1. В случае проведения закупки для субъектов малого предпринимательства участники закупки должны представить в составе заявки подтверждение принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
Заказчик проводил конкурс в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по созданию автоматизированной системы управления инвестиционными программами.
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, допуск ЗАО "ТВСС" к участию в Конкурсе неправомерен, по причине ненадлежащего подтверждения участником статуса субъекта малого и среднего предпринимательства.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурс проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчёта указанного объема, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление Правительства N 1352) участники закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, и привлекаемые участниками закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Положения, субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - декларация), по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, поменявшие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в подпункте "г" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, используют право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется в зависимости от значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, определяемого в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи.
Между тем, в силу пункта 3 статьи 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства подлежит предоставлению в составе заявки юридическими лицами, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом.
Исходя из информации и сведений, размешенных в открытых источниках, в том числе на сайте ФНС России дата создания ЗАО "ТВСС" -19.01.2009.
Таким образом, ЗАО "ТВСС" не является вновь созданным юридическим лицом, в связи с чем, в составе заявки подлежали предоставлению сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Между тем, в ходе изучения заявки ЗАО "ТВСС" установлено, что обществом в составе заявки предоставлена декларация, подписанная руководителем участника, о принадлежности Участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства, что не соответствует требованию пункту 11 Постановления Правительства N 1352.
Одновременно, сведения о ЗАО "ТВСС" отсутствуют в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу подпункта "а" пункта 14 (1) Постановления Правительства N 1352 пои осуществлении закупок в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящего Положения заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки в случае отсутствия сведений об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о неправомерном допуске заявки ЗАО "ТВСС" к участию в Конкурсе.
В то же время, Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 5.1.7 Конкурсной документации участник закупки должен подать заявку на участие в конкурсе, включающую следующие документы: декларация, подписанная руководителем Участника закупки, о принадлежности Участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме и в соответствии с разделом 3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" настоящей документации, либо выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае, если закупка осуществляется среди субъектов малого и среднего предпринимательства).
Таким образом, в Конкурсной документации предусмотрено два способа подтверждения отнесения участника к субъектам малого и среднего предпринимательства, без указания условий для предоставления указанных документов.
Между тем, как было указано ранее, декларация, подписанная руководителем Участника закупки, о принадлежности Участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательств подлежит предоставлению в составе заявки исключительно юридическими лицами, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом. К иным юридическими лицам, не отнесенным к вновь созданным, в силу норм действующего законодательства, предъявлено требование о предоставлении в составе заявки сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательств.
Однако, вышеуказанные условия предоставления декларации о принадлежности Участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательств и сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательств, в Конкурсной документации отсутствуют, что вводит потенциальных участников Конкурса в заблуждение, относительно документов, подлежащих предоставлению в составе заявки с целью подтверждения отнесения участника к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках пои закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Основываясь на указанных обстоятельствах, Комиссией принято решение о признании довода Заявителя обоснованным.
Заказчик не согласился с решением УФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам " Предоставленное конкурсной документацией участникам закупки право выбора способа декларирования противоречит императивными требованиями пункта 11 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, прямо предусматривающими обязанность хозяйствующих субъектов, созданных до 31 июля предыдущего календарного года, представлять в составе своих заявок выписку из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.Суды пришли к верному выводу о том, что, учитывая пункт 11 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, организатор закупки обязан был проверить правильность заполнения ЗАО "ТВСС" подаваемой заявки и достоверность продекларированных им сведений, в связи с чем антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении заявителем требований пункта 3.13.2.3 конкурсной документации.
Доводы кассационной жалобы сводятся к необходимости иной, чем у судов первой и апелляционной инстанций, оценке представленных в материалы дела доказательств, что противоречит процессуальному закону в части полномочий суда кассационной инстанции"
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.03.2018 г. по делу N А40-95641/2017)
2. В документации о закупке заказчик должен установить инструкцию по заполнению заявок.
Заказчик проводил аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку выключателей и дросселей.
