Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2018 г. N 42-КГ18-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 апреля 2018 г. гражданское дело по иску Эренценова Юрия Николаевича к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия, Министерству внутренних дел Российской Федерации, ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области и Республике Калмыкия о признании незаконным отказа Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в Министерстве внутренних дел по Республике Калмыкия, возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия провести соответствующие мероприятия по зачислению в распоряжение Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия, восстановлении в должности начальника миграционного пункта отделения полиции (с местом дислокации в посёлке Ики-Бурул) межрайонного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Приютненский", возложении обязанности на ликвидационную комиссию Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области и Республике Калмыкия при получении необходимых документов из Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия провести соответствующие мероприятия по откомандированию для дальнейшего прохождения службы в Министерстве внутренних дел по Республике Калмыкия, возложении обязанности на Министерство внутренних дел Российской Федерации откомандировать для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия
по кассационной жалобе Эренценова Юрия Николаевича на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 июня 2017 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., выслушав объяснения истца Эренценова Ю.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области Курсаева А.В. о необходимости направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Улюмджиева Оксана Александровна, Мангутов Виктор Николаевич и Эренценов Юрий Николаевич 8 августа 2016 г. обратились в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия (далее также - МВД по Республике Калмыкия), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России), ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области и Республике Калмыкия (далее также - ликвидационная комиссия УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия) о признании незаконными решений об отказе в зачислении в распоряжение органов внутренних дел для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия, обязании провести соответствующие мероприятия по откомандированию для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия и восстановить в должностях в соответствующих миграционных пунктах отделений полиции в территориальных органах МВД России.
Определением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 октября 2016 г. исковые требования Улюмджиевой О.А., Мангутова В.Н., Эренценова Ю.Н. выделены в отдельные производства.
Первоначально в обоснование исковых требований Эренценов Ю.Н. ссылался на то, что с августа 2000 года по январь 2006 года он проходил службу в Ики-Бурульском районном отделе внутренних дел МВД по Республике Калмыкия на различных должностях.
Приказом МВД России от 1 января 2006 г. Эренценов Ю.Н. был прикомандирован к ФМС России с оставлением в кадрах МВД России, с января 2006 года по март 2016 года проходил службу в ФМС России в должности начальника территориального пункта ОУФМС России по Республике Калмыкия в Ики-Бурульском районе, с марта по июль 2016 года занимал должность начальника территориального пункта У ФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в Ики-Бурульском районе, имеет звание майора внутренней службы.
В связи с упразднением Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России) на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" 7 апреля 2016 г. Эренценов Ю.Н. был уведомлен о предстоящем расторжении контракта и об увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
25 мая 2016 г. начальником территориального пункта УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в Ики-Бурульском районе Эренценовым Ю.Н. на имя министра внутренних дел по Республике Калмыкия подано заявление о согласии поступить на службу в МВД по Республике Калмыкия.
Приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 1 июня 2016 г. N 260 ликвидировано УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия.
12 июля 2016 г. министром внутренних дел по Республике Калмыкия Эренценову Ю.Н. было сообщено, что по результатам рассмотрения его заявления о приёме на службу в органы внутренних дел в МВД по Республике Калмыкия принято решение об отказе в приёме его на службу.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия от 20 июля 2016 г. N 753 л/с майор внутренней службы Эренценов Ю.Н. зачислен в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия.
Письмом от 23 августа 2016 г. N 27/1/у/15 министром внутренних дел по Республике Калмыкия Эренценову Ю.Н. дан ответ о том, что вопрос о его увольнении не рассматривался ввиду того, что правопреемником упразднённого УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия является УМВД России по Астраханской области, к компетенции которого относятся вопросы прохождения службы.
По мнению Эренценова Ю.Н., решения МВД по Республике Калмыкия об отказе в переводе его на службу в органы внутренних дел являются незаконными, поскольку МВД по Республике Калмыкия обязано провести мероприятия по зачислению его в распоряжение; в целях соблюдения процедуры при проведении мероприятий по реорганизации ФМС России МВД по Республике Калмыкия необходимо направить гарантийное письмо-согласие в ликвидационную комиссию о приёме его на службу в МВД по Республике Калмыкия, а также провести мероприятия по откомандированию Эренценова Ю.Н. для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия.
