Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации г. Бердска
от 1 марта 2011 г. N 481
Городская комплексная программа
"Молодежь города Бердска на период 2011-2015 г. г."
1. Паспорт Программы
Наименование программы |
Городская комплексная программа "Молодежь города Бердска на период 2011-2015 гг. " |
Основание для разработки программы |
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р; Решение Совета депутатов города Бердска от 24.12.2009 N 615 "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Бердска"; Решение Совета депутатов г. Бердска от 21.12.2010 N 759 "Отчет о реализации городской комплексной программы "Молодежь города Бердска на период 2007 - 2010 гг. " |
Заказчик |
Администрация города Бердска |
Разработчики |
Отдел по делам молодежи управления образования администрации г. Бердска |
Основные исполнители |
Структурные подразделения администрации муниципального образования г. Бердска: управление образования администрации, управление экономического развития, промышленности и торговли администрации, отдел по делам молодежи управления образования администрации, отдел культуры администрации, отдел физической культуры и спорта администрации, отдел труда администрации, отдел социального обслуживания населения администрации, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации. МУЗ "Бердская центральная городская больница"; отдел военного комиссариата Новосибирской области по г. Бердск; ГУ "Центр занятости населения г. Бердска"; общественные организации, молодежные объединения; Ассоциация предпринимателей г. Бердска, бизнес сообщество города Бердска. |
Координатор программы |
Отдел по делам молодежи управления образования администрации г. Бердска |
Контроль за исполнением |
Контроль за реализацией программы осуществляет заместитель главы администрации по социальным вопросам |
Цель программы |
Создание модели муниципальной молодежной политики, основанной на принципе непосредственного, прямого включения молодых людей в формирование и реализацию процессов социально-экономического, общественно-политического, культурного развития муниципального образования и местного сообщества |
Задачи программы |
- Развитие созидательной активности молодежи, правовой и политической культуры, вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; - Создание условий для построения профессиональной карьеры, развитие молодежного предпринимательства; - Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; - Вовлечение молодежи в инновационную деятельность, развитие творческой, научной, интеллектуальной деятельности в молодежной среде; - Содействие развитию института молодой семьи, выработка действенных мер поддержки молодых семей, в том числе в решении жилищных вопросов; - Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества; - Развитие инфраструктуры молодежной политики на уровне муниципального образования. |
Сроки реализации программы |
2011 - 2015 годы, согласно перечню программных мероприятий (приложение N 1 к программе) |
Источники финансирования |
- Федеральный, областной, местный бюджеты; - Привлеченные средства, благотворительные взносы юридических и физических лиц |
Место реализации |
г. Бердск Новосибирской области |
Целевые индикаторы программы |
Приложение N 2 к программе |
Ожидаемые конечные результаты |
1. Снижение численности безработных граждан из числа молодежи от 16 до 29 лет на 2%. 2. Снижение уровня разводов по отношению к бракам на 8%. 3. Увеличение численности молодежи, участвующей в программах по развитию предпринимательства на, 2%. 4. Сокращение числа несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и преступления, на 2%; 5. Увеличение численности молодых людей, вовлеченных в развивающие формы досуга, на 3%. 6. Повышение уровня гражданского самосознания и готовности молодежи участвовать в общественной жизни города на 2%. 7. Увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней, до 50% от общего числа молодежи. 8. Увеличение численности молодежи, участвующей в творческих, интеллектуальных мероприятиях программы, на 2 % ежегодно. |
2. Введение
Городская комплексная программа "Молодежь города Бердска на период 2011 - 2015 гг. " (далее именуемая - Программа) разработана в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, Стратегией и Комплексной программой социально-экономического развития г. Бердска до 2015 года, утвержденной решением Совета депутатов 06.11.2008 N 455, порядком разработки городских целевых программ, утвержденным решением Совета депутатов от 24.12.2009 N 615 "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Бердска".
Программа "Молодежь города Бердска на период 2011 - 2015 гг. " является продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, основанной на принципе непосредственного, прямого включения молодых людей в формирование и реализацию процессов социально-экономического, общественно-политического, культурного развития муниципального образования и местного сообщества.
Молодежная политика на уровне муниципального образования формируется и реализуется органами муниципальной власти при участии молодежных и детских общественных организаций, объединений, юридических и физических лиц.
Настоящая программа ориентирована на жителей города Бердска Новосибирской области в возрасте от 14 до 30 лет, а также на молодые семьи.
3. Анализ и актуальность исходного состояния проблемы
По статистическим данным на 1 января 2010 г. население города Бердска составляет 96 711 жителей, в том числе молодежи 26580 человек (25,3% от общей численности населения). Численность молодежи (16-29 лет), занятой в экономике г. Бердска-7649 человек (31,5% от общего количества молодежи). Более 1456 молодых бердчан трудятся в бюджетной сфере, прежде всего в образовании, культуре, спорте и муниципальном управлении. Около 30% молодежи заняты в сфере торговли и работают в коммерческих организациях.
В образовательных учреждениях обучается детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет 9255 человек, на базе учебных заведений профессиональной направленности обучается 2249 человек. Пользуются услугами учреждений дополнительного образования 8520 человек, 5625 человек заняты в спортивных секциях.