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
При рассмотрении жалобы комиссия УФАС установила следующие обстоятельства.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 3.13.2.2 Аукционной документации участник не допускается к участию в аукционе в электронной форме, в том числе, в случае непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений; несоответствия участника закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Аукционной документации участник закупки должен подать заявку на участие в аукционе, включающую, в том числе, заявку на участие в аукционе с приложениями по форме и в соответствии с разделом 3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" настоящей документации, в том числе техническое предложение в формате Word, заполненное в соответствии с Техническим заданием и проектом Договора, являющимися неотъемлемыми частями настоящей Документации о закупке
Согласно пункту 5 Инструкции по заполнению Технического предложения (приложение N 1 к Заявке: Форма Технического предложения) Техническое предложение участника закупки составляется на основании и в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Документации о закупке, с указанием конкретных качественных и функциональных характеристик, потребительских свойств предлагаемого к поставке товара/объемов и способов (методов) выполнения работ/объемов и способов (методов) оказания услуг.
Таким образом, Заказчиком в Аукционной документации установлено требование, согласно которому, участники Аукциона должны представить конкретные значения товаров, необходимых при выполнении работ/оказании услуг.
Согласно представленным материалам и сведениям, представленным в ходе заседания, Комиссия установила следующее.
Заказчиком в Техническом задании (пункты 9,10,13) требуются товары: выключатель автоматический однополюсный 60А; выключатель автоматический однополюсный 0,8А тип 1; выключатель автоматический однополюсный 2,5А.
Также, Заказчиком установлены параметры данных товаров. Выключатель автоматический однополюсный 60А: Автоматический выключатель; Количество полюсов:1; Диапазон номинального тока (А): 60-63; Номинальное напряжение, V: 230; Отключающая способность: не менее 8кА; способ монтажа - DIN-рейка, характеристика диапазона отключения: C.
Выключатель автоматический однополюсный 0,8А тип 1: Автоматический выключатель; Количество полюсов:1; Диапазон номинального тока (А): 0,8-1; Номинальное напряжение, V: 240; Отключающая способность: не менее 1,5кА; способ монтажа - DIN-рейка, характеристика диапазона отключения: C.
Выключатель автоматический однополюсный 2,5А: Автоматический выключатель; Количество полюсов:1; Диапазон номинального тока (А): 2,5-3; Номинальное напряжение, V: 240; Отключающая способность: не менее 1,5кА; способ монтажа - DIN-рейка, характеристика диапазона отключения: C.
Ввиду того, что Заказчиком в Техническом задании установлено требование об указании конкретных качественных и функциональных характеристик, потребительских свойств предлагаемого к поставке товара/объемов и способов (методов) выполнения работ/объемов и способов (методов) оказания услуг, Заявителем относительно параметра номинальный ток указано конкретное значение.
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, представленным в ходе заседания, Заказчик указал, что участники должны были указывать диапазонные значения номинального тока относительно вышеназванных товаров.
Однако, в Аукционной документации товара не содержалось указания на то, что каким образом необходимо заполнять значения параметров того или иного товара. Кроме того, следует отметить, что в документации Заказчика отсутствует инструкция по заполнению сведений о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией о конкурентной процедуре.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании вышеизложенного, Комиссия установила, что Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя от участия в Аукционе, кроме того, Аукционная документация не содержит подробной инструкции по заполнению параметров товаров.
Таким образом, Заказчиком нарушены пункты 1, 2 части 1, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, пункт 3.13.2.2 Аукционной документации.
Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя обоснованной.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Сама по себе ссылка заказчика в документации на диапазонные значения по номинальному току предполагает возможность представления соответствующих конкретных данных, укладывающихся в диапазонные значения.
Обществом указаны конкретные показатели по номинальному току, в то время как предприятием не доказана невозможность нормального функционирования выключателей и дросселей с учетом тех конкретных показателей номинального тока, что приведены в заявке общества.
