муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, суд первой инстанции исходил из того, что непосредственным руководителем Джикии И.В. не исполнена обязанность по направлению ходатайства работодателю о выплате ей единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, а работодателем не выполнена обязанность принять решение о его выплате. Также суд указал, что утверждённым муниципальным правовым актом г. Владивостока от 5 февраля 2016 г. N 251-МПА "Порядок выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии в связи с выходом на пенсию за выслугу лет" не предусмотрена обязанность работника обращаться к руководителю с заявлением для производства указанной выплаты, поскольку данная обязанность возложена на работодателя.
В связи с удовлетворением требования Джикии И.В. о взыскании невыплаченного единовременного поощрения суд признал её требование о взыскании с ответчика процентов за нарушение сроков выплаты единовременного поощрения и компенсации морального вреда подлежащими частичному удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив суждением о том, что муниципальными правовыми актами муниципальным служащим гарантирована выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, которое выплачивается за безупречную и эффективную муниципальную службу. Доказательств того, что при прекращении муниципальной службы в связи с выходом на пенсию по выслуге лет Джикия И.В. имела дисциплинарные взыскания, влекущие лишение её права на получение поощрения, ответчиком не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведённых нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
Особенности прохождения муниципальной службы в Приморском крае, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены Законом Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае".
Статьёй 12 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе" установлены общие принципы оплаты труда муниципального служащего.
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 1 статьи 12 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае").
К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда муниципальных служащих (пункты 1-6 части 2 статьи 12 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае").
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края (часть 3 статьи 12 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае").
За безупречную и эффективную муниципальную службу статьёй 16 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае" определены виды поощрений муниципального служащего, к которым относятся: объявление благодарности, вручение единовременного денежного поощрения, объявление благодарности с вручением единовременного денежного поощрения, награждение ценным подарком, выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет (в размере не более трёхкратного месячного денежного содержания), награждение грамотой органа государственной власти или государственного органа Приморского края, награждение грамотой органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, присвоение почётного звания, вручение наград Приморского края, представление к награждению орденами и медалями Российской Федерации (пункты 1-10 части 1 статьи 16 закона).
Порядок применения поощрений устанавливается муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Приморского края (часть 2 статьи 16 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае").
В частности, порядок выплаты единовременного поощрения муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию установлен муниципальным правовым актом г. Владивостока от 5 февраля 2016 г. N 251-МПА "Порядок выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии в связи с выходом на пенсию за выслугу лет" (далее - Порядок выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим).
Согласно пункту 2 Порядка выплаты единовременного денежного поощрения муниципальным служащим решение о выплате единовременного поощрения муниципальному служащему принимается представителем нанимателя (работодателем) с учётом мотивированного ходатайства руководителя муниципального служащего.
Выплата муниципальному служащему единовременного поощрения предусматривается правовым актом, принимаемым представителем нанимателя (работодателем). Сумма единовременного поощрения начисляется муниципальному служащему одновременно с окончательным расчётом (пункт 3 Порядка выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим).
Выплата муниципальному служащему единовременного поощрения производится однократно за счёт средств бюджета Владивостокского городского округа на очередной финансовый год в пределах средств, направленных на формирование фонда оплаты труда органа местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии (муниципальному служащему, оплата которого осуществляется за счёт средств субвенций, - за счёт средств субвенций), в размере трёхкратного месячного денежного содержания муниципального служащего (пункт 4 Порядка выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим).
По смыслу приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Приморском крае, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных частью 2 статьи 12 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае", относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы. Установленные же статьёй 16 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае" виды поощрений муниципального служащего, к числу которых относится выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, не являются составной частью денежного содержания муниципального служащего, носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу.
Поощрение муниципальных служащих не относится к числу гарантированных выплат, применение указанных в статье 16 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае" видов поощрений муниципальных служащих является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Решение о применении к муниципальному служащему того или иного вида поощрения принимается представителем нанимателя (работодателя) исходя из совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя (работодателем) выполненных муниципальным служащим должностных обязанностей.
Между тем судебные инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих основания, порядок и условия применения поощрений к муниципальным служащим, в том числе единовременного поощрения муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, пришли к ошибочному выводу о том, что выплата муниципальному служащему данного единовременного поощрения гарантирована законом и в связи с этим на представителя нанимателя (работодателя) возложена обязанность инициировать рассмотрение вопроса о возможности выплаты муниципальному служащему данного вида поощрения.
Судебными инстанциями также не учтено, что в соответствии с Порядком выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим решение о выплате единовременного поощрения муниципальному служащему принимается представителем нанимателя (работодателем) с учётом мотивированного ходатайства руководителя муниципального служащего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, такое мотивированное ходатайство о применении к Джикие И.В. вознаграждения в виде единовременного поощрения муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию за выслугу лет непосредственным руководителем Джикии И.В. в адрес представителя нанимателя (работодателя) не направлялось.
Вывод судебных инстанций о том, что направление данного ходатайства является обязанностью непосредственного руководителя Джикии И.В., не основан на нормах закона, поскольку ни Закон Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае", ни муниципальный правовой акт г. Владивостока от 5 февраля 2016 г. N 251-МПА "Порядок выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии в связи с выходом на пенсию за выслугу лет" такой обязанности на руководителя муниципального служащего не возлагают.
Решение вопроса о выплате муниципальному служащему единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет с учётом мотивированного мнения непосредственного руководителя муниципального служащего отнесено указанными нормативными правовыми актами к компетенции и на усмотрение представителя нанимателя (работодателя).
С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 7 ноября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2017 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Владивостока.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2017 г. N 56-КГ17-26
Текст определения официально опубликован не был