Молодежь является стратегическим ресурсом любого города, области, страны в целом, основой безопасности и развития государства, его настоящим и будущим.
Реализация молодежной политики на муниципальном уровне - системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь в контексте целого ряда факторов: воспитание, образование, здравоохранение, досуг, занятость и т.д. В этот процесс в качестве активной стороны вовлечено целое множество отраслевых и территориальных институтов.
В настоящее время выстроенная в городе система межведомственного взаимодействия имеет возможность организовать выработку комплексных мер (в том числе программ и проектов), обеспечивающих скоординированную работу муниципальных и общественных структур в молодежной сфере и выступает заказчиком на реализацию этих мер.
Основополагающим документом, определяющим векторы развития молодежной политики в городе стала городская целевая программа "Молодежь г. Бердска", которая пролонгируется с 2000 года.
За период реализации программы сформированы необходимые условия для активного включения молодежи в процессы социально-экономического развития. Достигнуты определенные успехи по созданию системы взаимодействия и управления по линии молодежной политики: общественные организации, инициативные группы молодежи, Молодежный Парламент, Советы молодежи в организациях и учреждениях включены в общественную жизнь города. В городе в 2009 году при Ассоциации предпринимателей создан Совет молодых предпринимателей, куда входят в основном молодые руководители.
Развернута деятельность молодежных проектно-образовательных, дискуссионных площадок (Форум Молодежи, Слет работающей молодежи, Школа молодежного актива "Формат", Школа молодого избирателя), направленных на развитие инновационных компетенций у молодых людей.
Заложена основа системы информационного обеспечения молодежи, в частности по предоставлению информации об услугах, оказываемых учреждениями в сфере молодежной политики. Создан, и успешно функционирует, Молодежный ресурсный центр. В целом по сравнению с 2007 годом в 2,5 раза наблюдается рост обращений молодежи по вопросам получения информации.
В городе сохранена система межведомственного взаимодействия в направлении воспитания гражданственности и патриотизма, создан Центр патриотического воспитания граждан. За период с 2007 по 2010 год в Бердске работало 13 военно-патриотических клубов на базе образовательных учреждений и учебных заведений профессиональной направленности, 2 патриотических клуба приобрели статус общественных организаций.
Продолжена работа по поиску и перезахоронению солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, ежегодно велась организация поисковых экспедиций отрядом "Кондор" на Бельской земле.
Создана система стимулирования и поддержки молодых бердчан, направленная на становление и развитие интеллектуального потенциала молодежи, размер стипендии с 2007 года увеличен в 2 раза и составляет 1000 рублей.
Успешно реализованы мероприятия, направленные на развитие потенциальных возможностей молодых людей, выявление и поддержку талантливой молодежи, о чем свидетельствует увеличение в 2010 году по сравнению с 2007 годом количества молодых людей, задействованных в фестивалях и праздниках в 3,5 раза.
За период 2007 - 2010 годов количественный показатель по трудоустройству молодежи стабилен, с некоторым увеличением в 2009 г. в связи с выделением большего финансирования на организацию временной занятости несовершеннолетних из федерального бюджета (2007 г. - 927 чел., 2009 г. - 1089 чел., 2010 г. - 899 чел.).
Молодежь города активно включается в волонтерскую деятельность, участвуя в реализации социально значимых проектов, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди детей и подростков.
Город Бердск стал экспериментальной площадкой осуществления молодежной политики в части проведения мероприятий, всероссийского, регионального и областного уровней.
Однако, наряду с положительными тенденциями в реализации молодежной политики остается ряд ключевых моментов, свидетельствующих о существующих проблемах:
- остается относительно невысокий уровень социальной ответственности, деловой и политической активности молодежи. Результаты социологических исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. 50% респондентов считают, что общественные организации нужны, однако только 15% являются активными участниками общественной жизни учреждения, города, являются членами молодежных общественных организаций. Остальная масса опрошенных, а это 45,4%, занимают пока пассивную позицию. В выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области проголосовало лишь 37,1% молодых бердчан. Из них в возрасте от 26 до 30 лет - 29,9%.
