Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 февраля 2018 г. N 03-04-05/7643
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу возникновения объекта обложения налогом на доходы физических лиц при передаче собственниками жилья в многоквартирном доме общего имущества в пользование третьим лицам и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации разъясняем следующее.
Согласно статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичная норма содержится в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), предусматривающей, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Пунктом 2 статьи 36 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных указанным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 Кодекса.
При этом согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для целей уплаты налога на доходы физических лиц в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
К таким доходам, в частности, относятся доходы собственников имущества от сдачи его в аренду или иного использования, включая доходы собственников общего имущества многоквартирного дома от его использования.
При этом направление использования полученного дохода, в том числе для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме, бремя которого в соответствии со статьёй 39 Жилищного кодекса несёт собственник помещения в таком доме, значения не имеет.
Величина дохода, получаемого каждым собственником от использования общего имущества, определяется пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, определяемой в соответствии со статьёй 37 Жилищного кодекса.
В соответствии со статьёй 226 Кодекса российские организации и индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, являются налоговыми агентами, которые обязаны исчислить сумму налога и уплатить её в соответствующий бюджет.
Согласно пункту 5 статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей налоговый агент несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.