С учётом уточнённых исковых требований Эренценов Ю.Н. просил суд признать незаконными отказы МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 г. N 11/1345 и от 23 августа 2016 г. N 27/1/у-15 в зачислении его в распоряжение МВД по Республике Калмыкия для дальнейшего прохождения службы; возложить на МВД по Республике Калмыкия обязанность провести соответствующие мероприятия по его зачислению в распоряжение МВД по Республике Калмыкия; восстановить его в должности начальника миграционного пункта отделения полиции (с местом дислокации в посёлке Ики-Бурул) межрайонного отдела МВД России "Приютненский"; возложить обязанность на УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в лице ликвидационной комиссии при получении необходимых документов из МВД по Республике Калмыкия провести соответствующие мероприятия по его откомандированию для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия; возложить обязанность на МВД России откомандировать Эренценова Ю.Н. для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Калмыкия.
Представители ответчиков в суде исковые требования не признали.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 г. в удовлетворении исковых требований Эренценову Ю.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2016 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Эренценова Ю.Н. к МВД по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 г. N 11/1345 в зачислении его в распоряжение для дальнейшего прохождения службы (отказа в приёме на службу в органы внутренних дел) в МВД по Республике Калмыкия и возложении на МВД по Республике Калмыкия обязанности провести соответствующие мероприятия по зачислению Эренценова Ю.Н. в распоряжение МВД по Республике Калмыкия. Суд апелляционной инстанции признал незаконным отказ МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 г. N 11/1345 в зачислении Эренценова Ю.Н. в распоряжение для дальнейшего прохождения службы (отказ в приёме на службу в органы внутренних дел) в МВД по Республике Калмыкия и возложил на МВД по Республике Калмыкия обязанность провести соответствующие мероприятия по зачислению Эренценова Ю.Н. в распоряжение МВД по Республике Калмыкия. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 мая 2017 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2016 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 июня 2017 г. решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 г. оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации в электронном виде кассационной жалобе Эренценова Ю.Н. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 июня 2017 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 13 декабря 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 26 февраля 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Представитель ответчика - ликвидационной комиссии УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не сообщил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения истца Эренценова Ю.Н., мнение представителя МВД России, МВД по Республике Калмыкия, УМВД России по Астраханской области и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Эренценов Ю.Н. с августа 2000 года по январь 2006 года проходил службу в Ики-Бурульском районном отделе внутренних дел МВД по Республике Калмыкия на различных должностях.
Приказом МВД России от 1 января 2006 г. сотрудник органов внутренних дел Эренценов Ю.Н. был прикомандирован к ФМС России с оставлением в кадрах МВД России, с января 2006 года по март 2016 года проходил службу в ФМС России в должности начальника территориального пункта ОУФМС России по Республике Калмыкия в Ики-Бурульском районе, с марта по июль 2016 года занимал должность начальника территориального пункта УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в Ики-Бурульском районе, имеет звание майора внутренней службы.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
7 апреля 2016 г. Эренценов Ю.Н. был уведомлен о предстоящем расторжении контракта и об увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
25 мая 2016 г. начальником территориального пункта УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в Ики-Бурульском районе Эренценовым Ю.Н. на имя министра внутренних дел по Республике Калмыкия подано заявление о согласии поступить на службу в МВД по Республике Калмыкия.
В связи с упразднением ФМС России на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 1 июня 2016 г. N 260 ликвидировано УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия.
12 июля 2016 г. министром внутренних дел по Республике Калмыкия Эренценову Ю.Н. было сообщено, что по результатам рассмотрения его заявления о приёме на службу в органы внутренних дел в МВД по Республике Калмыкия принято решение об отказе в приёме его на службу.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия от 20 июля 2016 г. N 753 л/с майор внутренней службы Эренценов Ю.Н. зачислен в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия.
Письмом от 23 августа 2016 г. N 27/1/у/15 министром внутренних дел по Республике Калмыкия Эренценову Ю.Н. дан ответ о том, что вопрос о его увольнении не рассматривался ввиду того, что правопреемником упразднённого УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия является УМВД России по Астраханской области, к компетенции которого относятся вопросы прохождения службы.
