1. В документации о закупке заказчик должен установить порядок оценки заявок, позволяющий отобрать победителя с лучшими условиями исполнения договора, предложенными в составе заявки.
ОАУ (далее - Заказчик) проведен конкурс на право заключения договора на выполнение своими и/или привлеченными силами работ по строительству объекта: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены" (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Как следует из материалов настоящего дела, в приложении к Информационной карте Документации установлен порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе. Пунктом 2 Порядка оценки заявок на участие в Конкурсе установлено, что оценка заявок осуществляется в порядке, разработанном в соответствии с "Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
Таким образом, в соответствии с приложением к Правилам значимость критериев должна быть определена не по правилам Закона о закупках, Положения о закупках, а в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085, согласно которому значимость по нестоимостным критериям оценки (процентов) составляет 20 %, а не 40 % как указано в Таблице N 1 Документации.
Таким образом, пункт 2 Порядка оценки заявок на участие в Конкурсе противоречит положению пунктов 2, 3 Таблицы N 1 Документации, согласно которой значимость нестоимостных критериев составляет 40%.
Также, противоречие возникает с применением пункта 2 порядка оценки Документации, согласно которому оценка заявок осуществляется в порядке с Правилами и пунктом 2.3 порядка оценки заявок Документации.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2017 г. по делу N 223ФЗ-61/17/АК420-17)
2. Наличие у участников закупки опыта исполнения двух договоров на поставки одноименных товаров не может являться критерием допуска к участию в закупке.
ФГУП (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на поставку специализированной почтовой мебели для отделений почтовой связи (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2.3.2 пункта 2 Положения о закупке.
Протоколом рассмотрения конкурсных заявок, представленных для участия в открытом конкурсе в электронной форме на право заключения договора на поставку специализированной почтовой мебели для отделений почтовой связи N 316 от 13.02.2017 ООО "С" отказано в допуске к участию в Конкурсе, в связи с несоответствием участников закупки требованию, установленному пунктом 3.1 Информационной карты Документации.
В соответствии с пунктом 3.1 Информационной карты Документации участник Конкурса должен иметь опыт исполнения двух договоров на поставку одноименных товаров, стоимость каждого из которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены договора, указанной в пункте 2.3 Информационной карты.
Учитываются только договоры, заключенные с таким участником в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и (или) Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и (или) Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и исполненные за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок.
Вместе с тем, согласно статье 506 Гражданского Кодекса Российской Федерации учитывая природу договора поставки, поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях.
Кроме того, поставщик может не являться производителем товара, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.
Таким образом, учитывая природу договора поставки, отсутствие у данного поставщика фактов поставки товаров по предмету закупки не подтверждает невозможность участника Конкурса надлежащим образом исполнить обязательства по договору, заключаемому по результатам Конкурса.
Кроме того, в соответствии с пунктом 18.7.2 Положением о закупке оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе осуществляются Комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Документацией.
Следовательно, наличие у участников закупки опыта исполнения двух договоров на поставки одноименных товаров не может являться критерием допуска к участию в закупке.
Таким образом, исходя из материалов настоящего дела установлено, что Заказчиком неправомерно принято решение об отказе в допуске участнику ООО "С" к участию в Конкурсе, что нарушает часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 25.12.2017 г. по делу N 223ФЗ-174/17/АК568-17)
3. При проведении закупки по строительству объекта капитального строительства заказчик обязан разместить в составе документации о закупке проектно-сметную документацию.
АО (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов под "ключ": жилые дома 7а, 8а, 9а со всеми внутренними инженерными коммуникациями и системами, внутриквартальными наружными сетями дождевой и хозяйственно-бытовой канализации инженерного обеспечения этапа 1А (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.3 положения о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно Извещению предметом Конкурса является выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов "под ключ".
Вместе с тем, из материалов дела следует, что проектная документация не включена в состав Документации и не размещена в ЕИС.
Учитывая изложенное, отсутствие проектной документации в составе документации о закупке на строительство объекта не позволяет установить требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки возможности обоснованно сформировать свое предложение.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 12.2 Положения о закупке Документация должна содержать критерии и порядок оценки.
