Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5
Информация о практике административного оспаривания действий (бездействий) и решений органов государственного контроля (надзора), а также судебной практике оспаривания действий (бездействий) и решений органов государственного контроля (надзора)
Анализ практики административного оспаривания действий (бездействий) и решений органов государственного контроля (надзора)
Россельхознадзором проанализированы статистические данные, касающиеся вопросов практики производства по делам об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности Россельхознадзора за 2016 год и девять месяцев 2017 года (далее - отчетный период).
По результатам анализа установлено следующее.
За 2016 год сотрудниками Россельхознадзора выявлено более 40 тысяч правонарушений. За девять месяцев 2017 года, более 19 тысяч.
В подавляющем большинстве случаев привлечение физических лиц и хозяйствующих субъектов к административной ответственности уполномоченными должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора и должностными лицами Россельхознадзора при рассмотрении жалоб на постановления является законным и обоснованным.
Тем не менее, Россельхознадзором постоянно анализируются судебные решения на основании которых постановления по делам об административных правонарушениях отменяются, а лица, в отношении которых они были вынесены освобождаются от административной ответственности.
По результатам указанного анализа следует обратить внимание на основные (типичные) нарушения, которые допускаются уполномоченными должностными лицами при производстве по административным делам.
Типичными основаниями для принятия решений судами об отмене постановлений является вывод об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, отсутствие события административного правонарушения, малозначительности административного правонарушения, истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Также из анализа судебных решений, по которым судом постановления об административных правонарушениях отменены, можно сделать вывод о других часто встречающихся типичных нарушениях норм КоАП РФ. К таковым нарушениям можно отнести нарушение сроков рассмотрения административного дела, нарушение сроков составления протокола, ненадлежащее извещение лиц, в отношении которых ведется производство по административному делу о дате, времени и месте составления протокола и вынесения постановления (рассмотрения дела).
Кроме того, исходя из анализа представлений органов прокуратуры в отдельных субъектах Российской Федерации следует, что нередко фиксируются случаи вынесения определений о проведении административных расследований без достаточных для этого оснований то есть необоснованно.
По всем выявленным случаям нарушений Россельхознадзором направляются поручения руководителям территориальных управлений о необходимости строгого соблюдения лицами, уполномоченными осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях норм КоАП РФ.
Анализ судебной практики оспаривания действий (бездействий) и решений органов государственного контроля (надзора)
Также Россельхознадзором проанализированы статистические данные, касающиеся вопросов практики оспаривания действий (бездействий) и решений органов государственного контроля (надзора).
Порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ).
В подавляющем большинстве случаев проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ.
Количество оспоренных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в судах оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю в соответствующей сфере деятельности, проведенных Россельхознадзором составляет в 2016 году 202 дела, за девять месяцев 2017 года более 55 дел.
Проанализировав указанные дела, выявлены случаи, когда уполномоченные должностные лица Россельхознадзора проводящие проверки допускают нарушения, которые влекут за собой признание результатов проверки недействительной. К таким нарушениям относятся процессуальные нарушения при организации, проведении контрольно-надзорных мероприятий, выход за пределы предмета проверки, истребование документов, не относящихся к предмету проверки у лиц, в отношении которых проводится проверка.
В судебной практике встречаются случаи, когда лица, в отношении которых проведена проверка оспаривают факт нарушения. В этих случаях суды обращают внимание на наличие в материалах дела доказательств подтверждающих выводы должностных лиц указанных в акте проверки о выявленных нарушениях. Такими доказательствами являются протоколы экспертиз, фотоматериалы, видеоматериалы.
Установлено также, что в 2016 году проведено 114 проверок с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Россельхознадзора применены меры дисциплинарного и административного наказания, в за девять месяцев 2017 г. проведена 1 такая проверка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.