Рассмотрев Информацию о выполнении Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года и о Тарифной политике железных дорог государств - участников СНГ на 2017 фрахтовый год (прилагается), Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:
1. Совету по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества продолжить совершенствование согласованной тарифной политики с целью обеспечения роста объемов перевозок грузов на железнодорожном транспорте в международном сообщении в современных условиях.
2. Железнодорожным администрациям государств - участников СНГ совместно с заинтересованными органами исполнительной власти государств - участников СНГ продолжить работу, направленную на совершенствование и актуализацию нормативных правовых и нормативных технических актов, в том числе с учетом интересов грузоотправителей и грузополучателей, потребности снижения транспортной составляющей в конечной стоимости товаров.
3. Рекомендовать железнодорожным администрациям государств - участников СНГ повысить эффективность эксплуатационной работы, в том числе принять меры по обеспечению эффективного использования пропускной способности межгосударственных стыковых пунктов, активному внедрению и развитию инфокоммуникационных технологий, повышению энергоэффективности и экологичности железнодорожного транспорта.
От Азербайджанской Республики
Первый заместитель Премьер-министра
Я. Эюбов
с особым мнением
От Республики Армения
Вице-премьер-министр, Министр
международной экономической
интеграции и реформ
В. Габриелян
От Республики Беларусь
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Республики Беларусь в Российской
Федерации, специальный
представитель Республики Беларусь
по вопросам интеграционного
сотрудничества в рамках Союзного
государства, Евразийского
экономического союза, Содружества
Независимых Государств, Организации
Договора о коллективной
безопасности по совместительству,
Полномочный представитель
Республики Беларусь при
Экономическом совете СНГ
И. Петришенко
От Республики Казахстан
Полномочный представитель
Республики Казахстан в Комиссии по
экономическим вопросам при
Экономическом совете СНГ
О. Песков
От Кыргызской Республики
Полномочный представитель
Кыргызской Республики в Комиссии по
экономическим вопросам при
Экономическом совете СНГ
З. Асанкожоева
От Республики Молдова
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Республики Молдова в Российской Федерации
А. Негуца
От Российской Федерации
Первый заместитель Председателя
Правительства
И. Шувалов
От Республики Таджикистан
Министр экономического
развития и торговли
Н. Хикматуллозода
От Туркменистана
От Республики Узбекистан
Заместитель Премьер-министра -
Министр финансов
Д. Кучкаров
От Украины
Информация
о выполнении Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года и о Тарифной политике железных дорог государств - участников СНГ на 2017 фрахтовый год
Тарифная политика на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ (далее - Тарифная политика СНГ) разрабатывается в соответствии с Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, принятой Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года (далее - Концепция). Концепция определяет принципы формирования согласованной тарифной политики железнодорожных администраций государств - участников СНГ на перевозку грузов в межгосударственном и международном сообщениях. С целью принятия Тарифной политики СНГ один раз в год проводится Тарифная конференция.
Ставки Тарифной политики СНГ, применяемые железнодорожными администрациями, имеют единую согласованную тарифную базу, и уровень ставок является максимальным. Вместе с тем каждая администрация имеет возможность изменения объявленного предельного тарифа, предоставления исключительных тарифных условий перевозок грузоотправителям для обеспечения конкурентоспособности железнодорожных перевозок.
Железнодорожные администрации проводят работу по совершенствованию Тарифной политики СНГ, направленной на привлечение дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт. С этой целью устанавливаются конкурентоспособные сквозные ставки на перевозки грузов, разрабатываются и реализуются программы по снижению себестоимости перевозок, использованию средств республиканских бюджетов для поддержки пассажирских перевозок, поставкам подвижного состава, развитию приграничной инфраструктуры, строительству объектов производственного назначения.
Тарифная политика на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ на 2017 фрахтовый год
XXV Тарифная конференция железнодорожных администраций - участниц Тарифного соглашения железнодорожных администраций государств - участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1993 года (далее - Тарифная конференция, Тарифное соглашение) состоялась в период с 18 по 21 октября 2016 года в г. Цахкадзоре (Республика Армения).
