Определение Верховного Суда РФ от 21 февраля 2018 г. N 306-ЭС17-23020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.06.2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2017 по делу N А49-14674/2016 установил:
Управление муниципального имущества администрации г. Пензы (далее - Управление, истец) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - ООО "Флагман", общество, ответчик) о возврате по акту приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 58:29:03005001:0026, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Баумана, свободным от имущества.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 23.06.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2017, исковые требования удовлетворены. Суд обязал ООО "Флагман" в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу возвратить Управлению по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 58:29:03005001:0026, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Баумана, свободным от имущества.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит изменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что 01.02.2010 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ, предусматривающий возможность размещения нестационарных торговых объектов на участках, находящихся в муниципальной собственности, на основании соответствующей "схемы".
В развитие указанной нормы с 01.03.2015 вступили в силу изменения в Земельный кодекс РФ, в соответствии с которыми использование муниципальных земель может осуществляться без предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках осуществляется на основании схемы размещения НТО.
Согласно ч. 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
При этом, ни Федеральным законом N 381-ФЗ, ни главой V.6 Земельного кодекса не детализированы условия, механизм и порядок включения в "схему" конкретных НТО.
В этой связи, вопросы порядка предоставления мест под размещение НТО определяются нормативными правовыми актами субъекта РФ, органа местного самоуправления.
23.11.2010 Минсельхозом Пензенской области принят Приказ N 1174 "Об утверждении Порядка разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области". Указанный Порядок является единственным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения, связанные с размещением НТО на территории Пензенской области.
Порядок разработки схемы размещения НТО предусматривал заявительную процедуру включения НТО в "схему". Возможности же проведения торгов на право размещения НТО, а также необходимости заключения каких-либо договоров, связанных с включением НТО в "схему" - Порядок разработки схемы размещения НТО не предусматривал.
02.03.2016 принят Приказ Минсельхоза Пезенской области N 32 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области". Данным Приказом установлены следующие правила:
- в "схему" включаются не конкретные НТО, а лишь места их возможного размещения.
- предоставление права на размещение НТОЛ в местах, определенных схемой, осуществляется на основании соответствующего договора, заключаемого по результатам аукциона.
Данный Приказ вступил в силу с момента его опубликования-03.03.2016, и с указанной даты регулирует правоотношения, связанные с включением НТО в "схему".
При этом, ранее принятый "Порядок разработки схемы размещения НТО", утвержденный Приказом Минсельхоза Пензенской области от 23.11.2010 N 1174, а также "схема", утвержденная Постановлением администрации г. Пензы N 470 не утратили силы и являются действующими.
Принадлежащий ответчику НТО был включен в схему постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 N 470, то есть до момента вступления в силу Приказа Минсельхоза от 02.03.2016 N 32.
Данный Приказ вступил в силу с момента его опубликования-03.03.2016, и с указанной даты регулирует правоотношения, связанные с включением НТО в "схему".
При этом, ранее принятый "Порядок разработки схемы размещения НТО", утвержденный Приказом Минсельхоза Пензенской области от 23.11.2010 N 1174, а также "схема", утвержденная Постановлением администрации г. Пензы N 470 не утратили силы и являются действующими.
Приказом Минсельхоза от 02.03.2016 N 32 не предусмотрена возможность распространения его действия на нестационарные торговые объекты, уже включенные в "схему".
Заключение договоров о размещении НТО с владельцами объектов уже правомерно включенных в "схему", Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области не предусматривал и не предусматривает.
Отсутствие договора, заключенного между ответчиком и органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном Приказом Минсельхоза от 02.03.2016 N 32 не может являться основанием для лишения ответчика права пользования земельным участком на основании "схемы".
Ни нормы Федерального закона от 28.12. 2009 N 381-ФЗ, ни положения Земельного кодекса РФ не ставят возможность размещения включенного в "схему" НТО в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо договоров.
До 02.03.2016 включение НТО в "схему" и нахождение в ней являлось самостоятельным правовым основанием для размещения НТО на земельных участках.
Данный вывод, по мнению заявителя, соответствует положениям статьи 10 Закона N 381-ФЗ, статьи 39.36 ЗК РФ.