При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятия социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет, когда современные молодые люди станут принимающими решения лицами, может ограничить возможности развития города, в том числе из-за сокращения экономически активного населения и из-за трудностей с определением муниципальной политики в любой сфере:
- снижение интереса молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности. Отсутствие механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию государственных приоритетов по модернизации экономики;
- наблюдается слабая конкурентоспособность выпускников учебных заведений профессиональной направленности, высших учебных заведений на рынке труда, относительно невысокая активность молодежи в сфере молодежного предпринимательства и инновационной деятельности. Уровень безработицы среди молодых людей составляет 2,3%. В социально-экономическом плане молодежь представляет кадровый ресурс для любого региона. На сегодняшний день в г. Бердске, Новосибирской области ощущается нехватка рабочих кадров, специалистов по многим отраслям промышленности, производства и пр. В том числе номенклатура вакансий, предлагаемая студенческой молодежи и молодым специалистам, не отвечает запросам на повышение качества жизни со стороны молодежи;
- остается достаточно высоким уровень разводов среди молодых пар по отношению к заключению браков (2009 год - 67%, 2008 год-71%), наблюдается увеличение числа молодых пар, которые проживают без юридического оформления брака, что приводит к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей;
- существует социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность. В этой ситуации возможно формирование изолированных групп населения (бывших заключенных, инвалидов, носителей социальных заболеваний, членов неблагополучных семей) и, как следствие - социальной нетерпимости и дестабилизации общественной жизни;
- одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодежью является жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей, особенно имеющих детей. Так за период 2005 - 2010 гг. из 522 молодых людей (с учетом повторяющего состава), стоящих на учете в жилищном отделе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, только 61 человек (23,4%) смогли получить государственную поддержку на решение жилищной проблемы. Из них в рамках федеральной программы 13 человек, в рамках областной программы 48 человек;
- остается невысоким уровень культуры здорового образа жизни молодежи. В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, которая непременно отражается на ухудшении здоровья молодого поколения во всех последующих возрастных группах. По данным медицинского освидетельствования, проводимого при призыве граждан на военную службу, у юношей призывного возраста превалируют заболевания костно-мышечной системы - 82% (у юношей старше 18 лет) и нарушения питания, обмена веществ - 87% (у юношей 90-91 гр.). Одной из основных причин можно выделить ведение молодежью преимущественно нездорового образа жизни;
- остается достаточно высоким уровень криминализации подростковой и молодежной среды. Так, на территории г. Бердска за период 2007 - 2010 гг. молодежью в возрасте от 14 до 29 лет совершено 1588 преступлений, отрицательная динамика сохраняется последние 2 года (рост преступлений в 1,14 раза по сравнению с 2008 г.). Несмотря на то, что количество выявленных преступлений на территории г. Бердска, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по сравнению с 2007 годом уменьшилось в 1,6 раза (2007 г. - 204, 2008 г. - 126, 2009 г. - 168, 2010 г. - 122), однако число несовершеннолетних лиц, привлеченных к административной ответственности за употребление наркотических средств и психотропных веществ в течение 2007 - 2009 годов остается на одном уровне (70-96 человек). Кроме того, имеет место проблема безнадзорности несовершеннолетних как одного из значительных факторов, влияющих на уровень подростковой преступности;
- несоответствие кадрового состава и материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей. Материально-техническое состояние Молодежного ресурсного центра, Центра патриотического воспитания граждан, учреждений дополнительного образования, клубов по месту жительства требует обновления материально-технической базы, внедрения инновационных информационно-коммуникационных технологий решения актуальных проблем молодежи при ее непосредственном участии.
В связи со стремительным старением населения сегодняшние 14-25 летние жители г. Бердска станут основным трудовым ресурсом города, и области, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
Также от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будут зависеть темпы социально-экономического развития города.
В качестве основной проблемы программа рассматривает неполную включенность молодежи в жизнедеятельность городского сообщества, которая проявляется на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии, снижения экономической активности.
Вместе с тем, молодежь обладает позитивным потенциалом, который проявляется в мобильности, инициативности, восприимчивости к инновационным изменениям. Для того чтобы у молодого поколения сформировались духовно-нравственные ценности, гражданское самосознание, укрепилась вера в собственные силы необходимо создавать условия, включая саму молодежь в общественные процессы, давая возможность выбора в самоопределении и в самореализации.
Программно-целевой метод решения проблем позволяет рассматривать молодежь не столько в качестве целевой группы программы, но и как основной кадровый ресурс.
Применение программно-целевого метода в решении обозначенных проблем позволит:
- выработать комплексный поход к решению молодежных проблем городского сообщества;
- выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования программы;
- разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем молодежи с участием самой молодежи;
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контролируемость инвестирования муниципальных средств в молодежную политику города;
- создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры молодежной политики города.
Применение комплексного подхода к решению проблем подростково-молодежной среды, внедрение системы индикаторов качества предоставления муниципальной услуги по работе с детьми и молодежью, позволит значительно повысить степень эффективности мероприятий, объединить ресурсы гражданского общества и органов местного самоуправления, целенаправленно влиять на развитие в целом сферы молодежной политики на территории города Бердска.
4. Цели и задачи программы
Целью программы является создание модели муниципальной молодежной политики, основанной на принципе непосредственного, прямого включения молодых людей в формирование и реализацию процессов социально-экономического, общественно-политического, культурного развития муниципального образования и местного сообщества.
На этой программно-целевой основе предусматривается решение следующих конкретных задач:
1. Развитие созидательной активности молодежи, правовой и политической культуры, вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
2. Создание условий для построения профессиональной карьеры, развитие молодежного предпринимательства;
3. Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;
4. Вовлечение молодежи в инновационную деятельность, развитие творческой, научной, интеллектуальной деятельности в молодежной среде;
5. Содействие развитию института молодой семьи, выработка действенных мер поддержки молодых семей, в том числе в решении жилищных вопросов;
6. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
7. Развитие инфраструктуры, информационно-методическое и кадровое обеспечение молодежной политики на уровне муниципального образования.