В работе Тарифной конференции приняли участие представители железнодорожных администраций государств - участников СНГ, кроме Азербайджанской Республики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Тарифного соглашения ведение дел Тарифной политики СНГ на 2017 фрахтовый год поручено акционерному обществу "КТЖ - Грузовые перевозки", Республика Казахстан (далее - Управление делами Тарифной политики СНГ).
XXV Тарифной конференцией согласованы предложения по совершенствованию, актуализации Тарифного соглашения и Тарифной политики СНГ на 2017 фрахтовый год.
С 21 октября 2016 года в Тарифное соглашение внесены следующие изменения:
пункт 1 статьи 1 дополнен абзацем следующего содержания:
"Применять на железнодорожных администрациях (Железных дорогах) при перевозках грузов в международном сообщении, в том числе с участием различных видов транспорта, независимо от форм перевозочных документов Тарифную политику Железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении (далее - Тарифная политика), которая разрабатывается на основе единых принципов, ежегодно принимается Тарифной Конференцией железнодорожных администраций (Железных дорог) стран Содружества Независимых Государств - участниц Тарифного Соглашения от 17 февраля 1993 года (далее - Тарифная Конференция) и устанавливает для каждой железнодорожной администрации (Железной дороги) на фрахтовый год максимальный уровень ставок, выраженных в свободно конвертируемой валюте, который может изменяться в течение фрахтового года в порядке, определенном статьей 3 настоящего Соглашения";
пункт 6 статьи 2 дополнен новыми абзацами и изложен в следующей редакции:
"6. С целью подготовки материалов к Тарифной Конференции не позднее, чем за 45 дней до ее начала проводится совещание экспертов в государстве, в котором проводилась предыдущая Тарифная Конференция. Результаты совещания оформляются протоколом, в котором должно быть отражено мнение участников совещания по каждому из рассматриваемых вопросов.
Отсутствующий на совещании экспертов Стороне Соглашения Управление делами после окончания совещания экспертов направляет указанный протокол. Сторона Соглашения, отсутствующая на совещании экспертов, в течение 20 дней после окончания совещания экспертов сообщает в письменном виде свое мнение по принятым на совещании экспертов решениям Управлению делами и другим Сторонам Соглашения.
Если по истечении этого срока от отсутствующей Стороны соглашения в адрес Управления делами и других Сторон Соглашения не поступит возражений по принятым на совещании экспертов решениям, последние считаются согласованными ею.
В случае отрицательного мнения решение, принятое на совещание экспертов, считается несогласованным".
Тарифная конференция приняла Тарифную политику СНГ на 2017 фрахтовый год, разработанную в соответствии с основными принципами формирования и применения согласованной тарифной политики на перевозки грузов в международном сообщении, определенными Концепцией.
При этом было рассмотрено более 85 предложений железнодорожных администраций по редакционным изменениям и дополнениям Тарифной политики СНГ, которая действовала в 2016 году. Приняты следующие дополнения и изменения в Тарифную политику СНГ на 2017 фрахтовый год, касающиеся:
правил исчисления платы за перевозку грузов с сокращенным сроком доставки;
порядка расчета и округления базовой ставки с отсылкой на приложение 2 Тарифной политики СНГ;
уточнения определения платы при перевозке нескоропортящегося груза в вагоне-термосе, предоставленном перевозчиком по заявке отправителя;
перевозок в приватном контейнере в приватном (не принадлежащем перевозчику) вагоне;
правил исчисления платы перевозок с отдельным локомотивом;
уточнения в части исчисления дополнительных сборов;
правил исчисления платы со ссылкой на базовую ставку с указанием таблиц;
определения платы перевозки груза с отдельным локомотивом в части проставления отметок в накладной согласно заявке отправителя;
уточнения исчисления провозной платы при перевозке грузов с перегрузкой из вагонов одной ширины колеи в вагоны другой ширины колеи и в вагоны той же ширины колеи;
дополнения в части исчисления провозных платежей в следующей редакции:
"на дату возникновения дополнительных сборов - при возникновении расходов перевозчика, связанных с перевозкой груза, не предусмотренных транзитными тарифами, и вызванных причинами, не зависящими от перевозчика;
на дату выявления вагона, загруженного сверх его грузоподъемности или с превышением допускаемой статической нагрузки от колесной пары вагона на рельсы - для исчисления провозных платежей за перевозку излишка массы груза, отгруженного в отдельный вагон";
алгоритма начисления платы при перевозке груза в специализированном вагоне;
исключения согласования всеми железнодорожными администрациями (Железными дорогами), участвующими в перевозке грузов в контейнерах длиной более 40 футов;
уточнения правил исчисления платы при перевозке транспортеров;
определения правил исчисления платы при перегрузке груза в пути следования по причине, не зависящей от перевозчика;
тарифных условий железнодорожных администраций - участниц Тарифного соглашения.
