Решение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N АКПИ17-1163
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Сибиле Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Всероссийской общественной организации "Центр содействия политике Президента по противодействию коррупции", установил:
Всероссийская общественная организация "Центр содействия политике Президента по противодействию коррупции" (далее - Организация) создана на учредительной конференции 28 ноября 2010 г. Решение о государственной регистрации Организации принято Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2011 г. Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 4 февраля 2011 г. под основным государственным регистрационным номером 1117799002111.
Устав Организации (далее - Устав) утверждён на учредительной конференции 28 ноября 2010 г. и является действующим.
Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации, ссылаясь на то, что в 2016 г. по результатам плановой документарной проверки Организации выявлены неоднократные и грубые нарушения ею требований законодательства Российской Федерации и положений Устава. Организации был установлен срок для устранения выявленных нарушений до 6 марта 2017 г. Впоследствии распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2017 г. N 691-р деятельность Организации приостановлена до 1 сентября 2017 г., однако в установленный срок Организация также не устранила нарушений, послуживших основанием для приостановления её деятельности.
В судебном заседании представитель Министерства юстиции Российской Федерации Анохина Е.С. поддержала требование о ликвидации Организации в судебном порядке по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Организации Бояркин А.В. не признал административный иск.
Выслушав объяснения представителя административного истца Анохиной Е.С., возражения представителя административного ответчика Бояркина А.В., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанности общественного объединения закреплены в статье 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй части первой).
На основании распоряжения первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. N 1339-р Министерством юстиции Российской Федерации проведена плановая документарная проверка Организации на предмет соответствия её деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.
По итогам проверки Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2016 г. составлен акт проверки N 22, в котором отражены выявленные нарушения Организацией норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и положений Устава. Данный документ получен председателем Организации Бояркиным А.В. 24 ноября 2016 г.
2 декабря 2016 г. Министерство юстиции Российской Федерации вынесло в адрес центрального совета Организации представление N 11/139172-СГ об указанных нарушениях, в котором установило срок их устранения до 6 марта 2017 г. Копия представления получена председателем Организации Бояркиным А.В. 7 декабря 2016 г.
В установленный срок Организация не устранила допущенные нарушения. В связи с этим распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2017 г. N 691-р деятельность Организации приостановлена до 1 сентября 2017 г., о чём сообщено в письме от 5 июня 2017 г. N 11-66559/17, направленном по месту фактического нахождения Организации (115516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18) и полученном ею 10 июля 2017 г.
Представление о нарушениях и распоряжение о приостановлении деятельности Организация в судебном порядке не обжаловала.
Из представленных с административным иском документов следует, что Организация не соблюдает нормы, предусмотренные федеральными законами и Уставом.
Так, согласно пункту 1.2 Устава Организация осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет общероссийский статус.
Под общероссийским общественным объединением в силу части второй статьи 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
В составе Российской Федерации находятся 85 субъектов Российской Федерации (статья 65 Конституции Российской Федерации).
Следовательно, необходимыми условиями подтверждения статуса общероссийского общественного объединения являются создание в установленном законом и уставом порядке соответствующих структурных подразделений и осуществление таким объединением деятельности на территориях более 43 субъектов Российской Федерации.
В ходе проверки Министерством юстиции Российской Федерации установлено, что в нарушение приведённого законоположения Организация не подтвердила наличие в её составе необходимого количества структурных подразделений для осуществления деятельности в качестве общероссийского общественного объединения.
На день государственной регистрации Организации в её состав входили 43 региональных отделения, созданных на территории Российской Федерации в следующих субъектах: Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Алтайский край, Забайкальский край, Краснодарский край, Пермский край, Ставропольский край, Брянская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Курская область, Московская область, Ленинградская область, Липецкая область, Орловская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации (часть четвёртая статьи 14 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Согласно положениям Устава структуру Организации составляют региональные отделения, филиалы и представительства (пункт 9). Региональные отделения Организации могут создаваться на основании решения конференции Организации, центрального совета Организации, решением общего собрания членов регионального отделения при наличии не менее трёх членов в субъекте Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение Организации. Региональные отделения Организации могут приобретать статус юридического лица в порядке, установленном законом и по решению центрального совета Организации (пункт 10).
