В целях организации в Минэкономразвития России работы по осуществлению защиты интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства экономического развития Российской Федерации в судебном порядке приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент организации работы по осуществлению защиты интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства экономического развития Российской Федерации в судебном порядке (далее - Регламент).
2. Руководителям структурных подразделений Министерства, руководителям подведомственных федеральных служб и федерального агентства обеспечивать:
- защиту интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства экономического развития Российской Федерации в судебном порядке в соответствии с Регламентом;
- представление в Правовой департамент информации, предусмотренной Регламентом.
3. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 17 июля 2003 г. N 225 "О подготовке и своевременном представлении в суды материалов, необходимых для защиты интересов Правительства Российской Федерации и Минэкономразвития России".
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Фомичева О.В.
Министр |
М.С. Орешкин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от 17.11.2017 г. N 618
Регламент
организации работы по осуществлению защиты интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства экономического развития Российской Федерации в судебном порядке
1. Настоящий Регламент определяет порядок организации защиты интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Министерство) в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и Верховном Суде Российской Федерации, а также порядок взаимодействия центрального аппарата Министерства с подведомственными Министерству федеральными службами и федеральным агентством при осуществлении такой защиты.
2. Представление интересов Правительства Российской Федерации в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и Верховном Суде Российской Федерации осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Защита интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства осуществляется специально уполномоченными сотрудниками Правового департамента Министерства, специально уполномоченными сотрудниками подведомственных Министерству федеральных служб и федерального агентства (далее - лицо, осуществляющее судебную защиту), определяемыми на основании поручений Министра экономического развития Российской Федерации (далее - Министр), заместителя Министра экономического развития Российской Федерации (далее - заместитель Министра) на судебные документы*, поступившие на имя Министра, заместителя Министра или в адрес Министерства.
При необходимости для защиты интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства совместно с сотрудниками Правового департамента Министерства могут привлекаться сотрудники других структурных подразделений Министерства (далее совместно с лицом, осуществляющим судебную защиту, - представители), определяемые на основании поручений Министра, заместителя Министра.
В исключительных случаях и на основании решения Министра защита интересов Министерства в судебном порядке может осуществляться представителями специализированных юридических организаций, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Полномочия представителя подтверждаются доверенностью, выдаваемой Министром или временно исполняющим его обязанности заместителем Министра.
4. В случае необходимости подачи в суд искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) от имени Правительства Российской Федерации и (или) Министерства заинтересованное структурное подразделение Министерства, в компетенцию которого на основании утвержденных в установленном порядке положений входит рассмотрение вопросов по заявляемым в исковом заявлении (административном исковом заявлении, заявлении, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) требованиям, представляет в Правовой департамент Министерства все необходимые документы и материалы для составления искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) и предъявления его в суд.
Правовой департамент Министерства вправе самостоятельно инициировать подачу в суд искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) от имени Министерства. Подача искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) в указанном случае осуществляется по согласованию со структурным подразделением Министерства, в компетенцию которого на основании утвержденных в установленном порядке положений о структурных подразделениях входит рассмотрение вопросов по заявляемым требованиям.
В случае инициирования Правовым департаментом Министерства подачи в суд искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) структурные подразделения Министерства, в компетенцию которых на основании утвержденных в установленном порядке положений входит рассмотрение вопросов по заявляемым требованиям, представляют в Правовой департамент Министерства по его запросу и в определенные им сроки все необходимые документы и материалы.
В случае необходимости по запросу Правового департамента Министерства и в определенные им сроки структурные подразделения Министерства в пределах своей компетенции представляют документы и материалы, необходимые для осуществления правовой защиты по делам, в которых Правительство Российской Федерации и (или) Министерство выступает ответчиком (административным ответчиком, заинтересованным лицом, третьим лицом).