5. Нормативно-правовое обеспечение программы
- Конституция Российской Федерации
- Законы Российской Федерации: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1-ФЗ "Об образовании", Закон РФ от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Закон РФ от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", Закон РФ от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закон РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р;
- Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795;
- Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р;
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 - 2015 гг.", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795;
- Закон Новосибирской области от 12.07.2004 N 207-ОЗ "О молодежной политике в Новосибирской области";
- Стратегия и Комплексная программа социально-экономического развития г. Бердска до 2015 года, утвержденные решением Совета депутатов г. Бердска от 06.11.2008 N 455.
6. Принципы реализации программы
Муниципальная молодежная политика проводится в отношении:
- молодых граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
- молодых семей, т.е. семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 - летнего возраста, а также неполная семья с ребенком (детьми), в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
- молодежных общественных объединений - объединений граждан в возрасте до 30 лет любой организационно-правовой формы, объединившихся на основе общности интересов;
- детских общественных объединений - объединений граждан, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности;
- молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации и/или отличающейся делинквентным поведением.
Основными принципами реализации программы являются:
1. Принцип преемственности - программа разрабатывается с опорой на достигнутые результаты и сложившиеся традиции.
2. Принцип ответственности - как городского сообщества за соблюдение прав и законных интересов молодежи, так и молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах жизни.
3. Принцип социального партнерства - реализация программы должна осуществляться на признании молодежи в качестве равноправного партнера в формировании муниципальной молодежной политики в городе.
4. Принцип адресности - программа ориентирована на конкретные социальные группы, а также три возрастные категории молодежи: 14-18 лет; 19-23 года; 24-30 лет.
С целью повышения мотивации молодежи, предприятий и учреждений города для участия в реализации проектов городской комплексной программы, выявления и поощрения наиболее активных молодых людей, предусмотрена система рейтингов. За активное участие в конкретных проектах программы начисляются баллы каждому участнику, из которых складывается общий рейтинг учреждения (предприятия).
Шкала оценки исчисляется из 10 баллов (участие 1 человека - учащегося, студента в мероприятии городского уровня в рамках молодежной политики; участие 1 человека в организации и проведении мероприятия, участие учреждения в мероприятии городского уровня в рамках молодежной политики, участие учреждения в организации и проведении мероприятия городского уровня).
Система рейтингов устанавливается индивидуально по всем проектам программы "Молодежь города Бердска" на период 2011 - 2015 гг.
Молодые бердчане, набравшие наибольшее количество баллов по итогам рейтинга становятся стипендиатами администрации города Бердска и награждаются в рамках традиционного городского Форума молодежи. Учреждения, набравшие наибольшее количество баллов по итогам суммарного рейтинга награждаются грамотами, благодарственными письмами отдела по делам молодежи управления образования администрации и администрации г. Бердска.
7. Основные этапы и основные направления реализации программы
Программа "Молодежь города Бердска на период 2011 - 2015 гг." представлена комплексом взаимосвязанных проектов и подпрограмм по основным направлениям молодежной политики. Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 годы, является среднесрочной и состоит из пяти этапов.
Продолжительность каждого составляет календарный год. Основное содержание этапов выполнения программы представлено в перечне мероприятий с финансированием по годам.
Каждый этап складывается из:
- организационно-подготовительной деятельности, включающей в себя мероприятия по изучению вопросов реализации программы и создания организационной основы;
- практико-ориентированной работы, включающей в себя организацию и проведение мероприятий в рамках проектов по основным направлениям деятельности;
- аналитико-оценочной деятельности, включающей в себя анализ и подведение итогов реализации проектов программы.
Перспективными направлениями, обеспечивающими повышение устойчивости развития молодежи города, являются:
1. Развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, создание условий для построения молодежью профессиональной карьеры, развитие молодежного предпринимательства. Реализация направления запланирована через проект "Твоя карьера".
Проект объединит учащуюся и студенческую молодежь учебных заведений профессионального образования, молодежь предприятий, молодых предпринимателей, работодателей в деле продвижения идей предпринимательства, деловой активности молодежи, внедрении форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда г. Бердска.
2. Развитие созидательной активности молодежи, правовой и политической культуры, вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития, поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций, объединений.
В данном направлении предполагается реализация проекта "Быть успешным!".
3. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Основой данного направления является проект "Здоровое поколение", направленный на социальную адаптацию молодежи, формирование здорового образа жизни, профилактику асоциальных явлений в молодежной среде через решение вопросов трудовой занятости, создание рабочих мест, организацию содержательного досуга и отдыха молодежи, развитие движения молодежных трудовых отрядов.
4. Содействие развитию института молодой семьи, выработка действенных мер поддержки молодых семей, в том числе в решении жилищных вопросов будет организовано через проект "Молодая семья". Основными целями проекта являются: укрепление института молодой семьи, увеличение количества благополучных молодых семей в городе через создание стартовых возможностей для становления (решение жилищных вопросов, др.), пропаганда ответственного родительства.
5. Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.
В данном направлении предполагается реализация подпрограммы "Воспитания гражданственности и патриотизма", основными целями которой станут дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан через повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан высокого патриотического сознания; формирование условий для развития в молодежной среде высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; воспитание граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах города, региона и страны в целом.