Утверждения представителя Организации о создании региональных отделений и осуществлении их общественным объединением деятельности в настоящее время на территориях более 43 субъектов Российской Федерации документально не подтверждены.
Представленные Организацией на проверку список, в котором перечислены 43 региональных отделения (л.д. 78-80), и информация о 43 региональных отделениях в виде индивидуальных сведений об отделении (л.д. 82-124) не совпадают между собой.
В частности, указанное в списке региональное отделение Организации по Сибирскому Федеральному округу отсутствует в информации о региональных отделениях. Документы о создании данного отделения отсутствуют в материалах учётного дела и не представлены на проверку. Более того, в составе Российской Федерации нет субъекта с таким наименованием.
В списке региональных отделений содержатся сведения о наличии в Республике Коми, Ростовской области двух региональных отделений в каждом из указанных субъектов, а также названы региональные отделения, документы о создании которых отсутствуют в материалах учётного дела и не представлены на проверку (Республика Алтай, Астраханская область, Пензенская область).
Региональное отделение Организации по Рязанской области было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, документы о его повторном создании не представлены, данное отделение не может быть учтено в качестве действующего структурного подразделения Организации.
Сведения о четырёх региональных отделениях Организации (Республика Алтай, Астраханская область, Пензенская область, Рязанская область) содержатся и в информации о 43 региональных отделениях.
Кроме того, в информации о 43 региональных отделениях есть сведения о двух региональных отделениях Организации в г. Санкт-Петербурге (л.д. 85, 121) и Республике Коми (л.д. 89, 120), а также сведения о региональных отделениях Организации в Республике Марий Эл, Забайкальском крае и Тамбовской области, которые, в свою очередь, не указаны в списке 43 региональных отделений Организации.
Таким образом, общероссийский статус Организации, для подтверждения которого необходимо иметь структурные подразделения и осуществлять деятельность на территориях более 43 субъектов Российской Федерации, не подтверждён, что является грубым нарушением законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и положений Устава.
В соответствии с абзацем седьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
Организация не представила Министерству юстиции Российской Федерации на проверку документы, указанные в акте проверки от 23 ноября 2016 г. N 22, запрошенные в соответствии с уведомлением о проведении проверки от 4 октября 2016 г. N 11-112951/16, а также предусмотренные пунктом 5.1 Устава, а именно решения (требования), свидетельствующие о правомочности созыва внеочередных конференций, состоявшихся 8 июля 2015 г. и 4 марта 2016 г.; первичную бухгалтерскую документацию по платежам, совершённым 24 марта и 12 апреля 2016 г.
Согласно пункту 4 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.
По пункту 5.1 Устава высшим руководящим органом Организации является конференция Организации, согласно Уставу не все решения по вопросам, отнесённым его пунктом 5.2 к исключительной компетенции конференции Организации, принимаются ею квалифицированным большинством либо единогласно.
Пунктами 5.3, 10.2 Устава установлено, что порядок избрания центрального совета и совета регионального отделения определяется соответственно конференцией Организации и общим собранием регионального отделения Организации, что является нарушением пункта 4 части первой статьи 20 Федерального закона "Об общественных объединениях", в силу которой порядок формирования руководящих органов общественного объединения определяется уставом общественного объединения.
В нарушение пункта 4 статьи 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Уставом не определены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания регионального отделения Организации, решение по которым принимается квалифицированным большинством голосов либо единогласно. В соответствии с пунктом 10.1 Устава решения по всем вопросам, входящим в компетенцию общего собрания регионального отделения Организации, принимаются при наличии более половины членов регионального отделения, присутствующих на общем собрании регионального отделения Организации.
Протоколы, подтверждающие осуществление деятельности постоянно действующего руководящего органа Организации (центрального совета), за период с 26 октября 2013 г. по 19 июля 2015 г.; документы, содержащие сведения о создании административного аппарата, об утверждении положения о нём, осуществлении председателем Организации полномочий генерального директора Организации, Организацией в нарушение абзаца второго части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и пунктов 5.3, 7 Устава не представлены.
На официальном сайте Организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.anti-korrup.ru) размещены сведения о председателе центрального совета Организации, заместителе председателя по связям с правоохранительными органами, заместителе председателя центрального совета, советниках и помощниках председателя центрального совета Организации, должности которых не предусмотрены Уставом, что является нарушением абзаца второго части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".
