Комитет министров Совета Европы в соответствии со статьей 15.b Устава Совета Европы, решив, что целью Совета Европы является укрепление единства государств-членов,
принимая во внимание Заключение о защите прав человека в чрезвычайных ситуациях (17-18 марта 2006 г.), доклады о демократическом контроле за службами безопасности (1-2 июня 2007 г.) и об антитеррористических мерах и правах человека (г. Венеция, 4 июня 2010 г.), составленный Европейской комиссией за демократию через право (Венецианская комиссия),
напоминая, что Международная конференция по вопросу использования специальных методов расследования для борьбы с терроризмом и иными видами тяжких преступлений (г. Страсбург, 14-15 мая 2013 г.) признала необходимость обновления применимых при использовании специальных методов расследования стандартов и инструкций,
полагая, что окончательный доклад Комитета экспертов по вопросам терроризма (CODEXTER), принятый на 25-м пленарном заседании (г. Стамбул, 23-24 октября 2013 г.), признал использование специальных методов расследования приоритетным направлением законных действий Совета Европы в отношении терроризма,
принимая во внимание набор средств, указанных Европейским комитетом по проблемам преступности (CDPC) в докладе о межнациональной организованной преступности (г. Страсбург, 6 октября 2014 г.), в отношении борьбы с межнациональной организованной преступностью и использования специальных методов расследования, а также доклады, составленные в рамках программы технического сотрудничества Совета Европы в целях борьбы с коррупцией и организованной преступностью,
напоминая, что в соответствии Планом действий по борьбе против насильственного экстремизма, а также против радикализма, ведущего к терроризму, разработанным на 125-й сессии Комитета министров Совета Европы (г. Брюссель, 19 мая 2015 г.), Совет Европы призван развивать свою деятельность, направленную на усиление правовых средств борьбы с терроризмом и насильственным экстремизмом, а также на предотвращение и борьбу с радикализмом при соблюдении прав человека и принципа верховенства права,
принимая во внимание Конвенцию о защите частных лиц в отношении автоматической обработки персональных данных (ETS N 108, 28 января 1981 г.) и Дополнительные протоколы к ней о надзорных органах и трансграничных потоках данных (ETS N 181, 8 ноября 2001 г.), Рекомендацию Комитета министров государствам-членам N Rec(87)15 "Об использовании персональных данных в работе органов полиции", Рекомендацию Комитета министров государствам-членам N Rec(95)4 "О защите персональных данных в области оказания телекоммуникационных услуг, особенно в отношении услуг телефонии", Рекомендацию Комитета министров N CM/Rec(2014)6 о Руководстве по правам человека для пользователей Интернета, Рекомендацию Комитета министров государствам-членам N CM/Rec(2016)1 "О защите и развитии права на свободу выражения мнения и права на личную жизнь в отношении нейтралитета при радиовещании", а также Рекомендацию Комитета министров государствам-членам N CM/Rec(2016)5 "О свободе в Интернете"* (* См.: Прецеденты Европейского Суда по правам человека. 2016. N 6 (примеч. редактора).),
учитывая существующие конвенции Совета Европы о сотрудничестве в области уголовного права, а также аналогичные договоры между государствами - членами Совета Европы и другими государствами,
принимая во внимание Руководство по правам человека и борьбе с терроризмом, принятое Комитетом министров Совета Европы 11 июля 2002 г.,
не забывая о позитивной обязанности государств-членов принимать меры, необходимые для защиты основных прав, в том числе, права на жизнь каждого, находящегося в их юрисдикции, от тяжких преступлений, включая террористические акты,
не упуская из виду обязанность государств-членов соблюдать справедливый баланс между обеспечением безопасности через меры по реализации законов и соблюдением прав частных лиц, предусмотренных положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и особенно прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека,
осознавая, что при борьбе против тяжких преступлений, включая террористические акты, государства-члены не могут действовать в нарушение не допускающих оговорок норм международного права или с нарушением международного гуманитарного права,
учитывая, что специальные методы расследования являются многочисленными и разнообразными и постоянно совершенствуются, а также что их общей чертой является их скрытый характер и тот факт, что их применение может являться вмешательством в осуществление основных прав и свобод,
признавая, что использование специальных методов расследования является необходимым средством предотвращения, пресечения и преследования совершения большинства тяжких преступлений, включая террористические акты,
осознавая, что использование специальных методов расследования во время уголовного расследования требует соблюдения конфиденциальности и что в отношении любых попыток совершения тяжких преступлений, включая террористические акты, должны применяться при необходимости негласные средства реагирования,
осознавая необходимость повышения эффективности специальных методов расследования через разработку общих стандартов, определяющих их надлежащее применение, а также развития международного сотрудничества в связанных с этим направлениях,
признавая, что совершенствование таких стандартов будет способствовать дальнейшему укреплению доверия общества, а также уверенности соответствующих компетентных органов государств-членов при использовании специальных методов расследования,
напоминая, что Международная конференция по вопросу использования специальных методов расследования при борьбе с терроризмом и иными видами тяжких преступлений, состоявшаяся в г. Страсбурге в мае 2013 года, признала, что с момента принятия 20 апреля 2005 г. Комитетом министров Рекомендации государствам-членам N Rec(2005)10 "О специальных методах расследования в отношении тяжких преступлений, включая террористические акты", в развитии компьютерных и интернет-технологий был достигнут существенных прогресс, что предоставило новые возможности не только преступникам и террористам, но и правоохранительным органам,
учитывая работу, проведенную Комитетом экспертов по вопросам терроризма, созданным в 2003 году Комитетом министров Совета Европы и наделенным полномочием по пересмотру Рекомендации Комитета министров государствам-членам N Rec(2005)10 "О специальных методах расследования в отношении тяжких преступлений, включая террористические акты",
I. Рекомендует властям государств-членов:
i) руководствоваться принципами и мерами, указанными в Приложении к настоящей рекомендации, при разработке внутригосударственного законодательства и пересмотре политики и практики в области уголовного права, а также при использовании специальных методов расследования;
ii) обеспечивать широкий перевод рекомендации и разъяснений к ней, а также распространение настоящих принципов и мер среди компетентных органов, участвующих в использовании специальных методов расследования;
iii) обеспечивать дальнейшее развитие международного и внутригосударственного сотрудничества и взаимодействия в области уголовного права в целях улучшения обмена информацией и практическим опытом на операционном уровне.
II. Заменяет настоящей рекомендацией Рекомендацию Комитета министров государствам-членам N Rec(2005)10 "О специальных методах расследования в отношении тяжких преступлений, включая террористические акты".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-членам N CM/Rec(2017)6 "О специальных методах расследования тяжких преступлений, включая террористические акты" (принята Комитетом министров Совета Европы 5 июля 2017 г. на 1291-м заседании представителей министров)
Текст рекомендаций опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 11/2017
Перевод с английского к.ю.н. Н.В. Прусаковой