Само по себе требование о необходимости указания именно диапазона номинального тока, на что указывает заявитель со ссылкой на пункты 9, 10, 13, 14 технического задания, о законности действий предприятия не свидетельствует, поскольку такое требование может расцениваться в качестве необходимости предложения диапазонных значений именно в тех случаях, когда участник предлагает товар с соответствующими диапазонными значениями; в случае же, если речь идет о готовности поставить товар (оборудование) с конкретными показателями по номинальному току, указанные значения должны подпадать под диапазонные значения.
Таким образом, суды пришли к выводу, что оспариваемые решение и предписание управления являются законными и обоснованными, так как предложенные обществом показатели отвечали требованиям документации, заявителем не доказано, что с учетом предложенных обществом показателей не будет обеспечиваться нормальная работа оборудования, действия предприятия не являлись правомерными и обоснованно признаны управлением не отвечающими нормам Закона о закупках. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.02.2018 г. по делу N А40-86962/2017)
3. Участник закупки вправе представить в составе заявки товары, эквивалентные указанным заказчиком в документации.
Заказчик проводил запрос котировок в электронной форме на поставку компьютерной техники, запасных частей и комплектующих к вычислительной технике.
В Управление ФАС России по Московской области поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком Запроса котировок.
Рассмотрев доводы жалобы Заявителя, возражения Заказчика, представленные Заказчиком и размещенные на Официальном сайте информацию и документы, Комиссия установила следующее.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в Документации должны быть установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно протоколу рассмотрения котировочных заявок от 14.12.2016 N 31604400003-02 заявке Заявителя признана несоответствующей требованиям Закупочной документации по следующему основанию:
"Технико-коммерческое предложение претендента не соответствует Техническому заданию Документации:
- предлагаемый претендентом аналог по позиции 9 Технико-коммерческого предложения по характеристикам ниже требуемых в Техническом задании".
Согласно Закупочной документации "Заявка и Претендент признаются несоответствующими Документации о закупке, если Заявка и (или) Претендент не соответствуют требованиям, установленным настоящей Документацией, и отклоняются от требований, установленных настоящей Документацией о закупке, в сторону ухудшения.
По результатам рассмотрения Заявок Закупочная комиссия имеет право не допустить Претендента к участию в Открытом запросе котировок в том числе, случаях:
а) несоответствия Претендента требованиям, установленным пунктом 13 раздела II "Информационная карта" Документации;
б) непредставления требуемых согласно настоящей Документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений о Претенденте или о предлагаемых товарах, работах, услугах;
в) несоответствия Заявки (в том числе представленного технико-коммерческого предложения) требованиям настоящей Документации;
г) предложенная в Заявке цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в Извещении о проведении закупки".
В информационной карте Закупочной документации установлены документы, включаемые участником закупки на участие в закупке в состав Заявки (требования к содержанию Заявки), в том числе:
"Предложение Претендента в отношении предмета (качества, технических и иных характеристик товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, к результатам работ, услуг, объёмам работ, услуг), цены (включая расчёт цены) и других условий договора (договоров) по форме 3 и другим формам раздела III "Формы для заполнения претендентами закупки".
Изучив Закупочную документацию Комиссия установила, что в техническом задании Закупочной документации установлены наименования товаров, модели товаров без указания минимальных и максимальных значений, а также значений, которые не могут изменяться, так например:
N |
Наименование оборудования |
Количество |
Начальная (Максимальная) цена за указанное кол-во в руб. с НДС (18 %) |
1 |
Макбук Apple MacBook Pro 13 with Retina Display MF839 RU/A или аналог |
2 |
234 321,34 |
2 |
Адаптер Thunderbolt - Gigabit Ethernet или аналог |
2 |
5 588,00 |
3 |
Телевизор ЖК 55" Samsung, Full HD, Smart TV, Wi-Fi, 100 Hz, DVB-T2/C/S2 или аналог |
4 |
280 510,68 |
При этом, параметры эквивалентности товара установлены следующим образом:
*Аналог: техника (ЗИП) с равнозначными техническими и/или более лучшими характеристиками, но не ниже требуемых.