В нарушение абзаца второго части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и пунктов 5.7, 6 Устава Организация не подтвердила формирование контрольно-ревизионного органа Организации, срок полномочий которого истёк 28 октября 2015 г., и соблюдение норм Устава о периодичности проведения заседаний контрольно-ревизионной комиссии; формирование наблюдательного совета Организации, состоящего из 13 человек, и периодичность проведения его заседаний.
Организация выдаёт не предусмотренные пунктом 5.4 Устава удостоверения с наименованием Организации, личным номером, фамилией, именем и отчеством, должностью и т.д., что не соответствует абзацу второму части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Представленное на проверку штатное расписание на 2016 г. утверждено приказом Организации, а не центральным советом, что также не соответствует абзацу второму части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и пункту 5.4 Устава.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, постоянно действующий руководящий орган Организации (центральный совет) располагается по адресу: г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 75, корп. 21, офис 210.
Однако направленное Министерством юстиции Российской Федерации по данному адресу почтовое отправление с уведомлением от 4 октября 2016 г. N 11-112951/16 о проведении проверки Организации не получено адресатом и возвращено с отметкой отделения связи "истёк срок хранения". На образце бланка Организации, который представлен на проверку, в качестве адреса Организации значится: 115516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18.
Следовательно, Организацией не соблюдено требование части второй статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", согласно которой общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трёх дней с момента таких изменений.
В представленном в судебном заседании заявлении Организации, в котором изложена просьба к Министерству юстиции Российской Федерации о предоставлении дополнительного времени для устранения нарушений до 15 октября 2017 г., указан адрес Организации: г. Москва, ул. Генерала Глаголева, 12-21.
В силу части второй статьи 24 Федерального закона "Об общественных объединениях" символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.
В части второй статьи 8 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" закреплено, что Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
На официальном сайте Организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.anti-kormp.ru), бланках и логотипе Организации используется символика в виде изображения золотого двуглавого орла.
В нарушение части второй статьи 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" в Уставе отсутствует описание символики, используемой Организацией.
Вместе с тем доводы административного истца о том, что основу указанной символики составляет изображение Государственного герба Российской Федерации (официального символа Российской Федерации), а в имеющейся на удостоверении Организации эмблеме в качестве геральдической основы используется малая эмблема Федеральной службы безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 1999 г. N 1513 "Об утверждении геральдического знака - эмблемы Федеральной службы безопасности Российской Федерации", не подтверждены допустимыми средствами доказывания, к которым могли быть отнесены заключение геральдической экспертизы, официальное толкование изображения и другие материалы соответствующих федеральных органов государственной власти и т.п.
Организация в нарушение части третьей статьи 6 Федерального закона "Об общественных объединениях" и пунктов 10.2, 10.6 Устава не подтвердила формирование постоянно действующего руководящего и контрольно-ревизионного органов региональных отделений Организации из её членов.
Организация не ведёт надлежащий учёт своих членов (в ведомости учёта членов имеются сведения о членах, состоящих на учёте только в 15 региональных отделениях), что не соответствует пункту 4 Устава.
В нарушение положений абзацев третьего и восьмого части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" Организация не представила на проверку:
- документы, подтверждающие опубликование отчётов об использовании своего имущества за 2013-2015 гг. и обеспечение доступности с их ознакомлением;
- отчёты за 2013, 2014 гг. об объёме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и о фактическом расходовании или использовании по форме N ОН0003, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 72 "Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций".
До настоящего времени Организация не устранила перечисленные выше нарушения законодательства Российской Федерации и норм, предусмотренных Уставом.
Согласно абзацам третьему и четвёртому части первой статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Частью третьей приведённой статьи определено, что заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации.
Таким образом, отсутствие у административного ответчика статуса общероссийского общественного объединения, которое является грубым нарушением федерального закона, а также не устранение Организацией в срок, установленный Министерством юстиции Российской Федерации, нарушений, послуживших основанием для приостановления её деятельности, влечёт ликвидацию Организации по решению суда.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учётом того, что требование о ликвидации Организации предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.
Структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения (часть вторая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Всероссийскую общественную организацию "Центр содействия политике Президента по противодействию коррупции" и её структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N АКПИ17-1163
Текст решения официально опубликован не был