6. Вовлечение молодежи в инновационную деятельность, развитие творческой, научной, интеллектуальной деятельности в молодежной среде будет реализовано через проект "Городской ритм". В рамках проекта планируется проведение молодежных фестивалей: "Энергия молодости", "Новая волна", городской Недели молодежного творчества, игр КВН, интеллектуальных турниров, дебатов, др.
7. Развитие инфраструктуры, информационно-методическое и кадровое обеспечение молодежной политики.
Цель данного направления - создание системы качественного обеспечения реализации молодежной политики, создание молодежного информационного пространства, способного обеспечить широкий и равный доступ к информации в области молодежной политики и основных сферах жизнедеятельности молодежи.
8. Механизм реализации программы
Основными субъектами реализации программы "Молодежь города Бердска" на период 2011 - 2015 гг. являются органы местного самоуправления, общественность, представители бизнеса, иные юридические и физические лица, молодежь, средства массовой информации.
Координацию деятельности субъектов реализации программы осуществляет отдел по делам молодежи управления образования администрации г. Бердска на принципах партнерства, межведомственной координации.
Общий контроль за реализацией программы "Молодежь города Бердска на период 2011 - 2015 гг." осуществляет заместитель главы администрации по социальным вопросам.
Учитывая динамику развития российского общества, предполагается ежегодная корректировка и доработка мероприятий/проектов программы.
Оценку эффективности реализации программы предполагается производить на основе проводимого в ходе и по итогам реализации мониторинга. Мониторинг деятельности осуществляется на основании целевых индикаторов и показателей (приложение N 2).
Для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами программы, при необходимости производится их корректировка, организуется ведение ежеквартальной отчетности по реализации проектов программы, экспертные проверки хода реализации мероприятий программы.
Оценка эффективности реализации программы возлагается на отдел по делам молодежи управления образования администрации г. Бердска, производится на основе самостоятельных исследований, проведения социологических опросов, информации от исполнителей основных мероприятий программы.
Вопросы о ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств по мере необходимости, согласно плану работы администрации города, рассматриваются на аппаратных совещаниях при Главе города, заместителе главы по социальным вопросам, ежеквартально анализируются на совместных заседаниях исполнителей программы.
Информация об итогах реализации проектов городской комплексной программы "Молодежь города Бердска на период 2011 - 2015 гг." ежегодно представляется на традиционном Форуме молодежи.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
8. Ожидаемые результаты
1. Снижение численности безработных граждан из числа молодежи от 16 до 29 лет на 2%.
2. Снижение уровня разводов по отношению к бракам на 8%.
3. Увеличение численности молодежи, участвующей в программах по развитию предпринимательства, на 2%.
4. Сокращение числа несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и преступления, на 2%.
5. Увеличение численности молодых людей, вовлеченных в развивающие формы досуга, на 3%.
6. Повышение уровня гражданского самосознания и готовности молодежи участвовать в общественной жизни города на 2%.
7. Увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней, до 50% от общего числа молодежи.
8. Увеличение численности молодежи, участвующей в творческих, интеллектуальных мероприятиях программы на 2% ежегодно.
10. Финансирование программы
Финансирование программных мероприятий производится в рамках утвержденного бюджета программы, согласно сметам по текущему финансированию исполнителями программы.
Финансирование производится из следующих источников:
- федеральный, областной, местный бюджеты;
- внебюджетные средства участников реализации программы;
- благотворительные взносы юридических и физических лиц.
11. Проекты городской комплексной программы
"Молодежь города Бердска на период 2011 - 2015 гг." (система мероприятий по направлениям - приложение N 1)
Раздел 1
Вовлечение молодежи в трудовую и экономическую деятельность, создание условий для построения молодежью профессиональной карьеры, развитие молодежного предпринимательства
Проект "Твоя карьера"
Решаемые проблемы:
- более трети всех граждан, обращающихся за содействием в трудоустройстве, составляет молодежь в возрасте 16-29 лет;
- отсутствие у молодежи необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития профессиональной карьеры;
- отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, в связи с чем, высокий процент выпускников учебных заведений профессиональной направленности пополняет ряды безработной молодежи;
- низкий уровень информированности и квалификации молодежи в вопросах организации и ведения собственного бизнеса;
- отсутствие механизмов адаптации молодежи на предприятиях, вследствие чего наблюдается низкий процент закрепления молодежи на рабочих местах, отток рабочих кадров в г. Новосибирск, другие регионы области;
- существуют проблемы в создании рабочих мест для трудоустройства подростков и молодежи на предприятиях города, не работают механизмы ответственности работодателей по квотируемым рабочим местам.
Цель: содействие развитию деловой, предпринимательской активности молодежи, построению эффективной карьеры молодежи на рынке труда г. Бердска.
Задачи:
1. Содействие профессиональной ориентации молодежи, внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи.
2. Обучение молодежи навыкам самостоятельного карьерного конструирования с привлечением работодателей, экспертного сообщества, имеющего опыт карьеры в нескольких сферах деятельности.
3. Ориентация молодежи на освоение новых сфер трудовой деятельности, продвижение идей предпринимательства, помощь в планировании и развитии собственного бизнеса.
4. Решение вопросов круглогодичной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, сезонной занятости подростков и молодежи, развитие движения студенческих отрядов.