Из вышеуказанного участникам закупки не представляется возможным определить что именно является по мнению Заказчика равнозначными техническими и/или более лучшими характеристиками, но не ниже требуемых.
Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 1, 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части необъективного описания объекта закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в заявке на участие в Запросе котировок предложены аналоги, требуемых к поставке товаров, что не противоречит требованиям Закупочной документации.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком, Закупочной комиссией части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Как установлено судами, изучив закупочную документацию АО "РТ Лабс", управление правомерно зафиксировало, что в техническом задании закупочной документации установлены наименования товаров, модели товаров без указания минимальных и максимальных значений, а также значений, которые не могут изменяться. Параметры эквивалентности товара установлены следующим образом: аналог: техника (ЗИП) с равнозначными техническими и/или более лучшими характеристиками, но не ниже требуемых.
Признавая заявление АО "РТ Лабс" не подлежащим удовлетворению, суды, руководствуясь приведенными и иными положениями статей Закона N o 223-ФЗ, Закона N 135-ФЗ, установили, что оспариваемое решение опубликовано на официальном сайте своевременно, ООО "ТД Смирис" в заявке на участие в запросе котировок предложило аналоги требуемых к поставке товаров, в связи с чем пришли к выводам о том, что жалоба ООО "ТД Смирис" обоснована ввиду нарушения АО "РТ Лабс" требований Закона N 223-ФЗ, а оспариваемые предписание и решение управления являются законными. "
(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.03.2018 г. по делу N А40-51980/2017)
4. Требования заказчика, установленные в документации о закупке, должны быть соотносимы с объектом закупки.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной химизации осложненных скважин (далее - Запрос цен).
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 6.5 Положения о закупке для принятия решения о допуске (об отказе в допуске) применяются в том числе следующие, установленные документацией о закупке, критерии допуска: соответствие участника общим требованиям к участникам закупки (п. 6.3.1 Положения о закупке); соответствие участника специальным требованиям к участникам закупки (п. 6.3.2 Положения о закупке); соответствие товаров, работ, услуг, договорных условий, предлагаемых участником закупки, требованиям, установленным документацией о закупке; соответствие заявки участника требованиям документации о закупке; предоставление участником документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке (с учетом представленных участником ответов на уточняющие запросы Общества, Филиала, ДО, в случае направления таких запросов в соответствии с п. 7 Положения о закупке); достоверность документов и сведений, предоставленных в составе заявки участника; своевременное предоставление участником ответов на направляемые Обществом, Филиалом, ДО запросы (при этом срок для предоставления участниками ответов на запросы должен устанавливаться не менее 3 (трех) рабочих дней при проведении закупок в конвертах, не менее 1 (одного) дня при проведении закупок в электронной форме).
Кроме того, аналогичные критерии допуска к участию в закупке установлены в пункте 10 Порядка проведения запроса цен (Приложение N 7 Документации).
Согласно протоколу Центральной закупочной комиссии ПАО АНК "Башнефть" по рассмотрению заявок участников и подведению итогов закупки от 18.01.2016 N ЖОЗ БНД-А-0039-2015 по итогам рассмотрения заявок участников закупки (далее - Протокол рассмотрения заявок) в отношении Заявителя принято решение об отказе в допуске к участию в закупке, в связи с не представлением договора на предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры в Республике Башкортостан, не предоставлением документов, подтверждающих наличие спецтехники (либо аренды) АДПМ (типа АДПМ-12/150 на базе а/м УРАЛ-4320, Камаз-43115, 53504).
Как следует из пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.3 Положения о закупках.