Полагая, что при решении вопроса о дальнейшем прохождении им службы в органах внутренних дел при упразднении ФМС России ответчиками были нарушены его права в связи с отказом в зачислении его в распоряжение органа внутренних дел для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия, Эренценов Ю.Н. 8 августа 2016 г. обратился в суд с указанными выше требованиями.
Из материалов дела следует, что на момент обращения Эренценова Ю.Н. в суд с названным иском (8 августа 2016 г.) он находился в распоряжении УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия и состоял в кадрах МВД России, каких-либо приказов о его увольнении ответчиками не издавалось.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Эренценова Ю.Н. о признании незаконными отказов МВД по Республике Калмыкия в зачислении его в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия, возложении обязанности провести соответствующие мероприятия по его зачислению в распоряжение МВД по Республике Калмыкия и откомандировать его для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Калмыкия, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пришёл к выводу о том, что в результате действий ответчиков права истца не нарушены. При этом суд исходил из того, что Эренценов Ю.Н., находясь на момент рассмотрения спора в распоряжении УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия и в кадрах МВД России, не утратил своего правового статуса; правоотношения, связанные с прохождением истцом службы в органах внутренних дел, продолжаются.
Суд первой инстанции указал, что Эренценов Ю.Н. на службе в МВД по Республике Калмыкия не состоял, данным органом приказ об увольнении Эренценова Ю.А. не издавался, введённую с июля 2016 года должность начальника миграционного пункта отделения полиции (с местом дислокации в посёлке Ики-Бурул) межрайонного отдела МВД России "Приютненский" Эренценов Ю.Н. не занимал, в связи с чем суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для зачисления истца в распоряжение МВД по Республике Калмыкия, а также возложения на МВД по Республике Калмыкия обязанности по восстановлению Эренценова Ю.Н. на службе в указанной должности.
Поскольку суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Эренценова Ю.Н. о зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия, возложении на МВД по Республике Калмыкия обязанности по восстановлению истца на службе в органах внутренних дел, то требования Эренценова Ю.Н. о возложении обязанности на ликвидационную комиссию УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия провести соответствующие мероприятия по откомандированию Эренценова Ю.Н. для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия, возложении обязанности на МВД России по откомандированию истца для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД России по Республике Калмыкия также оставлены без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, после принятия Элистинским городским судом Республики Калмыкия решения от 20 октября 2016 г. приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия от 21 ноября 2016 г. N 1486 л/с майор внутренней службы Эренценов Ю.Н., прикомандированный к ФМС России (УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия), уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Ввиду отмены 17 мая 2017 г. президиумом Верховного Суда Республики Калмыкия в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2016 г., которым решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований Эренценова Ю.Н. отменено с принятием в отменённой части нового решения об удовлетворении иска, судом кассационной инстанции дело было направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции в судебном постановлении от 15 июня 2017 г. согласился с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении от 20 октября 2017 г., и их правовым обоснованием, дополнив их рядом других суждений.
Так, суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и распоряжение заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации от 24 июня 2016 г. N 1/5987, адресованное территориальным органам МВД России исходил из того, что при сокращении штата сотрудников назначение сотрудника на вакантную должность в органах внутренних дел производится при условии отсутствия препятствий к такому назначению. Ввиду того, что по результатам проверочных мероприятий Эренценов Ю.Н. не был рекомендован к приёму на службу в органы внутренних дел, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа МВД по Республике Калмыкия в зачислении Эренценова Ю.Н. в распоряжение МВД по Республике Калмыкия для дальнейшего прохождения службы.
Доводы Эренценова Ю.Н. о том, что в связи с передачей полномочий и штатной численности ФМС России МВД России он подлежал обязательному зачислению в распоряжение МВД по Республике Калмыкия, суд апелляционной инстанции признал несостоятельными, сославшись на то, что зачисление в распоряжение сотрудника органов внутренних дел при решении вопроса о его увольнении в связи с сокращением должности отнесено к компетенции руководства МВД России и является его правом, а не обязанностью.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются в том числе Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с частью 29 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. утверждено Положение о порядке прикомандирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что сотрудники прикомандировываются к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или организациям для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения установлено, что сотрудники, прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, проходят службу в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с учётом особенностей, установленных настоящим Положением.