5. Содействие занятости категорий молодежи, нуждающихся в социальной защите (инвалиды; беженцы и переселенцы; лица, освободившиеся из мест исполнения наказания).
6. Инициирование и поддержка создания дополнительных рабочих мест на предприятиях города для трудоустройства молодых специалистов.
Участники: молодежь от 14 до 35 лет - учащиеся школ, лицеев, учебных заведений профессиональной направленности; работающая молодежь; незанятая (безработная) молодежь; молодежь, находящаяся в трудной жизненной ситуации.
Содержание деятельности:
- организация комплекса мероприятий по содействию профессиональному самоопределению молодежи, правильному выбору жизненного пути (Дни карьеры, деловые игры, дискуссии, направленные на уточнение профессиональных интересов участников и более осмысленного и взвешенного выбора профессии и карьеры);
- тренинги по обучению молодежи знаниям, навыкам и умениям делового проектирования, внедрения собственных бизнес-проектов в жизнь (курс НЛП-технологии в предпринимательстве, участие в областном проекте "Возможности молодежи не ограничены", индивидуальные программы совместно с Центром развития профкарьеры г. Новосибирска);
- поддержка деятельности специализированных Центров, служб для молодежи, оказывающих услуги по профессиональному самоопределению и самореализации;
- информационно-консультационное обеспечение подростков, молодежи о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией, успешному выходу на рынок труда города Бердска;
- открытие производственных мастерских для трудоустройства подростков "группы риска", молодежного предприятия, организация деятельности Бюро временного трудоустройства в рамках программы "Лето", городского Штаба студенческих отрядов;
- поддержка проектов по созданию новых рабочих мест для подростков и молодежи на предприятиях города, молодежных бизнес-проектов по открытию собственного дела.
Раздел 2
Развитие созидательной активности молодежи, правовой и политической культуры, вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития, поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций, объединений
Проект "Быть успешным!"
Решаемые проблемы:
- Слабо развита культура ответственного гражданского поведения, самоорганизации молодых людей;
- Низка мотивация к участию студенческой, работающей молодёжи в общественно-политической деятельности;
- Отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной молодёжи;
- Низкая информированность молодёжи о возможности участия в общественной жизни города;
- Низкий уровень правовой культуры молодежи;
- Недостаточный уровень участия молодежных общественных организаций, объединений в процессах общественных преобразований на территории города.
Цель: создание условий для успешной социализации, самореализации, проявления и развития инновационного потенциала молодых людей, повышение социальной активности молодёжи, политической и информационной культуры вне зависимости от социального статуса.
Задачи:
1. Развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития города;
2. Вовлечение молодёжи в социальную практику в области развития добровольческого движения;
3. Поддержка социальных инициатив молодёжи через включение в проектную деятельность, деятельность детских и молодежных общественных организаций, объединений, Советов молодежи на предприятиях города, школьных и студенческих активов;
4. Повышение правовой компетенции молодёжи города;
5. Поддержка, инициирование разработки и внедрения новых социальных технологий, программа, мероприятий, акций и т.д., направленных на развитие общественного движения в молодёжной среде.
Участники: молодежь 14-30 лет
Содержание деятельности:
- Поддержка многоуровневой системы органов молодежного самоуправления, общественных объединений на конкурсной основе, развитие их творческой инициативы, включение в активный созидательный процесс;
- Координация и поддержка молодежных инициатив, новых форм работы в области информационного просвещения, правового воспитания молодежи;
- Развитие политической культуры и потенциала гражданского участия молодежи в публичной сфере на основе обучающей Школы молодого избирателя;
- Развитие специальных компетенций лидеров молодежных объединений, активов учебных заведений на основе реализации Школы молодежного актива "Формат";
- Развитие молодежного парламентаризма через обучение членов Молодежного Парламента навыкам организационной, управленческой работы, вовлечение активистов Молодежного Парламента в процессы общественных преобразований;
- Инициирование и поддержка проведения социально значимых акций, мероприятий, направленных на активное включение молодежи города в общественную деятельность, реализацию молодежной политики;
- Информирование молодежи о потенциальных возможностях развития, проводимых мероприятиях в сфере молодежной политики через доступные каналы коммуникации, развитие и поддержка деятельности молодежных СМИ в рамках реализации проекта "МедиаЦентр";
- Содействие развитию детских и молодежных общественных организаций, объединений через организацию системы услуг, способствующих повышению их правовой компетентности, распространение эффективных моделей деятельности, привлечение к проектной, управленческой, исследовательской работе.
Раздел 3
Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества
Проект "Здоровое поколение"
Решаемые проблемы:
- Неразвитая система ресоциализации особых групп молодежи (освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди, имеющие инвалидность, состоящие на учете в органах внутренних дел, злоупотребляющие психоактивными веществами);
- Уровень безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди детей, подростков и молодежи снижается низкими темпами;
- Равнодушное отношение молодежи к своему здоровью, не сформированы приоритеты здорового образа жизни в молодежной среде; не уменьшается количество подростков раннего возраста, начинающих потреблять алкоголь, токсические и наркотические вещества;
- Низкая заинтересованность и активность общественности в профилактической работе, пропаганде здорового образа жизни.