Комиссия ФАС России, изучив заявку Заявителя, представленную представителями Заказчика, установила, что представленная Заявителем в составе заявки информация о необходимом количестве единиц специального транспорта (собственного или арендованного) для проведения технологических операций по предмету закупки не соответствует требованиям пункта 17 Технической анкеты для оценки квалификации организаций (участников закупки) (Приложение N 13 Документации), а именно: в составе заявки отсутствуют договоры аренды транспортных средств, заключенных на период выполнения работ по предмету закупки, на которые ссылается Заявитель. Представленный в составе заявки на участие в Запросе цен договор от 13.01.2015 N 02/15-ОС между Заявителем и ООО "Оренбургская сервисная компания" действовал до 31.12.2015. Представленное Заявителем письмо от 07.12.2015 N 36-15 о согласии ООО "Оренбургская сервисная компания" на увеличение стоимости аренды транспортных средств не является договором аренды транспортных средств на 2016-2018 гг. и не гарантирует заключение такого договора.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что документы, необходимые для участия в процедуре Запроса цен Заявителем не представлены.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно пункту 6.2 Требований к участникам закупки в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии (Приложение 8 Документации) при выполнении работ с применением транспортных средств проводится предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей медицинским работником, имеющим сертификат и удостоверение на данный вид деятельности или договор с медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию.
Вместе с тем, установление указанного требования к участнику закупки является излишним так как требует до заключения договора оформление на соответствующих сотрудников договоров на медицинские осмотры, что не связано с предметом договора, заключаемого по итогам Запроса цен, либо с качеством исполнения обязательств по договору.
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований к участникам Запроса цен в Документации, противоречащих пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 1.3 Положения о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Установление указанного требования к участнику закупки можно посчитать излишним так как требует до заключения договора оформление на соответствующих сотрудников договоров на медицинские осмотры, что не связано с предметом договора, заключаемого по итогам Запроса цен, либо с качеством исполнения обязательств по договору.
Учитывая изложенное, действия заказчика в части установления требований к участникам Запроса цен в документации, противоречащих пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 1.3 Положения о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2017 г. по делу N А40-98881/16)
5. При применении заказчиком системы антидемпинговых мер участник, в случае снижения цены ниже порогового значения, должен представить подтверждение своей добросовестности. Неподтверждение добросовестности является основанием для включения организации в реестр недобросовестных поставщиков.
В УФАС по г. Москве поступило обращение Заказчика о включении сведений в отношении ООО "В" в Реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Реестр).
Комиссия УФАС рассмотрела материалы дела и приняла решение о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Организация, не согласившись с решением ФАС России, обжаловала его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела Заказчиком проведен запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку удостоверений, папок, пропусков, служебных журналов для ГУП "Московский метрополитен" ( (далее - Закупка).
В единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 22.12.2016 было размещено извещение о проведении Закупки. Подведение итогов Аукциона 10.01.2017. Начальная (максимальная) цена договора - 2 836 700,00 руб.
Согласно п. 3 протокола рассмотрения и оценки заявок от 10.01.2017 N 4155307 в соответствии с п. 40.1 Положения о закупках ГУП "Московский метрополитен" запрос котировок в электронной форме признан несостоявшимся. Заказчиком принято решение о заключении договора с единственным участником - ООО "ВИННЕР" с предложением цены договора в размере 1 956 758,00 руб. с НДС.
13.01.2017 Заказчик в срок, установленный п. 3.14.9 Закупочной документации, направил в адрес ООО "ВИННЕР" проект договора.
В соответствии с п. 3.14.4 Закупочной документации, победитель закупки в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня направления ему проекта договора направляет оператору электронной площадки проект договора, подписанный электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Победителя, а также одновременно:
- подписанный ЭЦП указанного лица документ, подтверждающий обладание им правом на заключение договора от имени Победителя закупки;
- документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора (банковская гарантия, платежное поручение).
Пунктом 5.6.1 Закупочной документации установлено, что, в случае, если по результатам закупочной процедуры цена договора, предложенная участником закупки, с которым заключается договор, снижена на 25 (двадцать пять) и более процентов от начальной (максимальной) цены договора, Победитель, либо такой участник обязан через функционал Электронной торговой площадки, одновременно с подписанием Участником закупки проекта договора предоставить Заказчику обоснование снижения цены договора в виде сметного расчета или технико-экономического расчета, включающего в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара/оказание услуг/ выполнение работ по предлагаемой цене. При этом, представленные документы должны соответствовать сведениям, указанным в заявке участника закупки и требованиям документации о закупке о предоставлении документов на стадии заключения договора.
