Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 965929-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
внесен В.А. Фетисовым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 965929-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), устанавливающих запрет на розничную продажу алкогольной продукции лицам, не достигшим 21 года, а также потребление (распитие) такой продукции указанными лицами.
Корреспондирующиеся изменения предлагается внести также в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив ее новой частью 2.2, предусматривающей ответственность за розничную продажу лицу, не достигшему возраста 21 года, алкогольной продукции в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати тысяч рублей, на должностных лиц - от пятидесяти до ста тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот до трехсот тысяч рублей.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что целью предлагаемых изменений в законопроект является защита общества от ранней алкоголизации молодого поколения, а также снижение смертности среди населения.
Комитет учитывает высокую социальную значимость проблемы вовлечения молодого поколения в процесс потребления алкогольной продукции, вместе с тем отмечает, что повышение возраста продажи и потребления (распития) алкогольной и спиртосодержащей продукции не согласуется с нормами, содержащимися в Конституции Российской Федерации и в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 60 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Пункт 1 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
По мнению Комитета повышение возрастного порога, при достижении которого возникает право приобретать алкогольную продукцию наряду с вероятными положительными результатами несет также риски, способные привести к увеличению объемов потребления молодежью нелегальной алкогольной продукции и нанесению большего вреда для их здоровья, а также к росту теневого сегмента производства и оборота алкогольной продукции, что, в конечном счете, противоречит политике государства по снижению алкоголизации населения.
Отмечаем также, что принятие законопроекта повлечет пересмотр иных действующих норм законодательства Российской Федерации. Так, например, законопроектом не предусмотрено внесение соответствующих изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которой установлена ответственность за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним (лицам, не достигшим возраста 18 лет), если это деяние совершено неоднократно.
Законопроектом также предлагается внести дополнить пункт 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ новыми основаниями для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - наличие у учредителя, руководителя постоянно действующего исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица (заявителя) неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений, а также в случае привлечения указанных лиц к административной ответственности за административные нарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Комитет отмечает, что проектируемые основания отказа в выдаче лицензии не соотносятся с лицензионными требованиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливаемыми Федеральным законом N 171-ФЗ. Также, по мнению Комитета, указанные основания для отказа в выдаче лицензии представляются спорными, в связи с тем, что соискателем лицензии выступает не указанные лица, а юридическое лицо.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 965929-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.