Цель: социальная адаптация молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, формирование у подростков и молодежи принципов здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде.
Задачи:
1. Профилактика безнадзорности и правонарушений в молодежной среде, помощь молодежи в решении социальных проблем.
2. Развитие и поддержка волонтерского молодежного движения по пропаганде здорового образа жизни, профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде.
3. Развитие системы уличной социальной работы с молодежью во взаимодействии с клубами по месту жительства, общественными организациями, объединениями.
4. Развитие групп самопомощи и взаимоподдержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
5. Поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь и улучшение их положения в обществе.
6. Развитие моделей и направлений адресной социальной работы с молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, распространение программ развития навыков и умений самостоятельной жизни для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции.
7. Развитие системы социальной рекламы в городе.
Участники: молодежь 14-30 лет, находящаяся в трудной жизненной ситуации
Содержание деятельности:
- Организация мероприятий по обеспечению организованного досуга, подростков, молодежи по месту жительства с привлечением управляющих кампаний, ТСЖ, учреждений дополнительного образования, клубов по месту жительства.
- Проведение комплекса массовых профилактических мероприятий, акций для подростков и молодежи, с участием самой молодежи в их организации и проведении (Марафоны здоровья, акции "Нет наркотикам!", др.).
- Подготовка волонтеров из числа молодежи для организации профилактической работы в направлении "Равный - равному", поддержка деятельности молодежных профилактических отрядов по пропаганде здорового образа жизни.
- Оказание социально - педагогической, юридической помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию через систему специализированных центров, молодежный ресурсный центр МУ ОДМ.
- Организация рекламно-информационных кампаний в СМИ пропагандистской направленности, подготовка и издание методических и информационных материалов по теме, размещение социальной рекламы.
- Организация и проведение тренинговых (обучающих) занятий, консультаций для подростков и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации по вопросам трудоустройства, организации досуга, получению профессии, др.
- Информационно - методическое сопровождение деятельности организаций и учреждений, занимающихся профилактической работой в подростковой и молодежной среде.
Раздел 4
Содействие развитию института молодой семьи, выработка действенных мер поддержки молодых семей, в том числе в решении жилищных вопросов
Проект "Молодая семья"
Решаемые проблемы:
- Неудовлетворительная материальная обеспеченность молодых семей из-за низких возможностей трудоустройства молодых специалистов, уровня заработной платы, особенно в бюджетной сфере;
- Неудовлетворительное жилищное обеспечение молодых смей, молодых специалистов;
- Ухудшение здоровья женщин репродуктивного возраста, что является серьезным фактором неблагополучия в состоянии здоровья детей;
- В последнее время утрачены многие исконно русские традиционные ценности, в том числе приоритет брака и семьи;
- Наблюдается духовно-психологическая неподготовленность молодёжи к семейной жизни;
- Молодые семьи не достаточно активны в инициировании, объединении и совместном проведении праздников, досуговых программ, совместном решении возникающих проблем.
Цель: укрепление института молодой семьи, увеличение количества благополучных молодых семей в городе через создание стартовых возможностей для становления (решение жилищных вопросов, содействие занятости, др.), пропаганда ответственного родительства.
Задачи:
1. Укрепление и поддержка института семьи на основе возрождения и развития духовных и национальных традиций, содействия формированию общесемейных целевых ориентиров и интересов;
2. Повышение роли молодой семьи в демографических процессах российского общества;
3. Повышение статуса социально благополучной молодой семьи;
4. Привлечение внимания широких масс горожан к проблемам молодых семей, объединение и консолидация молодых семей для решения общих проблем, обмена опытом, организации досуга;
5. Поддержка деятельности клубов молодых семей, общественных организаций, деятельность которых направлена на работу с семьей; развитие женского движения;
6. Пропаганда здорового образа жизни молодежи, молодых семей, консолидация усилий всех служб города с целью выработки мер по улучшению здоровья молодых родителей.
Содержание деятельности:
- Мобилизация бюджетных и внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи;
- Развитие самофинансируемой системы оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;
- Развитие системы семейного просвещения через организацию и проведение консультационных и обучающих мероприятий (по медико-педагогическим, правовым, др. вопросам);
- Повышение уровня компетентности молодых родителей в вопросах воспитания детей через проведение дискуссионных площадок, круглых столов с привлечением специализированных центров;
- Проведение общегородских мероприятий, направленных на укрепление института семьи и пропаганду базовых семейных ценностей.
Раздел 5
Развитие инновационного, творческого, интеллектуального потенциала молодежи
Проект "Городской ритм"
Решаемые проблемы:
- Потеря престижа участия молодежи в научно-исследовательской, интеллектуальной, новаторской деятельности;
- Не высокий уровень интереса молодежи к участию в культурной жизни общества,
- Отсутствие национальной и социокультурной самоидентификации молодежи, низкий уровень знаний у молодежи о других народах, культурах и традициях,
- Не развита комплексная система выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи,
- Наличие негативных этнических и религиозных стереотипов.
Цель: создание благоприятных условий для проявления и развития творческого, инновационного потенциала молодежи, самореализации молодежи в культурной жизни.