Такое требование Заказчика по существу является мерой антидемпингового характера, призванной ограничить возможность недобросовестных безосновательных ценовых манипуляций со стороны участников конкурентных процедур.
Ценовое предложение ООО "ВИННЕР" было снижено более чем на 25% от начальной (максимальной) цены договора, что обязывало Общество одновременно с подписанием проекта договора предоставить Заказчику обоснование снижения предложенной цены договора.
Из представленных на заседание Комиссии Московского УФАС России материалов и сведений установлено, что 13.01.2017 Общество направило в адрес Заказчика пакет документов из трех файлов: подписанный проект договора, приложение к договору, обеспечение исполнения договора.
Установлено, что отправленный Заказчику через электронную площадку пакет документов не содержал требуемого обоснования снижения цены договора более чем на 25% от начальной (максимальной) цены договора.
Согласно п. 28 раздела 2 "Информационная карта" Закупочной документации договор заключается не ранее десяти дней со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее двадцати дней со дня подписания указанного протокола.
Указано, что заключение договора с Победителем запроса котировок производится в порядке, указанном в п. 3.14 Раздела I Закупочной документации.
Как следует из фактических обстоятельств дела, требуемое обоснование снижения цены договора не было представлено Обществом до 31.01.2017 - последнего дня, предусмотренного для заключения договора по итогам Закупки.
Согласно п. 5.6.2 Закупочной документации в случае, если одновременно с подписанием проекта договора Участником закупки не представлено обоснование снижения цены договора в виде сметного расчета или технико-экономического расчета, в соответствии с п. 5.6.1. Закупочной документации, такой участник закупки признается уклонившимся от заключения договора.
В обоснование заявленных требований Заявитель указывает на то, что у него отсутствовала техническая возможность по размещению обоснования снижения цены договора на электронной площадке "ОТС-тендер" по причине возникновения непредвиденной ситуации, которую нельзя было исключить или преодолеть (сбои в работе интернет-связи), в связи с чем было принято решение подписать и отправить подписанный договор (как наиболее значимое действие) без требуемого обоснования снижения цены договора, которое Общество планировало отправить после появления соответствующей "кнопки" в условиях нормализации работы интернет-связи.
Вместе с тем, принимая участие в закупке, субъект выражает согласие на участие в такой закупке на условиях, предусмотренных Заказчиком в закупочной документации, принимает установленные Заказчиком требования в полном объеме, одновременно принимая на себя риски и последствия нарушения и неисполнения таких требований.
Согласно п. 3 раздела 2 "Информационная карта" электронной торговой площадкой Закупки является www.otc-tender.ru (https://otc.ru/) - OTC-tender.
Таким образом, участник был обязан ознакомиться с интерфейсом соответствующей электронной площадки, а также условиями размещения документов в том порядке, который требовался Заказчику.
Так, в соответствии с п. 5.6.1 Закупочной документации Заказчиком установлена обязанность победителя Закупки по направлению одновременно с подписанием проекта договора через функционал "ОТС-тендер" обоснования снижения цены договора.
Какой-либо иной способ предоставления обоснования снижения цены договора, кроме как через функционал электронной торговой площадки "ОТС-тендер". Заказчиком не предусмотрен.
Согласно п. 5.1.1 руководства пользователя Электронной площадки "ОТС-tender", размещенного на официальном сайте https://otc.ru/ (далее - Руководство пользователя), подраздел "Пакет документов" используется заключающими договор сторонами для прикрепления файлов, составляющих договор и приложения к нему, файлов протокола разногласий и протокола согласования разногласий.
Согласно п. 5.1.3 Руководства пользователя в случае заключения договора (подписания его сторонами) статус договора будет отображаться как "Согласован сторонами (заключен)".
В соответствии с п.5.1.4 Руководства пользователя в случае несогласия победителя с полученным от заказчика договором (пакетом документов по договору), победитель имеет возможность изменить такой договор посредством удаления файлов из пакета документов и/или добавление файлов к пакету документов, после чего направить измененный договор заказчику.