Тарифная политика, проводимая железнодорожными администрациями государств - участников СНГ в 2016 году
Азербайджанская Республика
С целью привлечения дополнительных объемов грузоперевозок, следующих в транзитном сообщении по железной дороге Азербайджанской Республики, ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (ЗАО "АЖД") в 2016 году были установлены понижающие коэффициенты:
на перевозку глинозема, следующего в Республику Таджикистан, и алюминия из Республики Таджикистан;
газойля, мазута, пшеницы, цветных металлов (цинк), химикатов (сера) из Республики Казахстан по маршруту Аляты - Беюк Кясик - Аляты;
пшеницы, сжиженного газа и каменного угля по маршруту Ялама - Беюк Кясик;
полиэтилена, хлопка из Республики Узбекистан по маршруту Аляты - Беюк Кясик;
серы из Республики Казахстан по маршруту Ялама - Беюк Кясик;
из Украины в Центральную Азию и в обратном направлении по маршруту Ильичевск - Поти - Беюк Кясик - Аляты - Актау в составе контейнерного поезда, а также перевозки в вагонах экспортно-импортных грузов Украины назначением из стран Средней Азии и Китая и в обратном направлении, проходящих транзитом по территории Азербайджанской Республики, на грузы, кроме опасных, негабаритных, грузов в рефрижераторных секциях и рефсцепах, нефти и нефтепродуктов, газов, спирта (ГНГ 2207, 2208), вина (ГНГ 2204, 2205).
В целях создания конкурентоспособных условий на перевозку грузов в вагонах и контейнерах в 2016 году были установлены специальные ставки при перевозках:
из Китая в третьи страны и в обратном направлении по маршруту Достык - Актау (порт) - Аляты - Поти в составе контейнерного поезда;
по коридору Транскаспийский международный транспортный маршрут;
в Иран и в обратном направлении по транзитному участку Астара - Ялама - Астара на кукурузу и зерновые продукты, а также по маршруту Астара - Беюк Кясик - Астара на пшеницу, рожь, ячмень, овес, кукурузу, рис, сорго зерновой, гречиху, просо и прочие злаки.
ЗАО "АЖД" также применила изменения к Тарифной политике СНГ при перевозках:
груза в приватном контейнере в приватном (не принадлежащем перевозчику) вагоне;
с отдельным локомотивом по железным дорогам Азербайджана;
импортных древесины и пиломатериалов (ГНГ 4403, 4404, 4407-4413) и черных металлов (ГНГ 72, 7301-7307).
Республика Армения
Тарифная политика ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" (ЗАО "ЮКЖД") на 2016 фрахтовый год сформирована на основе Тарифной политики СНГ.
Перерасчет стоимости перевозки из швейцарских франков в драмы Республики Армении осуществляется в порядке, установленном в пунктах 1.6 и 1.7 Тарифной политики ЗАО "ЮКЖД".
В целях сохранения объемов перевозок и недопущения резкого увеличения доли транспортной составляющей в конечной стоимости товаров в течение 2016 фрахтового года ЗАО "ЮКЖД" проводило гибкую тарифную политику.
Для привлечения дополнительных объемов на железную дорогу с автомобильного транспорта предоставлялись льготные тарифы на перевозку грузов, руды, пшеницы во внутригосударственном сообщении. Для стимулирования экспорта предоставлялись поправочные коэффициенты на перевозку медного концентрата в полувагонах при гарантированном (на договорном основании) объеме.
