1. О неправомерном блокировании денежных средств участника закупки, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Федеральную антимонопольную службу поступило обращение общества на действия оператора электронной площадке, содержащие признаки нарушения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе. Как утверждало общество, оператор электронной площадке незаконно удержал его денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в двух электронных аукционах.
Согласно обращению, общество мотивировала свои утверждения на том, что комиссия заказчика не отклоняла его заявку за непредставления требуемых документов и информации, или за несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, либо за наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Учитывая данные обстоятельства, на основании поступившей информации (обращения), содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, провела внеплановую проверку в порядке, установленной пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
По результату проведения внеплановой проверки Комиссия антимонопольного органа согласилась с доводами общества, в связи с чем было принято решение о выдаче предписания об устранении выявленного нарушения.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 10.01.2018 N ВП-18/44/99/2 (полный текст изготовлен 15.01.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 21.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 410 886,20 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.11.2017;
5) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 9 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 04.12.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 9 участников Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта - 240 966,37 рублей;
10) Заказчиками заключены государственные контракты с 18.12.2017 по 28.12.2017.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона от 27.11.2017 N *** содержит указание на применение положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1289).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из обращения Заявителя следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе, заявка Заявителя с порядковым номером заявки "7" (Заявитель) признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе в соответствии с Постановлением Правительства N 1289, поскольку заявка содержит предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (наименование страны - Индия).
В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с Законом о контрактной системе и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Следовательно, часть 27 статьи 44 Закона о контрактной системе устанавливает совокупность условий для удержания и перечисления заказчику оператором электронной площадки денежных средств, в том числе:
1) отклонение заявки на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе;
2) несоответствие заявки требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 1289 при осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не подлежат удержанию оператором электронной площадки и перечислению заказчику при совокупности следующих условий:
1) заявка участника отклонена исключительно при наступлении обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289,
2) аукционной комиссией не выявлены иные основания для отклонения заявки по причине несоответствия требованиям документации об электронном аукционе (то есть, за исключением наступления обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2017 N ***-3 заявка Заявителя с порядковым номером "7" признана не соответствующей требованиям, установленным в пункте 20 раздела IV "Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе, а именно, в составе второй части заявки отсутствует копия документа, подтверждающего соответствие предлагаемого к поставке лекарственного препарата требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации - копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 20 раздела IV "Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации - регистрационное удостоверение лекарственного препарата, выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение).
На заседании Комиссии Оператор электронной площадки предоставил сведения, согласно которым в течение одного квартала в отношении вторых частей заявок Заявителя на участие в электронных аукционах N N ***, *** были приняты решения об отклонении вторых частей заявок в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 1289.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в течение одного квартала отклонение второй части заявки Заявителя по основанию несоответствия второй части заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе является первым.
Таким образом, указанные действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в блокировании денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, на основании первого в квартале отклонения второй части заявки Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, нарушают часть 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
2. Участник закупки несет ответственность за достоверность и полноту сведений, подлинность документов, предоставляемых Оператору электронной площадки, в том числе и за неправильное указание участником в платежных документах реквизитов получателя средств.
Федеральная антимонопольная служба, на основании поступившей информации (обращения), содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, провела внеплановую проверку в порядке, установленной пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Поводом проверки действий оператора электронной площадке послужили следующие обстоятельства.
Как следует из обращения, заявитель, будучи желавший принять участие в электронном аукционе, перечислил денежные средства для целей обеспечения заявки на участие в аукционе.
По мнению заявителя, оператор электронной площадки значительно затянул срок зачисления указанных денежных средств на виртуальный счет заявителя, открытый на электронной площадке, тем самым нарушил требования Закона о контрактной системе.
По результатам проведённой проверки Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок не согласилась с доводами заявителя, поскольку платежное поручение не содержала сведений, позволяющих определить, на какой именно виртуальный счет должны были быть зачислены денежные средства.
Необходимо напомнить, что порядок функционирования электронной площадке установлен, в том числе регламентом открытия и ведения счетов Оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме от 09.08.2010, согласно пункту 8.3 которого участник размещения заказа несет ответственность за достоверность и полноту сведений, подлинность документов, предоставляемых Оператору электронной площадки. Оператор электронной площадки (равно как и Расчетная организация, в которой открыт Счет Оператора) не несет ответственность за ошибочное перечисление (не перечисление) денежных средств, связанное с неправильным указанием Участником размещения заказа в платежных документах реквизитов получателя средств.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 10.01.2018 N ВП-18/44/99/9 (полный текст изготовлен 15.01.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимся в том, что Оператором электронной площадки к моменту окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе не зачислены денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе на счет Заявителя, что не позволило Заявителю подать заявку на участие в Аукционе.
Оператор электронной площадки в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 29.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 270 611,96 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.12.2017;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущены 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 18.12.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона;
9) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.
В соответствии с частью 19 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае отсутствия на лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, денежных средств в размере обеспечения указанной заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с Законом о контрактной системе, оператор электронной площадки возвращает указанную заявку в течение одного часа с момента ее получения данному участнику закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 29.11.2017 N *** дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 15.12.2017 08:00.