Документы и материалы, необходимые для подачи в суд искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) или для осуществления правовой защиты по делам, в которых Правительство Российской Федерации и (или) Министерство выступает ответчиком (административным ответчиком, заинтересованным лицом, третьим лицом), должны представляться в Правовой департамент Министерства в виде оригиналов или копий, заверенных надлежащим образом в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Министерстве (далее - Инструкция).
5. В целях представления интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства руководители структурных подразделений Министерства, руководители или заместители руководителей подведомственных федеральных служб и федерального агентства выделяют для участия в судебных процессах наиболее компетентных по существу рассматриваемых вопросов сотрудников и обеспечивают своевременное направление в Правовой департамент Министерства копий необходимых документов для оформления им полномочий на представительство в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Верховном Суде Российской Федерации в виде доверенностей.
Запрос об оформлении доверенности на представителя направляется в Правовой департамент Министерства за подписью руководителя структурного подразделения Министерства (лица, временно исполняющего его обязанности), руководителя или заместителя руководителя федеральной службы (федерального агентства) не позднее 10 рабочих дней до даты рассмотрения дела. К запросу должна прилагаться копия страницы паспорта представителя, на которой четко видно серию и номер паспорта, дату его выдачи, орган и код подразделения, выдавшего паспорт.
В целях соблюдения положений статей 6 и 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" одновременно с направлением запроса об оформлении доверенности на представителя в Правовой департамент Министерства направляется согласие такого представителя на обработку его персональных данных по форме согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту.
Для участия в судебных процессах по административным делам руководители структурных подразделений Министерства, руководители подведомственных федеральных служб и федерального агентства выделяют сотрудников, имеющих высшее юридическое образование, и представляют в Правовой департамент Министерства вместе с запросом об оформлении доверенности копию документа об их образовании.
В случае поступления поручения Министра или заместителей Министра, запроса Правового департамента Министерства о необходимости представления интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства в судах менее чем за три рабочих дня до даты судебного заседания руководители структурных подразделений Министерства, руководители или заместители руководителей подведомственных федеральных служб и федерального агентства направляют вышеуказанные документы в Правовой департамент Министерства незамедлительно с пометкой "Срочно".
В целях представления интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Верховном Суде Российской Федерации федеральным службам и федеральному агентству может быть предоставлено универсальное представительство с правом последующего передоверия полномочий посредством выдачи универсальных доверенностей юридическим лицам (федеральным службам, федеральному агентству).
6. Подготовку проекта доверенности (универсальной доверенности) осуществляет Правовой департамент Министерства в соответствии с Инструкцией.
7. В проекте доверенности указываются:
- фамилия, имя, отчество, паспортные данные представителя;
- номер дела или предмет спора (Ф.И.О. заявителя (истца), предъявляемые требования);
- объем предоставляемых полномочий:
совершать на территории Российской Федерации все процессуальные действия, право на которые предоставляется законом истцу, административному истцу, ответчику, административному ответчику, заинтересованному лицу, третьему лицу, включая право на подписание искового заявления, административного искового заявления, возражений на административное исковое заявление и предъявление их в суд, подписание отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску, заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, а также право на предъявление встречного иска, административного искового заявления, изменение предмета или основания иска, административного иска, обжалование судебных актов, предъявление исполнительного документа к взысканию, совершение всех иных законных действий, связанных с выполнением представительства, а также представлять интересы Правительства Российской Федерации и (или) Министерства в органах внутренних дел и других правоохранительных органах Российской Федерации с правом заявления гражданских исков в рамках рассмотрения уголовных дел.
Объем предоставляемых полномочий представителя из числа привлекаемых сотрудников заинтересованных структурных подразделений Министерства определяется с учетом положений настоящего Регламента по согласованию с руководителями соответствующих структурных подразделений Министерства.