Приложением N 1 к Информационной карте Документации установлена методика оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, в том числе:
1) "Предложение по охране труда" - оценивается предложение участника по организации охраны труда при выполнении всех работ, предусмотренных "Техническим заданием".
Предложение участника закупки по охране труда оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране труда.
- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда при выполнении не всех работ, установленных разделами 2-3 Технического задания;
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания;
- максимальная оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания, с указанием на конкретные действующие нормативно-правовые акты РФ в сфере охраны труда.
2) "Предложение по технике безопасности" - оценивается предложение участника по технике безопасности при выполнении всех работ, предусмотренных главами предусмотренных "Техническим заданием".
Предложение участника закупки по технике безопасности оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по технике безопасности.
- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности при выполнении не всех работ, установленных разделами 2-3 Технического задания;
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания;
- максимальная оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности, при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания с описанием действующих в организации нормативных актов, регламентирующих технику безопасности.
3) "Предложение по охране окружающей среды" - оценивается предложение участника по охране окружающей среды при выполнении всех работ, предусмотренных "Техническим заданием".
Предложение участника закупки по охране окружающей среды оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране среды.
- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды при выполнении не всех работ, установленных разделами 2-3 Технического задания;
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания;
- максимальная оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания, с указанием на конкретные действующие нормативно-правовые акты РФ в сфере охраны окружающей среды.
При подготовке предложения по критерию "Качество работ, услуг" необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения инновационных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных квалифицированных кадровых ресурсов.
Количество баллов, присуждаемое заявке по показателю "Качество работ", рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям.
Из материалов дела следует, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, поскольку порядок оценки не содержит указание на то, какие именно нормативно-правовые акты Российской Федерации будут учитываться при подаче предложений по критериям "Предложение по охране труда", "Предложение по технике безопасности", "Предложение по охране окружающей среды".
Учитывая изложенное, в нарушение пункта 3 части 9 статьи 4, пунктов 1, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлен надлежащим образом порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2017 г. по делу N 223ФЗ-229/17/АК419-17)
4. Порядок оценки заявок, утверждаемый заказчиком в составе документации, должен позволять отобрать победителя по лучшему предложению.
АО (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов "под ключ": жилые дома 5А, 6А со всеми внутренними инженерными коммуникациями и системами, внутриквартальными наружными сетями дождевой и хозяйственно-бытовой канализации инженерного обеспечения этапа IIА (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 12.2 Положения о закупке Документация должна содержать критерии и порядок оценки.
Приложением N 1 к Информационной карте Документации установлена методика оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, в том числе:
1) "Предложение по охране труда" - оценивается предложение участника по организации охраны труда при выполнении всех работ, предусмотренных "Техническим заданием".
Предложение участника закупки по охране труда оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране труда.
- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда при выполнении не всех работ, установленных разделами 2-3 Технического задания;
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания;
- максимальная оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания, с указанием на конкретные действующие нормативно-правовые акты РФ в сфере охраны труда.
2) "Предложение по технике безопасности" - оценивается предложение участника по технике безопасности при выполнении всех работ, предусмотренных главами предусмотренных "Техническим заданием".
Предложение участника закупки по технике безопасности оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по технике безопасности.
- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности при выполнении не всех работ, установленных разделами 2-3 Технического задания;
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания;
- максимальная оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности, при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания с описанием действующих в организации нормативных актов, регламентирующих технику безопасности.
3) "Предложение по охране окружающей среды" - оценивается предложение участника по охране окружающей среды при выполнении всех работ, предусмотренных "Техническим заданием".
Предложение участника закупки по охране окружающей среды оценивается от 0 до 25 баллов:
- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране среды.
- оценка в 5 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды при выполнении не всех работ, установленных разделами 2-3 Технического задания;
- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания;
- максимальная оценка в 25 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды при выполнении каждой работы, установленной разделами 2-3 Технического задания, с указанием на конкретные действующие нормативно-правовые акты РФ в сфере охраны окружающей среды.