В рамках мероприятий по развитию международного транспортного коридора Европа - Иран совместно с АО "Грузинская железная дорога" проработана логистическая схема доставки грузов из Европы в Иран через Грузию и Республику Армения. Для формирования оптимальных и конкурентных условий установлен единый сквозной тариф на перевозку грузов в контейнерах в составе ускоренного контейнерного поезда.
В соответствии с Тарифной политикой СНГ в Тарифной политике ЗАО "ЮКЖД" введены следующие изменения:
в разделе 1 добавлен пункт - термины и понятия;
отредактированы статьи 1.6 и 1.17.4;
в приложении 5 к Тарифной политике ЗАО "ЮКЖД" тарифные ставки на перевозки грузов во внутреннем сообщении индексированы на 5 %.
В Прейскуранте на сборы, работы и услуги, оказываемые ЗАО "ЮКЖД" при организации грузовых перевозок, внесены следующие изменения:
ставка за единый станционный сбор установлена в размере 6 600 драмов за 1 вагон, что на 10 % выше по сравнению с 2015 годом (6 000 драмов за 1 вагон);
ставки за подачу или уборку вагонов локомотивом железной дороги на места общего и необщего пользования на 1 вагон проиндексированы на 10 % к уровню 2015 года.
Республика Беларусь
Белорусская железная дорога, являясь участницей Тарифного соглашения, проводит работу по совершенствованию тарифной политики, направленную на сохранение существующих и привлечение дополнительных объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На XXIV Тарифной конференции 27-30 октября 2015 года в г. Бишкеке (Кыргызская Республика) была согласована Тарифная политика СНГ на 2016 фрахтовый год, которая применялась Белорусской железной дорогой в соответствии с законодательством при перевозках грузов транзитом, кроме перевозок из Российской Федерации (в том числе Калининградской области, включая порты), Республики Казахстан и в обратном направлении.
Республика Казахстан
В соответствии с Тарифным соглашением АО "НК "Казахстанские железные дороги" (АО "НК "Казакстан темiр жолы") осуществляет гибкую тарифную политику, взаимодействует с сопредельными железнодорожными администрациями по привлечению транзитных грузов путем установления специальных тарифных ставок и понижающих коэффициентов к действующим тарифам на транспортировку грузов.
В 2017 году АО "НК "КТЖ" были установлены понижающие коэффициенты на транзитные перевозки следующих грузов: оксид алюминия (глинозем), алюминий, сахар-сырец, тростниковый сахар, карбамид, цветные металлы, хлорид калия, кокс нефтяной, мука фосфоритная, сера, лесоматериалы, пиломатериалы, шпалы.
Также установлены специальные ставки на перевозку: черных металлов, древесины, угля, растительного масла, зерна из Российской Федерации назначением на станции иранских железных дорог и далее в третьи страны транзитом по территории Исламской Республики Иран.
Кроме того, АО "НК "КТЖ" уделяет внимание развитию контейнерных перевозок.
В целях поддержания конкурентоспособных условий на перевозку грузов в контейнерах в 2017 году установлены специальные ставки при перевозках:
из Китая в Европу и в обратном направлении по транзитным участкам Достык эксп. - Илецк эксп., Алтынколь эксп. - Илецк эксп. в приватных контейнерах;
из Китая в третьи страны и в обратном направлении (в составе поезда длиной не менее 46 условных вагонов) по транзитному участку Алтынколь эксп. - Актау порт эксп.;
из Китая в Исламскую Республику Иран и в обратном направлении по транзитным участкам Достык эксп. / Алтынколь эксп. - Болашак эксп.;
из Китая в страны Тарифного соглашения и в обратном направлении (в составе поезда длиной не менее 46 условных вагонов) по транзитному участку Алтынколь эксп. - Актау порт;
из Китая в направлении Турции и стран южной Европы и в обратном направлении по транзитному участку Алтынколь эксп. - Дины Нурпеисовой эксп. в приватных контейнерах на приватных платформах.
На перевозку грузов в контейнерах и рефрижераторных контейнерах также были установлены ряд понижающих коэффициентов:
в направлении из третьих стран в третьи страны через пограничные переходы Достык эксп., Алтынколь эксп., Актау порт эксп.;
из третьих стран в страны Тарифного соглашения и в обратном направлении;
груженого и порожнего крупнотоннажного контейнера как одиночными отправками, так и в составе контейнерного поезда длиной не менее 57 условных вагонов.