В проекте универсальной доверенности указываются:
- наименование федеральной службы (федерального агентства);
- основной государственный регистрационный номер юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождение юридического лица;
- объем предоставляемых полномочий:
совершать на территории Российской Федерации все процессуальные действия, право на которые предоставляется законом истцу, административному истцу, ответчику, административному ответчику, заинтересованному лицу, третьему лицу, включая право на подписание искового заявления, административного искового заявления, возражений на административное исковое заявление и предъявление их в суд, подписание отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску, заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, а также право на предъявление встречного иска, административного искового заявления, изменение предмета или основания иска, административного иска, обжалование судебных актов, предъявление исполнительного документа к взысканию, совершение всех иных законных действий, связанных с выполнением настоящего представительства, а также представлять интересы Правительства Российской Федерации и (или) Министерства в органах внутренних дел и других правоохранительных органах Российской Федерации с правом заявления гражданских исков в рамках рассмотрения уголовных дел.
В проекте доверенности могут быть также предусмотрены специальные полномочия лиц, осуществляющих судебную защиту, в соответствии с законодательством Российской Федерации:
передача спора на рассмотрение третейского суда; полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера; признание иска; заключение мирового соглашения; передача полномочий другому лицу (передоверие); получение присужденного имущества или денег; заключение соглашения по фактическим обстоятельствам.
Специальные полномочия предоставляются лицу, осуществляющему судебную защиту, только по согласованию с заместителем Министра, осуществляющим координацию и контроль соответствующих подведомственных Министерству федеральных служб и федерального агентства, Правового департамента Министерства, при наличии обоснования невозможности использования представителем общих полномочий с указанием целесообразности совершения действия, отнесенного к специальным полномочиям.
8. Доверенность (универсальная доверенность) выдается на срок до одного календарного года со дня ее совершения.
9. По истечении срока действия доверенности (универсальной доверенности), а также при увольнении представителя до истечения срока доверенности доверенность подлежит незамедлительному возврату в Департамент управления делами Министерства с одновременным информированием об этом Правового департамента Министерства.
10. Доверенность представителя может быть отменена, в том числе в случае злоупотребления представителем материальными или процессуальными правами, невыполнения представителем указаний руководства Министерства и в иных подобных случаях. При отмене выданной доверенности Министерство извещает об отмене доверенности представителя и руководителя структурного подразделения Министерства, руководителя федеральной службы (федерального агентства), суды, для представительства в которых была выдана такая доверенность, и федеральные службы судебных приставов, для представительства в которых была выдана доверенность на получение присужденного имущества или денег.
11. Правовой департамент Министерства ведет учет выданных доверенностей.
12. В целях надлежащей защиты интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства обеспечивается явка представителей в судебные заседания, а лицами, осуществляющими судебную защиту, кроме того, обеспечивается подготовка и направление в суд письменных отзывов (возражений, объяснений) на заявленные требования. Категории судебных дел, по которым явка представителей в силу характера спора является необязательной, определяются Правовым департаментом Министерства, о чем письменно информируются соответствующие представители.
13. В случае получения обращения (повестки, письма) Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации в связи с рассмотрением дел, стороной по которым является Правительство Российской Федерации, лица, осуществляющие судебную защиту, уведомляют об этом полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации и направляют ему копии поступивших материалов письмом за подписью заместителя Министра, осуществляющего координацию и контроль Правового департамента Министерства, руководителей или заместителей руководителей федеральных служб (федерального агентства), в течение 14 дней со дня их получения, но не позднее 10 дней до истечения срока, отведенного на их исполнение.
14. Судебные дела или отдельные судебные документы, находящиеся на исполнении, могут быть поставлены на особый контроль.
Обязательной постановке на особый контроль подлежат судебные дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства, решений и действий (бездействия) Правительства Российской Федерации и (или) Министерства, должностных лиц Правительства Российской Федерации и (или) Министерства (Министра, заместителя Министра), о возложении обязанностей на Правительство Российской Федерации и (или) Министерство, взыскании денежных средств за счет казны в лице Министерства, а также иные дела по указанию Министра, заместителей Министра.
15. Постановка судебного документа на контроль осуществляется в соответствии с Регламентом организации работы по контролю исполнения поручений в Минэкономразвития России, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 5 июля 2017 г. N 329.
