Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2017 г. N 50-АПГ17-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
Председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" о признании недействующими приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2016 г. N 629/72 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (в редакции от 4 апреля 2017 г.), от 20 декабря 2016 г. N 631/72 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (в редакции от 4 апреля 2017 г.), по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение Омского областного суда от 10 августа 2017 г., которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представители открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" Каменской Т.А., Лысовой Е.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал") обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2016 г. N 629/72 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (в редакции от 4 апреля 2017 г.), от 20 декабря 2016 г. N 631/72 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (в редакции от 4 апреля 2017 г.).
Решением Омского областного суда от 10 августа 2017 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить в связи с неверным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Федеральной антимонопольной службой, Региональной энергетической комиссией Омской области, прокуратурой Омской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Региональной энергетической комиссии Омской области, Федеральной антимонопольной службы, прокуратуры Омской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 5 данного Закона установление цен в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ, а также контроль за их выполнением отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области) является органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 8, 13.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. N 212-п).
РЭК Омской области 20 декабря 2016 г. принят приказ N 629/72, которым установлены и введены в действие на период с 1 января по 31 декабря 2017 г. тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения ОАО "ОмскВодоканал".
Также 20 декабря 2016 г. органом регулирования принят приказ N 631/72, которым установлены и введены в действие на тот же период тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения ОАО "ОмскВодоканал".
В обоснование заявленных требований ОАО "ОмскВодоканал" сослалось на то, что названные приказы приняты с нарушением требований законодательства, регулирующего деятельность в сфере установления тарифов на водоснабжение и водоотведение. По мнению общества, органом регулирования необоснованно исключены из состава необходимой валовой выручки суммы налога на прибыль.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления, посчитав, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с требованиями статей 18, 31 Закона о водоснабжении и водоотведении деятельность по осуществлению подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения подлежит государственному тарифному регулированию.
Порядок установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
В соответствии с пунктом 83 Основ ценообразования тариф рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.
Учет налога на прибыль при расчете тарифа на технологическое подключение предусмотрен также и пунктом 118 Методических указаний N 1746-э.
Согласно материалам дела ОАО "ОмскВодоканал", являясь организацией, осуществляющей помимо иных видов деятельности, оказание услуг по подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, 27 апреля 2016 г. обратилось в РЭК Омской области с заявлениями об установлении (корректировке) тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения на 2017 год с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), предоставив материалы, обосновывающие расчет стоимости тарифов.
По результатам проверки указанных документов экспертами РЭК Омской области составлены заключения, из которых следует, что при установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения ОАО "ОмскВодоканал" не учтен на 2017 год налог на прибыль в сумме 39711,35 тыс. руб., а в тарифе на подключение к централизованной системе водоотведения ОАО "ОмскВодоканал" не учтен налог на прибыль в сумме 33 047,26 тыс. руб.
В качестве обоснования исключения указанных сумм из состава необходимой валовой выручки эксперты органа регулирования указали на отсутствие в организации раздельного учета по указанному налогу.
Согласно части 12 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" совокупность всех способов ведения бухгалтерского учета на предприятии отражается в ее учетной политике.
Пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н (далее - приказ N 106н), к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
В силу пункта 6 названного приказа учетная политика организации должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и пунктом 7 приказа N 106н предусмотрено, что в случае отсутствия в нормативных правовых актах (в том числе федеральных стандартах) способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу предприятие при формировании учетной политики самостоятельно осуществляет разработку соответствующего способа исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а также Международными стандартами финансовой отчетности.
Из приведенных положений следует, что ведение раздельного учета затрат по видам деятельности организации является способом ведения бухгалтерского учета, вновь разработанные способы ведения бухгалтерского отчета должны быть отражены в учетной политике в полном объеме.
Приказом Минстроя России от 25 января 2014 года N 22/пр утвержден Порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, технологическое присоединение, и единой системы классификации таких затрат.
Пунктом 4 Порядка ведения раздельного учета предусмотрено ведение раздельного учета в сфере холодного водоснабжения, в сфере горячего водоснабжения и в сфере водоотведения, а также технологического присоединения.
Раздельный учет осуществляется регулируемыми организациями в отношении фактических объемов затрат регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 10 Порядка ведения раздельного учета данные раздельного учета затрат, представляемые регулируемыми организациями в органы регулирования тарифов, должны обеспечивать раскрытие информации по следующим статьям в соответствии с Основами ценообразования: производственные расходы; ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административные расходы; сбытовые расходы гарантирующих организаций; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования; расходы, связанные с уплатой налогов и сборов; нормативная прибыль.
Состав расходов, входящих в указанные статьи, определяется в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Из вышеуказанных норм следует, что налог на прибыль относится к расходам, связанным с уплатой налогов и сборов, и включается в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, расходы, связанные с уплатой налогов и сборов, в том числе расходы по уплате налога на прибыль, относятся к затратам и подлежат включению в необходимую валовую выручку регулируемой организации при наличии экономического обоснования включаемых расходов и данных бухгалтерского учета. Следовательно, на них распространяются требования о ведении раздельного учета. Действующим законодательством в сфере тарифного регулирования не предусмотрено освобождение регулируемых организаций от обязанности ведения раздельного учета расходов по уплате налога на прибыль.
Согласно Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (далее - План счетов), утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, обобщение информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также определения финансового результата по ним, производится на счете 90 "Продажи". К названному счету открываются субсчета 90.1 "Выручка", на котором учитываются доходы по основным видам деятельности, и субсчет 90.2 "Себестоимость", по которому учитываются расходы по основным видам деятельности. К субсчетам 90.1 и 90.2 могут открываться субсчета второго порядка для учета доходов и расходов по различным основным видам деятельности. Счет 91 "Прочие доходы и расходы" предназначен для учета прочих доходов и расходов, отличных от расходов по отдельным видам деятельности.
Из Положения об учетной политике ОАО "ОмскВодоканал" для целей бухгалтерского учета, утвержденного приказом N 477-п от 29 декабря 2012 г. и приложения N 1 к нему, содержащего рабочий план счетов бухгалтерского учета, представленных в материалы тарифного дела и исследованных судом первой инстанции, следует, что в организации к субсчету 90.01.1 "Выручка (по деятельности, не облагаемой ЕНВД)" открыты субсчета по номенклатурным группам, то есть по видам деятельности.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу, что в представленных данных бухгалтерского учета общества за 2015 год и за девять месяцев 2016 года (оборотно-сальдовые ведомости по счету 90.01) не содержатся сведения о суммах налога на прибыль по регулируемым видам деятельности.
Рабочим планом счетов бухгалтерского учета ОАО "ОмскВодоканал" на 2016 год по счету 68.04 "Налог на прибыль" не предусмотрено ведение раздельного учета в разрезе регулируемых и нерегулируемых видов деятельности, в связи с чем отсутствует возможность определения сумм налога на прибыль, фактически уплаченных обществом по видам деятельности, связанным с подключением (технологическим присоединением) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, поскольку обществом не представлено в орган регулирования доказательств ведения раздельного учета по статье расходов "Налог на прибыль", РЭК Омской области правомерно не включила в тариф на подключение расходы по налогу на прибыль при отсутствии его раздельного учета.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 10 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2017 г. N 50-АПГ17-22
Текст определения официально опубликован не был