Кыргызская Республика
ГП "НК "Кыргызская железная дорога" применяет тарифы на железнодорожные перевозки в соответствии с Тарифным соглашением и Концепцией.
В соответствии с законодательством Кыргызской Республики перевозки грузов в международном сообщении освобождены от налога на добавленную стоимость.
По результатам 2016 года отправление грузов составило 1 699,5 тыс. тонн, или 132,9 % к уровню 2015 года, грузооборот выполнен в объеме 806,9 млн тонно-км, или 87,9 % к уровню 2015 года.
ГП "НК "Кыргызская железная дорога" проводит постоянную работу по совершенствованию тарифной политики, направленную на сохранение существующих и привлечению дополнительных объемов перевозок грузов.
Республика Молдова
Свою тарифную политику ГП "Железная дорога Молдовы" проводит строго в рамках Тарифного соглашения.
Тарифная политика ГП "Железная дорога Молдовы" на 2016 год постоянно совершенствовалась и была направлена на обеспечение конкурентоспособности перевозок грузов в международном сообщении.
В целях сохранения традиционных грузопотоков и привлечения дополнительных объемов перевозок грузов следуемых транзитом по территории Республики Молдова руководством были установлены фиксированные тарифные ставки.
Кроме того, на перевозку транзитом по территориям Республики Молдова и Украины таких грузов, как уголь, руда, кокс, соль, черные металлы, кислота нитрилакриловая, злаки, зерно, семена, минеральные удобрения, нефтепродукты светлые, газы сжиженные и др., были согласованы сквозные тарифные ставки.
Руководством ГП "Железная дорога Молдовы" проводится постоянная работа с железнодорожными администрациями соседних государств по вопросам привлечения дополнительных объемов перевозок грузов.
Российская Федерация
В связи со вступлением с 1 января 2015 года в действие Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам из Республики Казахстан в Республику Беларусь и в обратном направлении, а также в сообщении Республики Казахстан и Республики Беларусь с третьими странами через российские порты в 2016 году осуществлялись по установленному в национальной валюте унифицированному тарифу раздела 2 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами".
С учетом требований Всемирной торговой организации Тарифная политика СНГ на перевозки грузов в международном сообщении в части, касающейся ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), с 2014 года содержит только базовые ставки транзитных тарифов и не включает понижающие индексы и специальные ставки.
В соответствии с пунктом 1.8 Тарифной политики СНГ на 2016 фрахтовый год специальные тарифные условия на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам были установлены решениями правления ОАО "РЖД". Информация о них размещена на официальном сайте ОАО "РЖД". Данными решениями был сформирован уровень транзитных тарифов по российским железным дорогам в 2016 году на уровне ставок 2015 года.
В соответствии с Тарифным соглашением ОАО "РЖД" проводило работу по совершенствованию тарифной политики, направленную на сохранение существующих и привлечение дополнительных объемов перевозок грузов.
Так, на 2016 фрахтовый год были установлены конкурентные сквозные тарифы на перевозки следующих грузов:
хлопок из Республики Узбекистан через пограничные переходы Украины и Латвийской Республики;
лом черных металлов из Республики Казахстан назначением в Республику Молдова;
глинозем и алюминий из Республики Таджикистан и в обратном направлении;
в контейнерах в составе контейнерных поездов из Китая в страны - члены ЕС через российские пограничные переходы Забайкальск, Гродеково, Наушки и казахстанский переход Достык.
Кроме того, были установлены пониженные тарифы на транзитные перевозки цветных металлов, угля, минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, сахара-сырца в собственных зерновозах, серы, а также на перевозки грузов в контейнерах.
Республика Таджикистан
При формировании тарифов на перевозки грузов в международном сообщении ГУП "Таджикская железная дорога" (ГУП "ТЖД") руководствовалась Тарифным соглашением и Концепцией.