Таким образом, интерфейс Электронной площадки "ОТС-tender" позволяет изменение пакета документов победителем закупки только после подписания Заказчиком Договора, либо возврата Договора Победителю на доработку.
Из вышеизложенного следует, что Заявитель, являясь победителем закупки, обязан был действовать добросовестно в части предварительного ознакомления с правилами работы электронной площадки, в частности, порядком размещения (добавления) документов.
Довод Заявителя относительно возможности изменения пакета документов победителем после отправки подписанного проекта договора Заказчику на иных электронных площадках также является безосновательным, так как конкретная электронная площадка, в данном случае. "ОТС-tender", устанавливает правила пользования такой электронной площадкой, участник закупки соглашается с такими правилами.
Заявитель указывает на ответ интернет-провайдера о том, что в период с 12.01.2017 по 16.01.2017 сбои в работе интернет-связи являлись следствием проводимой работы по модернизации сети.
Вместе с тем. как указывалось выше, в соответствии с п. 3.14.4 Закупочной документации на подписание договора победителем закупки последнему предоставлено 5 (пять) рабочих дней со дня направления ему проекта договора.
Таким образом, ООО "Виннер" располагало достаточным количеством времени для отложения направления Заказчику подписанного договора при возникновении неполадок в работе интернет-связи, а также неработающим в связи с этим функционалом электронной площадки по размещению документов, в том числе с учетом установленного п. 3.14.4 закупочной документации пятидневного срока - до 20.01.2017. запросив информацию об устранении неполадок в работе интернет-связи у провайдера.
Действия, направленные на заключение договора, порождают между сторонами возникновение прав, обязанностей, ответственности и определенных рисков, в том числе, непредвиденных обстоятельств в части отсутствия возможности по размещению необходимых документов в связи со сбоями в работе интернет-связи.
При этом все организационно-правовые мероприятия, связанные с участием в торгах, являются сопутствующими предпринимательской деятельности рисками, которые относятся на лицо, изъявившее желание получить доступ к конкурентной процедуре. Сбои в работе интернет-соединения не могут являться основанием для исключения таких рисков. На победителя возлагается обязанность по заключению договора с Заказчиком, в том числе, по техническому обеспечению заключения такого договора.
Так. самовольное принятие Заявителем решения по отправке пакета документов с подписанным договором, с учетом требования п. 5.6.1 Закупочной документации, без одновременного направления иных необходимых документов свидетельствует о том, что Обществом принимались во внимание потенциальные риски и ответственность за принятое решение.
Вместе с тем, Заявителем не оспаривается тот факт, что при обнаружении неполадок работы интернет-соединения, а также проблем с загрузкой на электронную площадку необходимых документов одновременно с подписанным договором, он действовал в нарушение п. 5.6.1 Закупочной документации, фактически создавая дополнительные препятствия для своевременного заключения договора.
Таким образом, с учетом принятия Заявителем решения о направлении подписанного договора с пакетом документов на подписание Заказчику без требуемого обоснования снижения цены договора, при обнаружении невозможности размещения такого обоснования. Общество потенциально берет на себя риски неудовлетворения требований Заказчика подобными действиями.
В обоснование заявленных требований Заявитель также указывает на то, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, регламентирующие вопросы технической работы электронных площадок, в том числе вопросы исправления допущенных Заявителем ошибок. Таким образом, по мнению Заявителя, урегулирование возникших сложностей было возможно только при активном содействии Заказчика.
Заявитель указывает на то, что с его стороны были предприняты попытки взаимодействия с Заказчиком по урегулированию возникшей ситуации. Так, Заявитель указывает, что обращался непосредственно к Заказчику по телефонам, указанным в Информационной карте Закупочной документации, в период с 13.01.2017 по 20.01.2017 с указанием на техническую невозможность по размещению документов на электронной площадке, в связи с чем просил направить договор повторно для исправления технической ошибки, так как необходимые документы подготовлены, но по указанным выше причинам не были отправлены одновременно с проектом договора.