16. Лицо, осуществляющее судебную защиту, при подготовке дела к судебному заседанию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд, знакомится с материалами дел, изучает положения законодательства по вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании, судебную практику по аналогичным судебным спорам, осуществляет сбор надлежащим образом оформленных доказательств по делу.
17. В спорных ситуациях, а также в случае необходимости согласования позиций двух и более структурных подразделений Министерства, федеральных служб и федерального агентства окончательное определение позиции является исключительной компетенцией Министра.
18. В случае удовлетворения судом требований, предъявленных к Правительству Российской Федерации (кроме исковых или иных требований, связанных с долговыми обязательствами Российской Федерации) и (или) к Министерству по отдельным вопросам, лицо, осуществляющее судебную защиту, письмом за подписью директора Правового департамента Министерства (лица, временно исполняющего его обязанности), руководителей или заместителей руководителей федеральных служб (федерального агентства) незамедлительно докладывает об этом руководству Министерства, вносит предложения об обжаловании решения суда, а по вступлении судебного решения в силу - о мерах по его выполнению.
19. При удовлетворении судом исковых или иных требований по искам к Министерству о взыскании денежных средств лицо, осуществляющее судебную защиту, письмом за подписью директора Правового департамента Министерства (лица, временно исполняющего его обязанности), руководителей или заместителей руководителей федеральных служб (федерального агентства) направляет в Финансовый департамент Министерства информацию о результатах рассмотрения дела в суде не позднее 10 календарных дней после вынесения (принятия) судебного акта по делу в окончательной форме, об обжаловании судебного акта, а также принимает меры с целью приостановления санкционирования оплаты денежных обязательств.
О результатах обжалования судебного акта и мерах приостановления оплаты денежных обязательств лицо, осуществляющее судебную защиту, письмом за подписью директора Правового департамента Министерства (лица, временно исполняющего его обязанности), руководителей или заместителей руководителей федеральных служб (федерального агентства) обязан предоставить в Финансовый департамент Министерства информацию не позднее 10 календарных дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
20. В случае если представительство осуществлялось при рассмотрении судами дел по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) Министерства, подведомственных Министерству федеральных служб (федерального агентства) или их должностных лиц, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств, Правовой департамент Министерства совместно с Финансовым департаментом обеспечивает направление в Министерство финансов Российской Федерации информации о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
21. В случае вступления в законную силу судебного акта по судебным делам об оспаривании нормативных правовых актов Министерства, решений и действий (бездействия) Министерства, должностных лиц Министерства о возложении обязанностей на Министерство, взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации или Министерства и иных судебных актов, принятых судом не в пользу Министерства, лицо, осуществляющее судебную защиту, проводит анализ причин удовлетворения заявленных требований, принимает меры, направленные на их устранение, и информирует об этом руководство Министерства не позднее 10 календарных дней со дня вступления в законную силу такого судебного акта.
22. Положения пунктов 18-21 настоящего Регламента распространяются на случаи, если представительство осуществлялось по делам, в которых Правительство Российской Федерации и (или) Министерство выступают в качестве ответчика (административного ответчика).
23. В целях надлежащего учета судебной работы и оценки эффективности деятельности по представлению интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства в судах федеральные службы (федеральное агентство) ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Правовой департамент Министерства обобщенную информацию о судебно-правовой работе по форме согласно приложению N 2 к настоящему Регламенту с пояснительной запиской.
В пояснительной записке в обязательном порядке подлежит отражению информация о судебных делах, поставленных на особый контроль. При этом указанная информация должна содержать результаты рассмотрения судебного дела, результаты обжалования, анализ причин удовлетворения заявленных требований, результаты принятых мер. В пояснительной записке также может отражаться информация о судебно-правовой работе территориальных органов федеральной службы (федерального агентства).