В 2017 году в тарифной политике ГУП "ТЖД" были установлены понижающие коэффициенты на экспортно-импортные перевозки по таджикским железным дорогам на следующие грузы:
все грузы, прибывающие в Республику Таджикистан в адрес предприятий железнодорожного транспорта, - 0,5 (50 %);
свежие и замороженные фрукты и овощи в рефрижераторном подвижном составе - 0,5 (50 %), в крытых вагонах - 0,5 (50 %);
глинозем - 0,9 (10 %);
алюминий - 0,9 (10 %);
Кроме того, в течение 2017 года ГУП "ТЖД" предоставило скидки на экспортные и импортные грузы:
наливные - 0,55 (45 %) на Хатлонский участок;
не наливные - 0,5 (50 %) на Хатлонский участок;
алюминий - 0,5 (50 %).
Дополнительные скидки ко всем действующим коэффициентам на экспортные перевозки отдельных видов сельскохозяйственной продукции в рефрижераторном и крытом подвижном составе предоставлялись по сезону.
Кроме того, ГУП "ТЖД" предоставило понижающие коэффициенты на транзитные грузы по таджикским железным дорогам от 30 до 40 %.
За 11 месяцев 2017 года объем перевозок железнодорожной администрацией Таджикистана в целом снизился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил: грузооборот - 143,6 млн тонно-км нетто (минус 32,6 %), погрузка грузов - 774,6 тыс. тонн (0,9 %), выгрузка грузов - 3 425,9 (6,5 %), транзитные перевозки - 16,4 тыс. тонн (3,9 %), что меньше, чем за 11 месяцев 2016 года, и экспортные перевозки - 660,5 тыс. тонн (плюс 17,8 %), что больше, чем за 11 месяцев 2016 года. Экспорт алюминия из Республики Таджикистан за 2017 год снизился по сравнению с 2016 годом на 20,7 тыс. тонн, экспорт хлопка-волокна - на 8,4 тыс. тонн. Импорт глинозема снизился на 54,5 тыс. тонн. Одной из немаловажных причин снижения объема перевозок является переориентация экспортно-импортных перевозок на автомобильный транспорт. В общей структуре перевозок за 2017 год экспорт занимает 17 %, импорт - 79,9 % и транзит - 0,4 %.
Туркменистан
Министерство железнодорожного транспорта Туркменистана, являясь участником Тарифного соглашения, расчеты за перевозки грузов в международном сообщении осуществляет в соответствии с Тарифной политикой СНГ.
Ежегодное рассмотрение и внесение изменений в Тарифную политику СНГ является важным показателем согласованного сотрудничества всех железнодорожных администраций - участниц Тарифного соглашения, при котором учитываются предложения и интересы всех сторон, что в целом является показателем выработки согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте.
В 2016 году в целях создания благоприятных условий для грузоклиентов, сохранения и привлечения дополнительных объемов грузов к ставкам Тарифной политики СНГ на 2016 фрахтовый год были предоставлены понижающие коэффициенты:
при транзитных перевозках глинозема, алюминия, нефтепродуктов;
перевозках из Республики Узбекистан хлопка, пшеницы, удобрений;
из Республики Казахстан, Российской Федерации и ЕС зерна, муки, черных металлов, алюминия, асбеста, древесины, угля, растительных масел;
для привлечения дополнительных грузопотоков по линии Узень - Болашак - Акяйла - Инчебурун на перевозки грузов.
Кроме того, были установлены понижающие коэффициенты на экспортные перевозки нефтепродуктов, серы, а при перевозках на расстояние более 100 км - на остальные экспортные грузы.
Республика Узбекистан
С целью увеличения объемов перевозок грузов в международном сообщении АО "Узбекские железные дороги" в 2016 году были предоставлены скидки на перевозки следующих основных грузов:
при транзите на глинозем, алюминий, нефть и нефтепродукты, муку фосфоритную, серу, карбамид, прочие грузы;
экспорте на свежую, консервированную и переработанную плодоовощную продукцию, пшеницу, муку, известь, цемент, медь, серу, сельхозтехнику, пряжу, гипс строительный, индустриальные масла, кварцевый песок, сухие строительные смеси, микрокальцит;
импорте на сырую нефть, сахар-сырец и грузы в контейнерах.
Сквозные ставки в 2016 году АО "Узбекские железные дороги" не применялись.
При перевозке грузов в международном сообщении (экспорт, импорт, транзит) по территории Республики Узбекистан не применяется налог на добавленную стоимость.