На прикомандированных сотрудников и членов их семей распространяются гарантии социальной защиты и иные социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников и членов их семей (пункт 16 Положения).
Из приведённого правового регулирования следует, что на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ и предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на соответствующих должностях в органах внутренних дел, в том числе гарантии при увольнении в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднена Федеральная миграционная служба.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия, штатная численность, в том числе упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением на 30 процентов.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Во исполнение Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 Правительством Российской Федерации 26 мая 2016 г. N 1025-р издано распоряжение.
Подпунктом "е" пункта 4 названного распоряжения председателю ликвидационной комиссии предписано принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России.
В соответствии с пунктом 29 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учёта требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Частью 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определено, что расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 данной статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел названы в статье 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 30 названного закона перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учётом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона.
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о её прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобождённый от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу пункта 9 части 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае окончания срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьёй 32 настоящего федерального закона.
Из приведённых норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что после упразднения Федеральной миграционной службы в отношении сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел, кадровыми подразделениями МВД России должны проводится мероприятия по решению вопроса о занятии этими сотрудниками соответствующих должностей в структуре органов внутренних дел. И только в случае невозможности перевода или отказа прикомандированного сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел такой сотрудник подлежит увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. При этом сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к ФМС России и освобождённые от замещения должностей в ФМС России в связи с её упразднением, которые изъявили желание в дальнейшем продолжить службу в органах внутренних дел, подлежат зачислению в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения с сохранением гарантий социальной защиты сотрудника, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Судом установлено, что 25 мая 2016 г. начальником территориального пункта УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в Ики-Бурульском районе Эренценовым Ю.Н. на имя министра внутренних дел по Республике Калмыкия подано заявление о согласии на перевод на службу в МВД по Республике Калмыкия.
12 июля 2016 г. министром внутренних дел по Республике Калмыкия Эренценову Ю.Н. было сообщено, что по результатам рассмотрения его заявления о приёме на службу в органы внутренних дел в МВД по Республике Калмыкия принято решение об отказе в приёме его на службу без указания каких-либо причин для принятия такого решения. Каких-либо действий для зачисления Эренценова Ю.Н. в распоряжение МВД по Республике Калмыкия для решения вопроса о возможности дальнейшего прохождения им службы в органах внутренних дел в нарушение приведённых положений Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ уполномоченными должностными лицами МВД России предпринято не было.
Принимая во внимание, что Эренценов Ю.Н. на момент увольнения являлся прикомандированным к ФМС России сотрудником, проходившим службу в органах внутренних дел, который в силу приведённого правового регулирования подлежал зачислению в распоряжение органа внутренних дел (в данном случае это МВД по Республике Калмыкия) для решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в органах внутренних дел, однако в установленном законом порядке в распоряжение органа внутренних дел зачислен не был, Судебная коллегия считает неправомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у уполномоченных должностных лиц МВД России и МВД по Республике Калмыкия обязанности провести соответствующие мероприятия по откомандированию Эренценова Ю.Н. в распоряжение МВД по Республике Калмыкия для решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в органах внутренних дел. Увольнение таких сотрудников по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ допускается законом только в случае невозможности перевода или отказа прикомандированных сотрудников органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Противоречит нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и суждение суда апелляционной инстанции о том, что поскольку по результатам проверочных мероприятий Эренценов Ю.Н. не был рекомендован к приёму на службу в органы внутренних дел, то отсутствуют основания для признания незаконным отказа МВД по Республике Калмыкия в зачислении его в распоряжение МВД по Республике Калмыкия для дальнейшего прохождения службы. Такие мероприятия не предусмотрены приведёнными выше нормативными положениями, определяющими процедуру разрешения вопроса о переводе сотрудников органов внутренних дел на иные должности в связи с сокращением замещаемой ими должности, а потому их результаты не могли быть положены в основание отказа МВД по Республике Калмыкия зачислить Эренценова Ю.Н. в распоряжение указанного органа внутренних дел для дальнейшего прохождения службы.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, об отказе в удовлетворении исковых требований Эренценова Ю.Н. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истца, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 июня 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2018 г. N 42-КГ18-1
Текст определения официально опубликован не был