Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.Л. Толстопята к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, был признан правомерным отказ территориального органа ФСБ России в постановке гражданина С.Л. Толстопята на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Как указали суды, С.Л. Толстопят был уволен в 2010 году с военной службы, которую проходил в структурном подразделении Службы безопасности Украины и по месту прохождения которой состоял на жилищном учете; ответчик по данному спору - территориальный орган ФСБ России не является правопреемником Службы безопасности Украины и не несет ответственности по ее обязательствам.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.Л. Толстопят оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно которой со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства;
пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающего жилищные гарантии для военнослужащих и условия их предоставления;
пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 года N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих службу по контракту", согласно которому федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, надлежит обеспечивать военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, ранее проходивших военную службу в дислоцировавшихся (располагавшихся) до 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города Севастополя воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, в органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым, а также службу в региональных органах Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, располагавшихся до 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города Севастополя, жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 2, 4, 6, 15, 17-19, 21, 27, 37, 39, 45, 46 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку лишают права на жилищное обеспечение граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из воинских формирований Украины и вставших на жилищный учет в период службы, а также поскольку вводят необоснованные различия в жилищных правах в зависимости от времени увольнения военнослужащего со службы (до или после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации) и правовых оснований для получения гражданства Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В порядке реализации приведенных конституционных гарантий и принимая во внимание, что военная служба является особым видом государственной службы, связанным с обеспечением обороны Российской Федерации как государства и ее безопасности, федеральный законодатель предусмотрел в пункте 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальные гарантии в сфере жилищного обеспечения военнослужащих Российской Федерации. Этим же целям служат и положения пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих службу по контракту", предусматривающие жилищные гарантии для определенной категории военнослужащих Российской Федерации.
При этом из Конституции Российской Федерации не вытекает обязанность государства обеспечивать жилыми помещениями в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, тех лиц, которые не признаются военнослужащими Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 514-О-О и от 23 июня 2016 года N 1361-О).
С учетом изложенного пункт 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункт 1 Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих службу по контракту" не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, уволенного в 2010 году с военной службы, которую он проходил в структурном подразделении Службы безопасности Украины, притом что он не лишен возможности реализовать свое право на жилище наравне с другими гражданами Российской Федерации в общем порядке согласно Жилищному кодексу Российской Федерации.
Часть 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предоставляющая гражданство Российской Федерации лицам, постоянно проживающим на соответствующей территории, также не нарушает конституционные права заявителя, который на основании данного законоположения добровольно приобрел гражданство Российской Федерации и, как следует из материалов, приложенных к жалобе, был поставлен на пенсионное обеспечение в территориальном органе ФСБ России.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Толстопята Сергея Леонидовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2018 г. N 91-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Толстопята Сергея Леонидовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих службу по контракту"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)