Все экспортные перевозки назначением в Республику Таджикистан, а также транзитные перевозки по отдельным участкам АО "Узбекские железные дороги" в данном направлении освобождены от установленных коэффициентов.
Украина
Железные дороги Украины руководствуются мерами регулирования тарифов в международном сообщении, установленными Тарифным соглашением и Концепцией, только при перевозках транзитных грузов.
Тарифы на перевозки транзитных грузов по территории Украины установлены Тарифной политикой СНГ на перевозку грузов в международном сообщении.
При формировании и установлении тарифов на перевозки транзитных грузов железные дороги Украины руководствуются основными принципами, определенными Концепцией, при этом также учитываются:
мониторинг основных ценообразующих факторов, в том числе себестоимость перевозки железнодорожным транспортом;
уровень тарифов, который сложился в предыдущий фрахтовый год;
уровень тарифов на перевозки грузов во внутреннем сообщении;
динамика объемов перевозок отдельных родов грузов;
конъюнктура международного транспортного рынка и уровень тарифов на железных дорогах, которые составляют конкуренцию украинским железным дорогам;
уровень мировых цен на продукцию, которая перевозится железными дорогами;
доля транспортной составляющей в цене продукции;
другие факторы, которые существенно влияют на конкурентоспособность перевозок через территорию Украины.
Для обеспечения конкурентоспособности тарифов при перевозке транзитных грузов по территории Украины предусмотрено применение к базовым ставкам Тарифной политики СНГ коэффициентов, учитывающих логистические параметры и величину транспортной составляющей в цене грузов. Практикуются согласование и установление сквозных тарифов как с железнодорожными администрациями, так и с портами. Предоставление специальных ставок зависит от объемов привлеченных грузов.
В 2016 году железными дорогами Украины были установлены льготные тарифы на перевозки угля каменного, железной руды, кокса, светлых и темных нефтепродуктов, сжиженных газов, черных металлов, чугуна, серы, минеральных удобрений, древесины и контейнеров.
В 2016 году транзитом по территории Украины было перевезено 16,9 млн тонн грузов, что на 30 % меньше, чем в 2015 году. Грузооборот составил 19,7 млрд тонно-км и уменьшился на 26,1 %. Среднее расстояние перевозок увеличилось на 11 км до 1 161 км, или на 1 %.
В общем грузообороте удельный вес транзитных перевозок составил 10,5 %, в общем объеме перевозок грузов - 4,9 %. При этом 96 % украинского транзита формировалось в государствах - участниках СНГ, в частности в Российской Федерации - 80 %, Республике Беларусь - 8 %, Республике Казахстан - 6 % и Республике Молдова - 2 %.
Основную номенклатуру в структуре перевозок транзитных грузов составляют руда железная и марганцевая - 39 %, каменный уголь - 22 %, нефть и нефтепродукты - 15 %.
Одним из важнейших направлений является развитие контейнерных перевозок. В течение 2016 года перевозки в составе контейнерных поездов составили 74 % общего объема перевозимых контейнеров по территории Украины.
В соответствии с законодательством Украины железные дороги осуществляют перевозку льготных категорий пассажиров. Так, в 2016 году на перевозку льготных категорий пассажиров были предоставлены услуги в размере 31,1 млн долларов США, получено компенсации - 2,5 млн долларов США, что составляет 8 % суммы предоставленных услуг. Задолженность бюджета перед железными дорогами Украины за 2016 год составила 28,6 млн долларов США.
В 2016 году все мероприятия по дополнительному обустройству железнодорожных пунктов пропуска (пунктов перехода) через государственную границу с государствами - участниками СНГ выполнялись за собственные средства железных дорог Украины. Так, в дополнительное обустройство вложено 312,1 тыс. долларов США из собственных средств, при этом средства из государственного бюджета не выделялись.
Особое мнение
Азербайджанской Республики
За исключением пункта 1 Решения.
Первый заместитель |
Я. Эюбов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического совета СНГ от 15 декабря 2017 г. "О выполнении Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года и о Тарифной политике железных дорог государств - участников СНГ на 2017 фрахтовый год"
Текст решения официально опубликован не был