Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев повторное обращение ФКУ (далее - Заявитель) по вопросу заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), сообщает, что позиция Минфина России по данному вопросу была доведена ранее письмом от 19.09.2017 N 24-06-05/60792.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2012 N 24894), Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации. Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Департамент сообщает, что на Минфин России не возложена обязанность по разъяснению законодательства в сфере закупок, практики его применения, толкованию соответствующих норм, оценке конкретных хозяйственных ситуаций. При этом Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос об оценке правомерности совершаемых действий, о наличии либо отсутствии признаков нарушений законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Департамент отмечает, что письма Минфина России не являются ни источником права в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ни способом закрепления норм права, в связи с чем письма Минфина России не подлежат обязательному учету в правоприменении, в том числе при осуществлении контроля, аудита в сфере закупок, при осуществлении судебной защиты гражданских прав.
Вместе с тем Департамент повторно сообщает, что в настоящее время действующие положения статей 70, 71, пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не предусматривают направление заказчиком запроса и (или) предложения и (или) требования участнику закупки, с которым заключается контракт, о снижении цены контракта. Указанные пункты также не содержат последствий в случае оставления участником закупки такого обращения без ответа и (или) в случае нарушения дальнейших сроков заключения контракта, обусловленных ожиданием заказчиком ответа со стороны участника закупки. При этом Департамент повторно сообщает, что требование заказчика о снижении цены контракта является неправомерным, поскольку не предусмотрено порядком заключения контракта, установленным статьями 70, 71, пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона N 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность за нарушение порядка заключения контракта установлена статьей 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Департамент отмечает, что заказчик, осуществляя действия, за рамками дозволенных законом и (или) содержащих признаки нарушения соответствующих норм, несет риск привлечения контрольными органами в сфере закупок к соответствующей ответственности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем заявитель вправе обратиться в ФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки действий, описанных в обращении, для принятия контрольным органом в сфере закупок решения о правомерности либо неправомерности совершаемых действий по направлению не предусмотренных Законом N 44-ФЗ требований в адрес участника закупки.
Дополнительно Департамент информирует, что описанная в обращении ситуация будет дополнительно рассмотрена на предмет внесения изменений в Закон N 44-ФЗ в дальнейшей работе Минфина России по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы |
Т.П. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.