24. Правовой департамент составляет сводный отчет о судебно-правовой работе по представлению интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства и проводит комплексный анализ ее состояния. По результатам проведенного анализа Правовой департамент Министерства ежегодно представляет Министру сводную информацию о состоянии судебно-правовой работы.
25. Сведения о судебных актах по делам о признании недействующими нормативных правовых актов Министерства подлежат размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".
______________________________
* В настоящем Регламенте под судебными документами понимаются исковое заявление, административное исковое заявление, заявление, жалоба, отзыв, письменные возражения, письменные объяснения, судебная повестка, судебное извещение, судебный запрос, определение, решение, постановление, исполнительный лист и иные документы, предусмотренные действующим процессуальным законодательством.
Приложение N 1
к Регламенту организации работы
по осуществлению защиты интересов
Правительства Российской Федерации
и (или) Министерства экономического
развития Российской Федерации
в судебном порядке
Согласие на обработку персональных данных
Я, _______________________________________________________ (далее -
Субъект), документ, удостоверяющий личность ____________ N ______________
выдан __________________________________________________________________,
код подразделения __________, дата выдачи "____" __________ _________ г.,
зарегистрированный(-ая) по адресу: ______________________________________
________________________________________________________________________,
в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" даю свое согласие Министерству экономического развития Российской Федерации (далее - Оператор) на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации, обработку моих персональных данных, включающих фамилию, имя, отчество, пол, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер, дату и место выдачи основного документа, удостоверяющего личность, должность, сведения о месте работы, адрес электронной почты, контактный телефон, в целях осуществления действий по представительству интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства экономического развития Российской Федерации в суде. Предоставляю Министерству экономического развития Российской. Федерации право осуществлять все действия (операции) с моими персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение, публикацию.
Настоящее согласие действует бессрочно и может быть отозвано Субъектом в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением Субъекта.
Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных").
Подпись Субъекта
"____" __________ ________ г. ________________ /____________________/
Приложение N 2
к Регламенту организации работы
по осуществлению защиты интересов
Правительства Российской Федерации
и (или) Министерства экономического
развития Российской Федерации
в судебном порядке
ОТЧЕТ
________________________________________________________________________
(наименование федеральной службы или федерального агентства)
о судебно-правовой работе по представлению интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства
за период с "____" __________ ________ г. по "____" __________ ________ г.
Наименование |
Общее количество судебных дел |
Количество дел, где орган исполнительной власти участвует в качестве 3-го лица |
Иски, предъявленные к Правительству Российской Федерации и (или) Министерству, федеральным службам и федеральным агентствам |
Иски, предъявленные федеральной службой и федеральным агентством от имени Правительства Российской Федерации и (или) Министерства и от своего имени |
Количество дел, по которым вынесены решения не в пользу органов исполнительной власти |
|||||||||||||
Количество исков |
Удовлетворены |
Частично удовлетворены в пользу федеральных служб и федеральных агентств |
Прекращено производство |
Отказано в иске |
Решения в пользу федеральных служб и агентств |
Оставлено без рассмотрения |
Находится на стадии производства |
Количество исков |
Удовлетворены |
Частично удовлетворены в пользу федеральных служб и федеральных агентств |
Прекращено производство |
Отказано в иске |
Оставлено без рассмотрения |
Находится на стадии производства |
||||
|
Федеральные службы и федеральное агентство, в том числе их территориальные подразделения |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен порядок организации работы по осуществлению защиты интересов Правительства РФ и (или) Минэкономразвития России в судебном порядке.
Так, указаны уполномоченные лица. Урегулированы вопросы подтверждения полномочий. Закреплены особенности подачи исковых заявлений.
Прописана процедура оформления доверенности (в т. ч. универсальной).
Ранее изданный приказ по этим вопросам признан утратившим силу.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 17 ноября 2017 г. N 618 "Об организации в Минэкономразвития России работы по осуществлению защиты интересов Правительства Российской Федерации и (или) Министерства экономического развития Российской Федерации в судебном порядке"
Текст приказа официально опубликован не был