Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II
Обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
1. Организация и проведение государственного контроля
В 1 квартале 2017 года проведено 13 плановых проверок и 5 внеплановых проверок в рамках осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части:
- контроля за соблюдением органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья;
- контроля соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
- контроля соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
- контроля соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- контроля организации и осуществления:
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями предусмотренного статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотренного статьей 89 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций.
Основанием для проведения внеплановых проверок в 2 случаях были обращения граждан о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинении вреда жизни, здоровью граждан; в 3 случаях - исполнение ранее выданного предписания.
При проведении контрольных мероприятий сроки проведения проверок установленные федеральным законодательством и приказами о проведении проверок соблюдались.
По результатам 18 проверок выдано 18 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 7 протоколов об административном правонарушении по статьям 6.25 КоАП РФ (2 протокола), 11.32 КоАП РФ , 19.5 КоАП РФ (2 протокола), 19.20 КоАП РФ (2 протокола). Информация по итогам проверок направлялась в Министерство здравоохранения Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации и прокуратуры субъектов Российской Федерации, главам субъектов Российской Федерации. Протоколы об административных правонарушениях направлялись в Роспотребнадзор и судебные органы для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, в отношении которых возбуждалось административное производство к административной ответственности. Результаты проверок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не обжаловались.
Принято участие в проведении территориальным органом Росздравнадзора по Тверской области внеплановой выездной проверки Министерства здравоохранения Тверской области по исполнению ранее выданного предписания. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении по части 21 статьи 19.5. КоАП РФ (невыполнение в установленный срок ранее выданного предписания). Результаты контрольных мероприятий направлены Министру здравоохранения Российской Федерации, Губернатору Тверской области и в прокуратуру Тверской области. Итоги проверки не обжаловались.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "части 2.1 статьи 19.5."
В 1 квартале 2017 года в Управление организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора поступило 4053 обращений (46,8% от общего количества), в том числе:
- по вопросам лекарственного обеспечения - 103 обращения;
- по качества и безопасности медицинской деятельности - 3533 обращения;
- по вопросам реорганизации здравоохранения - 61 обращение.
Из 4053 обращений сотрудниками указанного Управления за истекший период 2017 года рассмотрено 1644 обращений (40,1%), находящихся на внешнем контроле Минздрава России, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и др. государственных органов. Результаты рассмотрения данных обращений направлены в соответствующие органы государственной власти.
За 1 квартал 2017 года в Управление контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора поступило 2 165 обращений (27,3% от общего количества):
- по вопросам лекарственного обеспечения - 1 967 обращений;
- по вопросам реализации программ и национальных проектов - 137 обращений;
- по вопросам реорганизации здравоохранения - 61 обращение.
Из 2 165 обращений за истекший период 2017 года рассмотрено 100 обращений, находящихся на внешнем контроле (Минздрава России, Администрации Президента Российской Федерации и т.д.). Результаты рассмотрения данных обращений направлены в соответствующие органы власти. Меры прокурорского реагирования к сотрудникам Росздравнадзора в связи с их действиями по данному направлению контрольно-надзорной деятельности не применялись.
Получены разъяснения из Генеральной прокуратуры Российской Федерации о правомерности составления сотрудниками Росздравнадзора протоколов об административных правонарушениях в отношении медицинских организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности без лицензии. Как указано в разъяснениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в случае установления фактов осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на соответственно медицинскую или фармацевтическую деятельность, услуг или работ не указанных в приложении к соответствующей лицензии, уполномоченные лица Росздравнадзора имеют право возбудить дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 или по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
2. Соблюдение обязательных требований при проведении государственного контроля
В 1 квартале 2017 года имеют место следующие системные нарушения, допускаемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении медицинской деятельности:
1. В рамках контроля за соблюдением органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья - в 44% случаев выявлены нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, чаще других выявлялись:
низкая доступность и качество медицинской помощи;
медицинское вмешательство без получения добровольного информированного согласия гражданина;
нарушение права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
отказ в оказании медицинской помощи.
2. В рамках контроля соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи - основными проблемами при исполнении медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи в 1 квартале 2017 года явились несоблюдение стандартов оснащения (более чем в 60% случаях) и нарушения требований к организации деятельности медицинской организации (более 25% случаев).
3. В рамках контроля соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований - основными видами выявленных нарушений явились:
нарушения ведения медицинской документации; нарушения порядка проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований; отсутствие сертификатов специалистов у врачей-специалистов.
4. В рамках контроля соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" чаще других выявлялись:
непредставление руководителями медицинских и аптечных учреждений информации медицинским работникам, фармацевтическим работникам, компаниям, представителям компаний и гражданам об установленных запретах и ограничениях при осуществлении профессиональной деятельности;
нарушение порядка участия представителей компаний в собраниях медицинских работников;
оформление рецептов, осуществление назначений на бланках (рецептурных бланках), содержащих информацию рекламного характера, а также наличие в помещениях таких бланков.
5. В рамках контроля организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотренного статьей 89 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций - чаще других выявлялись:
несоблюдение установленного порядка проведения ведомственного контроля;
несоблюдение порядка оформления результатов ведомственного контроля
необоснованность мер, принимаемых по результатам проведения ведомственного контроля.
6. В рамках контроля организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями предусмотренного статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности - чаще других выявлялись:
несоблюдение установленного порядка проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
несоблюдение порядка оформления результатов внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
необоснованность мер, принимаемых по результатам проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
недостатки в работе врачебных комиссий медицинских организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.