Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 20-АПГ17-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" о признании не действующим в части постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 22 декабря 2016 г. N 113 "О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам РД от 26 декабря 2014 г. N 140 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)", о признании недействующим в части постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 29 декабря 2016 г. N 116 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", возложении на Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан обязанности принять новый нормативный правовой акт по апелляционной жалобе акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 31 июля 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" Гасановой С.Э., Мулалиевой Ф.А., Шалманова Е.Г., представителя Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан Гайдарбегова М.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Дагестанская сетевая компания" обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 22 декабря 2016 г. N 113 "О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам РД от 26 декабря 2014 г. N 140 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" в части необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) на 2017 год АО "Дагестанская сетевая компания", установленной в размере 3 010 786,48 тыс. руб. в приложении N 2, о признании недействующим постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 29 декабря 2016 г. N 116 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" в части, касающейся АО "Дагестанская сетевая компания", возложении на Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан обязанности принять новый нормативный правовой акт.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 31 июля 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном Основами ценообразования.
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Из материалов дела следует, что постановлением от 29 декабря 2015 г. N 135 на 2016 год для АО "Дагестанская сетевая компания" РСТ Дагестана определены долгосрочные параметры регулирования и рассчитана необходимая валовая выручка в размере 3 275 930,84 тыс. руб. Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 8 июля 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2016 г., в удовлетворении административного искового заявления общества о признании недействующим постановления Службы по тарифам от 29 декабря 2015 г. N 135 отказано.
На основании указанной необходимой валовой выручки орган регулирования рассчитал также единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан на 2016 год и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (постановление Службы по тарифам от 29 декабря 2015 г. N 136).
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 апреля 2016 г. N 561/16 постановление Службы по тарифам от 29 декабря 2015 г. N 136 отменено, поскольку тарифы установлены на уровне ниже предельного минимального уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2015 г. N 1342/15, без согласования с Федеральной антимонопольной службой.
Согласно пункту 2 приказа от 29 апреля 2016 г. N 561/16 Федеральная антимонопольная служба поручила Службе по тарифам установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2016 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Дагестан, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив выявленные нарушения законодательства.
Постановлением от 30 мая 2016 г. N 15, введенного в действие с 1 июня 2016 г., РСТ Дагестана установила новые единые (котловые) тарифы на предельном минимальном уровне, сохранив ранее установленный размер необходимой валовой выручки общества. Между тем выручка от конечных потребителей и сетевых организаций по увеличенным единым (котловым) тарифам полностью осталась у АО "Дагестанская сетевая компания".
Таким образом, в 2016 году согласно постановлению от 30 мая 2016 г. N 15 общество должно было получить не только экономически обоснованную необходимую валовую выручку в размере 3275930,87 тыс. руб., но и разницу между экономически обоснованными расчетными тарифами РСТ Дагестана и предельным минимальным уровнем тарифов, установленных Федеральной антимонопольной службой, в сумме 327 965,76 тыс. руб.
При принятии оспариваемых нормативных правовых актов по настоящему делу РСТ Дагестана исключила названную сумму с учетом того, что такая разница не зависит от параметров деятельности общества и не подлежит рассмотрению по итогам предшествующего периода регулирования.
Приказом Федеральной антимонопольной службой от 28 июня 2017 г. N 838/17 в удовлетворении заявленных требований АО "Дагестанская сетевая компания" об отмене в части постановлений РСТ Республики Дагестан от 22 декабря 2016 г. N 113 и от 29 декабря 2016 г. N 116 отказано с указанием на обоснованность исключения органом регулирования излишне полученного (необоснованного) дохода за 2016 год.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 31 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жадобу акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 20-АПГ17-14
Текст определения официально опубликован не был