Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Инвестком" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку коммунальной техники для нужд ГБУ "Автомобильные дороги" (номер извещения 0173200001417001076) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ранее выданное Комиссией ФАС России от 08.12.2017 по делу N К-1714/17 (далее - Предписание), а именно в документацию об Аукционе не внесены изменения в соответствии с решением Комиссии ФАС России от 08.12.2017 по делу N К-1714/17 далее - Решение) в части объединения товаров, включенных в перечень товаров, в отношении которых распространяется постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 14.07.14 N 656 (далее - Постановление Правительства N 656), так и товары, в отношении которых Постановление Правительства N 656.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены характеристики товаров (пункты 6, 8 технического задания), которым соответствуют товары единственного производителя (HOLDER S990 - пункт 6, KRAMER ALLROAD 950 - пункт 8).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 02.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 190 519 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.01.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 18.01.2018
1. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
01.12.2017 Заявитель обратился в ФАС России с жалобой на действия Заказчика, Уполномоченного органа, мотивированной тем, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки различные виды техники (тракторные шасси и грузовые шасси), а также установлены характеристики товаров (пункты 4, 6, 8 технического задания), которым соответствуют товары единственного производителя (BUCHERCITYFANT 6000 - пункт 4, HOLDERS990- пункт 6, KRAMERALLROAD 950 - пункт 8).
Комиссия, рассмотрев 08.12.2017 жалобу Заявителя, признала указанную жалобу необоснованной, при этом в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 34, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 08.12.2017 по делу N К-1714/17, принятого по итогам рассмотрения жалобы Заявителя, Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной площадки, Единой комиссии выдано Предписание, в соответствии с которым Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной площадки, Единой комиссии предписано:
1. "Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.12.2017 N 0173200001417001076-4 (далее - Протокол) и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в ЕИС информацию об отмене Протокола.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- отменить протоколы, составленные при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протокола, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 08.12.2017 по делу N К-1714/17 и разместить соответствующую документацию в ЕИС;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить В ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения в ЕИС соответствующей документации об Аукционе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 08.12.2017 по делу N К-1714/17".
Срок исполнения указанного предписания - 22.12.2017.
В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 06.12.2017 N 0173200001417001076-4 отменен - 18.12.2017.
Вместе с тем, 27.12.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещена новая редакция документации об Аукционе в соответствии с Предписанием.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено Предписание в отношении положения об объединении товаров, включенных в перечень, в отношении которых распространяется Постановление Правительства N 656, так и товаров, в отношении которых Постановление Правительства N 656 не распространяется.
В соответствии с новой редакцией документации об Аукционе от 27.12.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены 8 видов коммунальной техники, которые включены в перечень товаров, в отношении которых распространяется постановление Правительства N 656, а также в пункте 17.2 информационной карты установлено требование к составу второй части заявки, в том числе: "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, или копии этих документов - Документы, подтверждающие соответствие предлагаемых товаров, условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд": "поз. 1-8 Спецификации" копии актов экспертизы, выдаваемые Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в части положения об объединении товаров, включенных в перечень, в отношении которых распространяется постановление Правительства N 656, так и товаров, в отношении которых постановление Правительства N 656 не распространяется исполнено, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Предписание исполнено Заказчиком, Уполномоченным органом с нарушением срока, а именно - 27.12.2017.
Таким образом, исполнив Предписание с нарушением срока, Заказчик, Уполномоченный орган нарушили пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что указанное нарушение Заказчиком, Уполномоченным органом устранено.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В документации об Аукционе установлено, что согласно предмету контракта необходимо поставить, в том числе следующие виды коммунальной техники: Машина поливомоечная, подметная (Тротуароуборочная машина универсальная в комплектации распределитель ПГМ, поливомоечное оборудование и щетка фронтальная);
Экскаватор-погрузчик (Погрузчик с передней щеткой и ПМ оборудованием).
По мнению Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены характеристики товаров (пункты 6, 8 технического задания), которым соответствуют товары единственного производителя (HOLDER S990- пункт 6, KRAME RALLROAD 950 - пункт 8).
В отношении установления характеристик техники (пункты 6, 8 технического задания), которым соответствуют товары единственного производителя (HOLDER S990- пункт 6, KRAMER ALLROAD 950 - пункт 8), представители Уполномоченного органа, Заказчика пояснили, что требованиям коммунальной техники, которые установлены в спецификации соответствуют как минимум два производителя, а именно:
Пункт 6 спецификации - ООО "Компания "Коммунал-авто" (исх. от 27.11.17 N 528-1), АО "Курганский завод дорожных машин" (исх. от 28.11.17 N 19-03/1978);
Пункт 8 спецификации - ООО "Амкодор-центр" (исх. от 24.11.17 N 251), ООО "Мирстройтехника" (исх. от 06.12.17 N 061).
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указный довод своего подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Инвестком" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения 10.01.2018 по делу N 18/44/105/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.