Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2018 г. N 11-АПГ17-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части Генерального плана города Нижнекамска, утвержденного решением Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 23 апреля 2008 г. N 16, по апелляционной жалобе Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 марта 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителя Федерального агентства лесного хозяйства Дзебисовой О.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное образование "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан (далее также - Нижнекамский муниципальный район) наделено статусом муниципального района. В состав территории Нижнекамского муниципального района входят следующие муниципальные образования: городские поселения - город Нижнекамск, поселок городского типа Камские Поляны; сельские поселения: Афанасовское сельское поселение,
Елантовское сельское поселение, Каенлинское сельское поселение, Кармалинское сельское поселение, Краснокадкинское сельское поселение, Красноключинское сельское поселение, Майскогорское сельское поселение, Макаровское сельское поселение, Нижнеуратьминское сельское поселение, Простинское сельское поселение, Сосновское сельское поселение, Старошешминское сельское поселение, Сухаревское сельское поселение, Шереметьевское сельское поселение, Шингальчинское сельское поселение.
Решением Совета Нижнекамского муниципального района от 23 апреля 2008 г. N 16 утвержден Генеральный план города Нижнекамска (далее также - Решение N 16, Генеральный план).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия Генерального плана в части включения в границы города Нижнекамска лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Биклянского участкового лесничества Нижнекамского лесничества Республики Татарстан.
Требование мотивировано тем, что Генеральный план в части включения в границы населенного пункта лесных участков принят с нарушением положений части 8 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), так как не было получено обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Несоблюдение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода лесных участков в границы земель населенных пунктов влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, одним из компонентов которой являются лесные ресурсы.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 17 марта 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет Нижнекамского муниципального района просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать. В обоснование ссылается на неподтвержденность фактов, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований, и на допущенные судом нарушения процессуального законодательства, выразившиеся в ограничении прав административного ответчика на предоставление доказательств и непривлечении к участию в деле органа местного самоуправления, к чьим полномочиям в настоящее время отнесено утверждение и изменение генерального плана города Нижнекамска.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Рослесхозом и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Как следует из положений пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей до 27 мая 2014 г., утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки поселения является вопросом местного значения поселения. В соответствии с действующей с 27 мая 2014 г. редакцией Закона N 131-ФЗ утверждение генеральных планов городского поселения является вопросом местного значения соответствующего городского поселения.
Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (далее также - Закон Республики Татарстан о местном самоуправлении, Закон N 45-ЗРТ) в редакции, действовавшей по 31 декабря 2014 г., предусматривал, что утверждение генерального плана поселения является вопросом местного значения поселения.
Законом Республики Татарстан от 12 декабря 2005 г. N 124-ЗРТ "О порядке решения вопросов местного значения во вновь образованных поселениях в Республике Татарстан" (далее также - Закон N 124-ЗРТ) с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2008 г. решение отдельных вопросов местного значения, в том числе утверждение генеральных планов поселений, делегировано органам местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан. В числе муниципальных образований, на которые распространялись нормы Закона N 124-ЗРТ, были указаны Нижнекамский муниципальный район и город Нижнекамск.
В соответствии с действующей с 1 января 2015 г. редакцией Закона Республики Татарстан о местном самоуправлении решение данного вопроса сохранено за соответствующим муниципальным районом только в отношении сельского поселения (пункт 20 части 1, части 3, 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан о местном самоуправлении). Утверждение генеральных планов городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения (пункт 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан о местном самоуправлении).
Генеральный план города Нижнекамска утвержден решением Совета Нижнекамского муниципального района от 23 апреля 2008 г. N 16.
Разрешая предъявленные Рослесхозом требования об оспаривании Генерального плана в части включения в границы населенного пункта земель лесного фонда, суд первой инстанции исходил из того, что этот нормативный правовой акт принят представительным органом местного самоуправления - Советом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в рамках предоставленных ему Законом N 124-ЗРТ полномочий.
При этом суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно статье 9 Закона N 124-ЗРТ данный закон утратил силу с 1 января 2009 г.
Таким образом, в силу пункта 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ с указанной даты полномочиями на утверждение и изменение генерального плана города Нижнекамска обладает представительный орган местного самоуправления муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - Нижнекамский городской Совет.
Решениями Нижнекамского городского Совета от 30 января 2013 г. N 47 и от 18 февраля 2014 г. N 5 в Решение N 16 были внесены изменения, в том числе утвержден в новой редакции Основной чертеж, устанавливающий границы населенного пункта.
Указанные решения размещены на официальном сайте Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (www.e-nizhnekamsk.ru).
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции утверждение Генерального плана города Нижнекамска отнесено к вопросам местного значения города (пункт 6 статьи 22 Устава муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Нижнекамского городского Совета от 14 апреля 2016 г. N 17).
Соответствующие полномочия в Уставе муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан, утвержденном решением Совета Нижнекамского муниципального района от 18 февраля 2014 г. N 5, не предусмотрены.
При таких обстоятельствах, поскольку Совет Нижнекамского муниципального района утратил полномочия на утверждение и внесение изменений в Генеральный план города Нижнекамска, а на момент рассмотрения дела Генеральный план города Нижнекамска действовал в редакциях упомянутых выше решений Нижнекамского городского Совета, указанный орган подлежал привлечению к участию в деле, так как при рассмотрении дела по существу разрешался вопрос о его правах и об обязанностях.
Обжалуемое решение вынесено без учета вышеизложенных обстоятельств.
Кроме того, анализ материалов дела свидетельствует, что фактически судом была осуществлена проверка на соответствие нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, Генерального плана без учета внесенных в него изменений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Поскольку административное дело рассмотрено судом без привлечения к участию в деле Нижнекамского городского Совета, решение суда первой инстанции подлежит отмене, административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 марта 2017 г. отменить.
Направить административное дело на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2018 г. N 11-АПГ17-28
Текст определения официально опубликован не был