Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 февраля 2018 г. N 03-04-05/8740
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами установлены статьей 214.1 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Согласно пункту 14 данной статьи Кодекса налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период в соответствии с пунктами 6-13.2 данной статьи Кодекса.
В соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 Кодекса финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 данной статьи.
Пунктом 7 статьи 214.1 Кодекса установлено, что доходами по операциям с ценными бумагами признаются, в частности, доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде, а доходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются доходы от реализации производных финансовых инструментов, полученные в налоговом периоде, включая полученные суммы вариационной маржи и премии по контрактам.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по отдельным операциям с ценными бумагами установлены в статьях 214.3, 214.4, 214.6, 214.9 Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 210 Кодекса доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 218-221 Кодекса) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).
Статьёй 226.1 Кодекса предусмотрено, что при совершении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами налоговыми агентами признаются в установленных случаях организации - профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, доверительные управляющие, депозитарии), имеющие договорные отношения с физическими лицами - клиентами, а также российские организации, осуществляющие выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным этими организациями.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 и пунктами 2 и 3 статьи 228 Кодекса налогоплательщики при получении дохода от организаций, не являющихся налоговыми агентами, а также при получении дохода от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, с применением налоговой ставки 13 процентов и представляют в налоговый орган по месту своего учёта налоговую декларацию.
Что касается вопросов представления отчётности о движении денежных средств no счетам в иностранных банках, относящихся к законодательству Российской Федерации о валютном контроле, сообщаем, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, на Министерство не возложена обязанность разъяснения законодательства в валютной сфере, так же как и вопросов административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, предусмотренной статьёй 15.25 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях".
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.