Из письменных пояснений Оператора электронной площадки следует, что участнику МУП ** "***" открыто два виртуальных счета для участия в закупках, проводимых в соответствии с положениями Закона о контрактной системе (00.000000.000000-VA) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (номер счета 00.000000.000000-223).
Согласно пояснениям Оператора электронной площадки в открытой части сайта Оператора электронной площадки в разделе "Реквизиты площадки по 44-ФЗ" размещена информация о заполнении платежного поручения. При этом обязательным условием является указание номера виртуального счета.
Согласно платежному поручению от 14.12.2017 N 220340 А*** осуществила перевод денежных средств в размере 75 000 рублей на виртуальный счет участника МУП **"***" без указания номера виртуального счета, на который необходимо зачислить данные денежные средства. При этом в назначении платежа указано "ср-ва для обеспечения участия в эл. процедурах", что не позволяет определить, на какой именно виртуальный счет должны быть зачислены денежные средства.
Вместе с тем, в соответствии с частью 8.3 Регламента открытия и ведения счетов Оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме от 09.08.2010 (далее - Регламент) участник размещения заказа несет ответственность за достоверность и полноту сведений, подлинность документов, предоставляемых Оператору электронной площадки. Оператор электронной площадки (равно как и Расчетная организация, в которой открыт Счет Оператора) не несет ответственность за ошибочное перечисление (не перечисление) денежных средств, связанное с неправильным указанием Участником размещения заказа в платежных документах реквизитов получателя средств.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия решила:
Признать довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. Участник закупки считается надлежащим образом уведомленным в случае направления соответствующего уведомления Оператором электронной площадки через функционал электронной площадки.
В ФАС России поступило обращение общество, из которого следует, что оператор электронной площадки не исполнил надлежащим образом свои обязательства по надлежащему уведомлению участника закупки о необходимости внесения денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе на основании предписания контрольного органа в сфере закупок.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в связи с обращением заявителя, которое содержала признаки нарушения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, ФАС России проведена внеплановая проверка.
В результате рассмотрения указанного обращения заявителя и проведения указанной внеплановой проверки установлено, что в адрес заявителя направлено уведомление о необходимости внесения денежных средств для обеспечения заявки на участие в аукционе, а также заявителем осуществлен вход на электронную площадку за долго до проведения аукциона, что указывает на то, что общество знало о необходимости внесения денежных средств для обеспечения заявки на участие в аукцион и не могла об этом знать. Иного обществом не доказано.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 11.01.2018 N ВП-18/44/99/11 (полный текст изготовлен 16.01.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в непредоставлении возможности принять участие в Аукционе.
Оператор электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 22.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 750 000,00 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.11.2017;
5) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 8 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 28.12.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано - ООО "ПКФ ИРТЭКС" с предложением о цене контракта - 803 250,00 рублей.
Как следует из обращения Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в непредставлении возможности принять участие в Аукционе после возобновления процедуры проведения закупки на основании предписания *** УФАС России от 12.12.2017 по делу N ***/17, поскольку 23.12.2017 Оператором электронной площадки заявка Заявителя возращена по причине отсутствия на лицевом счете 00.000000.000000-VA денежных средств.
В соответствии с частью 26 статьи 44 Закона о контрактной системе участник закупки вправе распоряжаться денежными средствами, которые находятся на его лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, и в отношении которых блокирование операций по этому лицевому счету не осуществлено в соответствии с частью 18 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В соответствии частью 9 статьи 44 Закона о контрактной системе для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.
Согласно пункту 5 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае отсутствия на лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе участника закупок, подавшего заявку на участие в таком аукционе, денежных средств в размере обеспечения данной заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с предписанием *** УФАС России от 12.12.2017 по делу N ***/17 Заказчику, Аукционной комиссии предписано отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, Протокол проведения электронного аукциона, Протокол подведения итогов электронного аукциона (далее - Протоколы) и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявки Заявителя на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию об отмене Протоколов.
Оператору электронной площадки предписано не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 предписания *** УФАС России от 12.12.2017 по делу N ***/17 необходимо:
- отменить Протоколы;
- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
Согласно пояснениям Оператора электронной площадки и сведениям, представленным Уполномоченным органом, исполнение предписания осуществлено 18.12.2017 в 15:14, а именно, отменены Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.12.2017 N ***-1, Протокол подведения итогов электронного аукциона от 04.12.2017 N ***-3, назначены новые даты начала рассмотрения первых частей заявок (25.12.2017 в 00:00), окончания рассмотрения первых частей заявок (25.12.2017 в 23:59), дата проведения Аукциона (28.12.2017 в 11:55).
Кроме того, из сведений, представленных Оператором электронной площадки, следует, что 18.12.2017 в адрес Заявителя направлено уведомление о необходимости внесения денежных средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе. При этом Заявителем осуществлен вход на электронную площадку 19.12.2017 в 14:44:00.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что Оператором электронной площадки не предоставлена возможность Заявителю принять участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия решила:
Признать довод ООО "***" не нашедшим своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.