Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки А.Л. Соседко вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка А.Л. Соседко, действующая в интересах своего несовершеннолетнего сына М.И. Соседко, оспаривает конституционность положений части первой статьи 25 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в той мере, в какой они, действуя в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, не предоставляют детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, права бесплатного проезда по территории Российской Федерации (туда и обратно) до санаторно-курортного учреждения вместе с одним из родителей или заменяющим его лицом.
Как следует из представленных материалов, заявительница страдает болезнями, обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения отца в период его участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ее сын имеет статус ребенка второго поколения граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и пользуется правом на предоставление в составе набора социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту такого лечения и обратно.
При предоставлении М.И. Соседко в 2015 году указанных мер социальной поддержки А.Л. Соседко было отказано в оплате стоимости ее проезда в качестве сопровождающего лица к месту санаторно-курортного лечения сына. Правильность такого отказа была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе на оспариваемые нормы.
По мнению заявительницы, оспариваемые положения не соответствуют статьям 2, 7, 39 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку отменяют ранее предоставлявшуюся детям из числа указанной категории льготу по бесплатному проезду вместе с родителями к месту санаторно-курортного лечения и обратно без ее равноценной замены.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства ориентируя органы публичной власти на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), не закрепляет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в том числе подвергшихся воздействию радиации. Решение этих вопросов относится к компетенции законодательной власти, обладающей достаточной дискрецией в определении соответствующих мер социальной защиты и регламентации условий их предоставления (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2014 года N 2636-О и N 2671-О и др.).
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" система социальной защиты населения была реформирована, основная часть льгот, ранее предоставлявшихся в натуральной форме (в том числе лицам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы), была заменена ежемесячной денежной выплатой. В то же время Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" был дополнен главой 2, в соответствии с которой ряду категорий граждан (к их числу согласно его статье 6.7 относится и сын заявительницы) предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя, в частности, бесплатное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний), а также бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
При этом согласно абзацу второму пункта 2 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Такое правовое регулирование осуществлено в пределах дискреционных полномочий федерального законодателя и направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов посредством усиления адресности социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации.
Следовательно, положения части первой статьи 25 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями статей 6.2 и 6.7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Разрешение же вопроса о распространении на родителей, дети которых относятся ко второму поколению граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", права на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения ребенка, безотносительно к наличию у него инвалидности, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Соседко Анастасии Лериевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2017 г. N 2926-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Соседко Анастасии Лериевны на нарушение конституционных прав ее несовершеннолетнего сына Соседко Матвея Ивановича положениями части первой статьи 25 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)