Задачи:
1. Содействие увеличению количества учащейся и работающей молодежи, участвующей в проектной деятельности творческой и исследовательской направленности;
2. Популяризация инновационной деятельности и участии молодежи в инновационных процессах, создание условий для взаимодействия молодых инноваторов и представителей власти, бизнеса и СМИ;
3. Обеспечение адресного подхода при работе с талантливой и инициативной молодежью через проведение конкурсов, фестивалей;
4. Создание системы комплексного и индивидуального информирования талантливых молодых людей об имеющихся возможностях;
5. Решение вопросов организации досуга молодежи, направленного на популяризацию здорового образа жизни;
6. Содействие интеграции молодежи в культурную жизнь общества;
7. Создание системы взаимодействия творческой молодежи на межрегиональном, международном уровнях.
Участники: молодежь 14-30 лет
Содержание деятельности:
- Популяризация творчества, науки, инновационной деятельности среди молодежи через организацию городских конкурсов и фестивалей для молодежи ("Энергия молодости", "Новая волна", городская Неделя молодежного творчества).
- Представление г. Бердска за его пределами через участие студенческой, работающей молодежи города в мероприятиях областного и регионального уровней (Студенческая весна, областные игры КВН, областной конкурс патриотической песни, конкурсы исследовательских работ).
- Поддержка молодежных творческих объединений и коллективов, в том числе в направлении "субкультуры", молодежных творческих коллективов предприятий, организаций.
- Развитие КВНовского движения в городе, поддержка участия команд КВН в областных, региональных фестивалях, играх КВН.
- Развитие системы культурно-массовых, досуговых мероприятий в микрорайонах, основанных на преемственности культурно-исторических, национальных традиций.
- Популяризация науки, интеллектуальной, инновационной деятельности среди молодежи через организацию и проведение интеллектуальных игр, турниров, дебатов, научно-практических конференций, тематических дискуссионных площадок, инновационных форумов.
- Пропаганда достижений молодежного творчества, формирование единого информационного консалтингового пространства по вопросам реализации творческого потенциала молодежи через издание тематических буклетов, брошюр, справочников.
Раздел 6
Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи
Подпрограмма "Воспитания гражданственности и патриотизма"
Решаемые проблемы:
- продолжаются процессы деформации ценностных ориентаций молодежи, резкое вытеснение индивидуализмом коллективных и общественных интересов;
- недостаточно развита материально-техническая база патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях;
- средства массовой информации мало отражают вопросы патриотического воспитания;
- негативное отношение общества к военной службе; низкий уровень готовности молодежи призывного возраста к выполнению гражданского долга по защите государственных интересов (слабая моральная и физическая подготовка);
- потеря шефских связей с воинскими частями, дислоцировавшимися на территории г. Бердска в связи с реформированием армии;
- недостаточно высокий уровень активности патриотических клубов и объединений в проектной деятельности.
Цель: развитие, укрепление и повышение эффективности системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации в городе Бердске, формирование условий для развития в молодёжной среде гражданской ответственности, духовности, воспитания граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах города, региона и страны в целом.
Задачи:
1. Повышение роли общественных структур в формировании у граждан высокого патриотического сознания;
2. Совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;
3. Формирование позитивного отношения граждан к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по призыву;
4. Внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
5. Повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;
6. Развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.
7. Повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию молодежи через совершенствование деятельности Центра патриотического воспитания граждан, вовлечение в работу более широких слоев населения.
Участники: молодежь 14-30 лет
Содержание деятельности:
1. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных организаций, объединений патриотической направленности, молодежных патриотических клубов.
2. Духовно - нравственное воспитание молодежи (фестивали национальных культур, исторических реконструкций, конкурсы патриотической песни).
3. Распространение опыта, инновационных форм работы в данном направлении.
4. Поддержка ветеранского движения, организация взаимодействия с Советами ветеранов войны, локальных конфликтов.
5. Развитие и поддержка деятельности музеев в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, культуры.
6. Развитие побратимских отношений между городами Бердск и Белый Тверской области.
7. Развитие краеведческого движения и культурно-исторической работы среди молодежи.
8. Развитие поискового движения.
9. Развитие шефских связей с войсковыми частями.
10. Разработка методических материалов, рекомендаций для государственных и общественных организаций, учебных заведений; издание и распространение научно-теоретических материалов.
11. Организация обучения, повышения квалификации руководителей музеев, военно-патриотических клубов, секций.
12. Организация и проведение городских массовых мероприятий, посвященных Дням воинской славы России, соревнований по военно-прикладным видам спорта, конкурсов на патриотическую тематику.
13. Организация работы с допризывной молодежью (круглые столы, открытые студии, встречи по пропаганде среди молодежи гражданского долга, воинской обязанности).
Реализация подпрограммы позволит:
- объединить усилия органов местного самоуправления и общественных объединений в системе патриотического воспитания;
- реализовать поддержку проектной деятельности патриотических клубов и объединений;
- реализовать комплекс мер по подготовке юношей к военной службе по военно-прикладным видам спорта, военно-учетным специальностям;
- качественно улучшить взаимодействие со средствами массовой информации, увеличить эфирные объемы информации в сфере патриотического воспитания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.