При подготовке предложения по критерию "Качество работ, услуг" необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения инновационных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных квалифицированных кадровых ресурсов.
Количество баллов, присуждаемое заявке по показателю "Качество работ", рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям.
Из материалов дела следует, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, поскольку порядок оценки не содержит указание на то, какие именно нормативно-правовые акты Российской Федерации будут учитываться при подаче предложений по критериям "Предложение по охране труда", "Предложение по технике безопасности", "Предложение по охране окружающей среды".
Учитывая изложенное, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлен надлежащим образом порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2017 г. по делу N 223ФЗ-231/17/АК1178-17)
5. Заказчик не вправе установить требование в закупочной документации о представлении участником закупки в составе заявки документов на товар, передаваемых только при покупке товара.
ГАУК (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по содержанию парка (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 1.3 пункта 1 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 01.12.2016 N 316/1, заявка участника Конкурса ООО "З" отклонена в соответствии с пунктом 7 Информационной карты конкурсной документации (далее - Документация).
Пунктом 7.14 Информационной карты установлено, что к перечню документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе, должны быть приложены копии документов (паспорта транспортных средств (ПТС), копии договоров аренды и т.д.), подтверждающих наличие у участника закупки не менее трех единиц исправной автотракторной техники (МТЗ-320МК, КМ-82БГ, МУП-351-РТР-1 или аналог) с навесным оборудованием, предназначенным для уборки дорожно-тропиночной сети (в том числе емкостью для полива, пнедробилкой и измельчителем веток диаметром до 30 см), самоходной машины для измельчения крупногабаритных пней (Carlton SP 4012 или аналог), автовышки (Чайка-Socage А314 или аналог), вакуумной подметально-уборочной машины (Jonson CN или аналог), не менее двух единиц мини-погрузчиков (Bobcat, Caterpillar, JCB или аналог), погрузчика (JCB 3CX SUPER или аналог) не менее двух единиц транспортных средств для сбора мусора и перевозки инструмента (ГАЗ - 330232 или аналог), участник закупки в Приложение 2 к заявке на участие в конкурсе обязуется использовать не менее трех единиц исправной автотракторной техники (МТЗ-320МК, КМ-82БГ, МУП-351-РТР-1) с навесным оборудованием, предназначенным для уборки дорожно-тропиночной сети (в том числе емкостью для полива, пнедробилкой и измельчителем веток диаметром до 30 см), самоходную машину для измельчения крупногабаритных пней (Carlton SP 4012), автовышку (Чайка-Socage А314), бензопилы, высоторезы, кусторезы, райдеры (Soloby AL-KO T 18-110.6HDS), триммеры, вакуумную подметально-уборочную машину (JonsonCN), не менее двух единиц мини-погрузчиков (Bobcat, Caterpillar, JCB), погрузчик (JCB 3CX SUPER) не менее двух единиц транспортных средств для сбора мусора и перевозки инструмента (ГАЗ - 330232).
Таким образом, на момент подачи заявки участник Конкурса должен располагать указанными материальными техническими ресурсами на праве собственности или аренды.
Отсутствие у участника на момент подачи заявки указанных материальных технических ресурсов и подтверждающих документов, указанных в пункта 7.14 Информационной карты Документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки.
Таким образом, исходя из материалов настоящего дела установлено, что Заказчиком неправомерно принято решение об отказе в допуске участнику ООО "З" к участию в Конкурсе, что нарушает часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 01.12.2017 г. по делу N 223ФЗ-785/16/АК574-17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц. Представляется важным отметить следующие выводы.
В документации о закупке заказчик должен установить порядок оценки заявок, позволяющий отобрать победителя с лучшими условиями исполнения договора. Нельзя требовать в составе заявки документов на товар, передаваемых только при его покупке.
Наличие у участников закупки опыта исполнения двух договоров на поставки одноименных товаров не может являться критерием допуска к участию в закупке.
При проведении закупки по возведению объекта капстроительства заказчик обязан разместить в составе материалов о закупке проектно-сметную документацию.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.