Преамбула
Комитет министров Совета Европы в соответствии со статьей 15.b Устава Совета Европы, решив, что целью Совета Европы является укрепление единства государств-членов в целях реализации гарантий и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием,
заявляя о своей убежденности в том, что представительная и непосредственная демократия является частью их общего наследия и основой участия граждан в политической жизни на уровне Европейского союза, а также на государственном, региональном и местном уровнях,
принимая во внимание свои обязательства, взятые в рамках существующих международных документов, такие как:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
- Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
- Международная конвенция о правах инвалидов;
- Конвенция ООН против коррупции;
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) и Протоколы к ней (в частности, ETS N 9);
- Европейская хартия о местном самоуправлении (ETS N 122);
- Конвенция о борьбе с киберпреступностью (ETS N 185);
- Конвенция о защите физических лиц при автоматической обработке персональных данных (ETS N 108);
- Дополнительный протокол к Конвенции о защите физических лиц при автоматической обработке персональных данных о надзорных органах и трансграничных потоках данных (ETS N 181);
- Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных правах и свободах в СНГ (CDL-EL(2006)031rev);
- Рекомендация Комитета министров государствам-членам N CM Rec(99)5 "О защите личной жизни в Интернете";
- Рекомендация Комитета министров государствам-членам N CM Rec(2004)15 "Об электронном правительстве";
- Рекомендация Комитета министров государствам-членам N CM Rec(2009)1 "Об электронной демократии";
- материалы Копенгагенского совещания конференции ОБСЕ по вопросам человеческого измерения;
- Хартия Европейского союза об основных правах;
- Кодекс положительной практики по вопросам выборов, принятый Советом за демократические выборы Совета Европы и Европейской Комиссией за демократию через законодательство (Венецианская комиссия) и одобренный Комитетом министров Совета Европы, Парламентской Ассамблеей Совета Европы и Конгрессом местных и региональных органов Совета Европы;
учитывая, что право голосовать лежит в основе демократии и, следовательно, любые способы для голосования, включая электронное голосование, должны соответствовать принципам демократических выборов и референдумов,
признавая, что в последние годы значительно увеличилось использование государствами-членами информационных и коммуникационных технологий в ходе выборов,
отмечая, что некоторые государства-члены уже используют или планируют использование электронного голосования для ряда целей, включая:
- предоставление избирателям возможности подавать голоса из мест, отличных от избирательных участков в их избирательных округах;
- облегчение подачи голоса избирателем;
- упрощение участия в выборах и референдумах граждан, имеющих право голосовать и проживающих или находящихся за границей;
- расширение доступа к процессу голосования для избирателей с ограниченными возможностями личного присутствия на избирательном участке и использования доступного там оборудования;
- повышения явки на выборы путем предоставления дополнительных способов голосования;
- приведение голосования в соответствие с уровнем развития общества и повышение использования новых технологий в качестве средства коммуникации и участия граждан в демократических процессах;
- снижение со временем общих затрат органов, проводящих выборы или референдумы;
- более достоверное и быстрое сообщение о результатах выборов;
- обеспечение лучшего обслуживания избирателей путем предоставления различных способов для голосования,
оценивая опыт, накопленный государствами-членами, использовавшими электронное голосование в последние годы, и извлекая уроки из такого опыта,
принимая во внимание опыт применения Рекомендации Комитета министров государствам-членам N Rec(2004)11 о правовых, операционных и технических требованиях к электронному голосованию, Руководство по развитию процессов, обеспечивающих выполнение требований и стандартов (Сертификация электронного голосования) и Руководство о прозрачности выборов, осуществляемых в электронной форме,
вновь заявляя о своей убежденности в том, что доверие общества к органам, проводящим выборы, является предпосылкой для введения электронного голосования,
принимая во внимание проблемы безопасности, достоверности и прозрачности электронного голосования,
осознавая, таким образом, что лишь электронное голосование, являющееся безопасным, достоверным, эффективным, технически оснащенным, открытым для независимой проверки и доступным, может укрепить доверие общества, которое является предпосылкой для проведения электронного голосования,
признавая необходимость для государств-членов принять во внимание условия, при которых вводится электронное голосование,
учитывая, что в свете недавних технических и законодательных изменений в области обеспечения электронного голосования в государствах - членах Совета Европы положения Рекомендации N Rec(2004)11 нуждаются в тщательном пересмотре и обновлении,
принимая во внимание работу аd hoc* (* Ad hoc (лат.) - на данный конкретный случай (примеч. переводчика).) Комитета экспертов по правовым, операционным и техническим требованиям к электронному голосованию, созданного Комитетом министров в целях обновления Рекомендации N Rec(2004)11,
1. Рекомендует властям государств-членов при введении, пересмотре и возможном обновлении законодательства в области электронного голосования и практики его применения:
i) соблюдать все принципы демократических выборов и референдумов;
ii) оценивать и соответствующим образом учитывать риски, в частности, конкретные риски, связанные с каналами электронного голосования;
iii) руководствоваться в своей законодательной, политической и практической деятельности требованиями, содержащимися в Приложении I к настоящей рекомендации. Следует принимать во внимание взаимосвязь указанных требований с правилами, содержащимися в соответствующем Руководстве по реализации настоящей рекомендации;
iv) обновлять свою политику и опыт применения электронного голосования, в частности, в отношении способов и пределов применения настоящей рекомендации в целях предоставления Совету Европы материалов для проведения совещаний по вопросам реализации настоящей рекомендации, по крайней мере, каждые два года после ее принятия;
v) обмениваться опытом по этому вопросу;
vi) обеспечивать перевод и широкое распространение настоящей рекомендации и сопровождающих его меморандума и руководства, в частности, среди органов и должностных лиц, ответственных за проведение выборов, граждан, политических партий, внутригосударственных и международных наблюдателей, неправительственных организаций, средств массовой информации, представителей науки и поставщиков оборудования для электронного голосования, а также контрольных органов в области электронного голосования.
2. Соглашается регулярно обновлять положения руководства, сопровождающего настоящую рекомендацию.
3. Отменяет Рекомендацию N Rec(2004)11 "О правовых, операционных и технических требованиях к электронному голосованию" и руководство к ней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-членам N CM/Rec(2017)5 "О правилах электронного голосования" (принята Комитетом министров Совета Европы 14 июня 2017 г. на 1289-м заседании представителей министров)
Текст рекомендаций опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 11/2017
Перевод с английского к.ю.н. Н.В. Прусаковой.
При принятии настоящей Рекомендации постоянный представитель Российской Федерации в Совете Европы указал, что в соответствии со статьей 10.2(c) Процессуальных правил проведения заседаний представителей министров вопрос об исполнении рекомендации в отношении методологии применения на внутригосударственном уровне остается на усмотрении властей Российской Федерации.