Действия истца по расторжению заключенного с ответчиком договора имеют целью обойти установленный порядок исключения НТО из действующей "схемы", что противоречит целям государственного регулирования в сфере торговой деятельности.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, на основании постановления администрации г. Пензы от 03.11.2006 N 1307, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Сурский табак", в последующем переименованное в ООО "Флагман", (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 17.09.2007 N 8213, по условиям которого обществу в аренду на неопределенный срок предоставлен земельный участок площадью 50 кв. м с кадастровым номером 58:29:03005001:0026, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Баумана, для размещения торгово-остановочного пункта.
Вышеуказанный земельный участок передан ответчику по акту приема-передачи от 17.09.2007.
Управление претензией от 29.07.2016 N 9/2551 сообщило ООО "Флагман" об отказе с 31.10.2016 от договора аренды земельного участка от 17.09.2007 N 8213 на основании пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление, указывая, что договор аренды земельного участка от 17.09.2007 N 8213 прекратил свое действие, и после прекращения арендных отношений общество не возвратило спорный земельный участок, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что Управление в соответствии с пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации отказалось от договора аренды земельного участка от 17.09.2007 N 8213, пришли к выводу о том, что данный договор прекратил свое действие.
Поскольку после прекращения договора аренды земельного участка от 17.09.2007 N 8213 общество не возвратило арендодателю земельный участок, суды, руководствуясь статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязали ООО "Флагман" возвратить арендодателю земельный участок площадью 50 кв. м с кадастровым номером 58:29:03005001:0026, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Баумана.
Довод заявителя жалобы о том, что принадлежащий ответчику торговый павильон по ул. Баумана включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Пензы, утвержденной постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 N 470, в связи с чем отсутствуют основания для освобождения спорного земельного участка, суды правомерно отклонили по следующим основаниям.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и приказа Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области" (далее - Порядок от 02.03.2016 N 32), постановлением администрации г. Пензы от 29.04.2016 N 654 утвержден Порядок проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы (далее - Порядок от 29.04.2016 N 654).
Согласно пункту 3 Порядка от 02.03.2016 N 32 предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой, осуществляется на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам аукциона, либо в случаях, установленных настоящим Порядком, без проведения аукциона на срок, указанный в заявке хозяйствующего субъекта либо определенный уполномоченным органом местного самоуправления, при проведении аукциона по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления, но не более чем на пять лет.
В соответствии с Порядком от 29.04.2016 N 654 размещение нестационарного торгового объекта на территории города Пензы осуществляется на основании договора, заключенного по результатам аукциона.
В силу пункта 2.1 Порядка от 29.04.2016 N 654 отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 N 470 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы".
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Пензы осуществляется на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам аукциона, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 N 470.
Постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 N 470 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.
В указанную схему включены нестационарные торговые объекты, размещенные в соответствии с договорами аренды земельных участков, заключенных с Управлением, в том числе нестационарный торговый объект по ул. Баумана, размещенный на основании договора аренды земельного участка от 17.09.2007 N 8213.
Между тем, как указывалось выше, договор аренды земельного участка от 17.09.2007 N 8213 прекратил свое действие, а договор на размещение нестационарного торгового объекта в установленном порядке с обществом не заключался.
Довод заявителя жалобы о том, что на спорные правоотношения не распространяется Порядок от 02.03.2016 N 32 и Порядок от 29.04.2016 N 654, поскольку нестационарный торговый объект, принадлежащий ответчику, включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы, утвержденную постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 N 470, правомерно признан судами несостоятельным.
Нестационарный торговый объект, принадлежащий обществу, включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы, утвержденную постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 N 470, так как был размещен в соответствии с действующим договором аренды земельного участка от 17.09.2007 N 8213.
Однако, указанный договор аренды прекратил свое действие с 31.10.2016, когда уже действовали Порядок от 02.03.2016 N 32 и Порядок от 29.04.2016 N 654, которыми предусматривалось размещение нестационарных торговых объектов на основании договоров на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2015 N 470 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы".
Договор на размещение нестационарного торгового объекта с ООО "Флагман" заключен не был.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Флагман" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 21 февраля 2018 г. N 306-ЭС17-23020 по делу N А49-14674/2016
Текст определения официально опубликован не был