Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.Г. Морозова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.Г. Морозов оспаривает конституционность части 7 статьи 41 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел пожизненно; при увольнении со службы в органах внутренних дел к имеющемуся специальному званию сотрудника добавляются слова "в отставке"; сотрудник может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.
Как следует из представленных материалов, в 2014 году приговором суда Н.Г. Морозов был осужден к лишению свободы с лишением специального звания "подполковник внутренней службы" за совершение преступления в период прохождения службы в органах внутренних дел, в том же году он был условно-досрочно освобожден от дальнейшего отбывания наказания, а в 2016 году с него досрочно снята судимость. Заявитель обратился в территориальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации с заявлением о восстановлении его в прежнем специальном звании, однако в этом ему было отказано. Решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, Н.Г. Морозову отказано в удовлетворении заявления о признании решения об отказе в восстановлении в прежнем специальном звании незаконным, возложении обязанности по восстановлению в прежнем специальном звании.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет должностным лицам органов внутренних дел Российской Федерации и судам общей юрисдикции истолковывать его как предусматривающее невозможность восстановления специального звания лицам, лишенным данного звания по приговору суда, после полного отбытия ими наказания, а также снятия или погашения судимости и ставить тем самым сотрудников органов внутренних дел в неравное положение с военнослужащими, для которых возможность такого восстановления действующим регулированием предусмотрена.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности; законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц, а также предусматривать гарантии социальной защиты, обусловленные их особым статусом (Постановление от 15 июля 2009 года N 13-П; определения от 21 декабря 2004 года N 460-О, от 16 апреля 2009 года N 566-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1547-О-О и др.).
Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в рамках регулирования правоотношений, связанных с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, предусмотрено присвоение специальных званий сотрудникам органов внутренних дел (статья 8). В соответствии с частью 7 статьи 41 данного Федерального закона специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел пожизненно, при увольнении со службы в органах внутренних дел к имеющемуся специальному званию сотрудника добавляются слова "в отставке", т.е. и после увольнения со службы у сотрудника органов внутренних дел сохраняется его особый правовой статус, при этом он может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом. Таким законом в настоящее время является Уголовный кодекс Российской Федерации, который предусматривает, что при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (статья 48).
Будучи обусловленным спецификой службы в органах внутренних дел, данное правовое регулирование не предусматривает возможности последующего восстановления гражданина в специальном звании и, соответственно, в статусе сотрудника органов внутренних дел после отбытия наказания за совершенное преступление и снятия или погашения судимости. Это не выходит за конституционные пределы дискреции федерального законодателя и не может рассматриваться как дискриминация сотрудников органов внутренних дел по сравнению с военнослужащими, для которых предусмотрена возможность восстановления в воинском звании после снятия или погашения судимости (пункт 1 статьи 25 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237), поскольку принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 октября 2002 года N 233-О, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.
Таким образом, оспариваемая заявителем часть 7 статьи 41 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может рассматриваться как нарушающая его конституционные права в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Морозова Николая Георгиевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. N 630-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Морозова Николая Георгиевича на нарушение его конституционных прав частью 7 статьи 41 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)