Так, как указывалось выше, на победителя закупки возлагается обязанность по заключению договора с Заказчиком, в том числе, по техническому обеспечению заключения такого договора.
Вместе с тем, победитель закупки не вправе требовать от Заказчика совершения каких-либо действий, в том числе, направленных на устранение допущенных победителем закупки ошибок.
В данном случае просьбы Заявителя о повторном направлении договора связаны с отношением ООО "Виннер" к исполнению своих обязанностей по заключению договора и не могут являться основанием для совершения со стороны Заказчика каких-либо активных действий.
При таких обстоятельствах при отсутствии оснований для повторного направления проекта договора Победителю, а также непредставлении Заявителем в составе пакета документов требуемого обоснования снижения цены договора, Заказчиком было принято решение о признании ООО "Виннер" уклонившимся от заключения договора.
Что касается довода относительно отсутствия у Заявителя намерения уклониться от заключения договора, отсутствия недобросовестного поведения с учетом ранее исполненных договоров с Заказчиком, а также репутации на рынке предоставления услуг в качестве добросовестного участника.
Добросовестность Заявителя на рынке предоставления полиграфических услуг антимонопольным органом не оспаривается.
Выводы, изложенные в заключении Московского УФАС России по делу N 2-19- 1769/77-17 от 21.02.2017 г., основаны на конкретных фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. В данном конкретном случае антимонопольным органом сделаны выводы о том, что Заявитель не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при заключении договора с Заказчиком, что в силу действующего законодательства влечет применение к нему мер как частноправовой, так и публично-правовой ответственности.
В этой связи, учитывая неисполнение Заявителем обязательства по предоставлению обоснования снижения цены договора до истечения предусмотренного в документации срока заключения договора, а также потенциальной возможности удовлетворения требований Заказчика, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том. что ООО "Виннер" уклонилось от заключения договора.
В настоящем случае недобросовестность Заявителя выразилась именно в ненадлежащем исполнении своих обязанностей. ООО "Виннер" поступило по своему усмотрению в части принятия решения в нарушение п. 5.6.1 Закупочной документации направить Заказчику подписанный договор без требуемого обоснования снижения цены договора, осознавая риски принятия такого решения.
Выводы, изложенные в заключении Московского УФАС России по делу N 2-19-1769/77-17 от 21.02.2017 о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора, основаны на конкретных фактах и представленных сторонами устных и письменных пояснениях по делу, были сделаны Комиссией Московского УФАС исходя из представленных в материалы дела доказательств. Кроме того, на заседании Комиссии Московского УФАС России представителем
Заявителя не было представлено каких-либо объективных мотивов непредоставления требуемого п. 5.6.1 Закупочной документации обоснования снижения цены договора. В свою очередь, из заявки участника не предоставлялось возможным установить факт обоснованности предложенной участником цены договора.
Довод Заявителя относительно предоставления в качестве доказательства своей добросовестности и намерения заключить договор с Заказчиком ранее надлежащим образом исполненных договоров с Заказчиком, а также обеспечения исполнения договора и иных документов, то предоставление указанных документов обусловлено требованиями Закупочной документации. Таким образом, предоставление обязательных документов, как и ранее исполненных договоров, не свидетельствует в данном случае о добросовестности поведения участника.
Что касается представленного на заседание Комиссии Управления по делу N 2- 19-1769/77-17 от 21.02.2017 обоснования снижения цены договора в составе Гарантийного письма от 11.01.2017 г., то наличие обоснования снижения цены договора на момент подписания договора Заявителем документально не подтверждено, в связи с чем антимонопольным органом представление такого обоснования оценивается исключительно как действие, направленное на изыскание способов ухода от мер публично-правовой ответственности.
Таким образом, Закупочной документацией четко установлены требования о предоставлении Заказчику обоснования снижения цены договора одновременно с подписанием проекта договора. Вместе с тем, Заявитель принял решение отправить пакет документов с подписанным договором без одновременного направления иных необходимых документов в нарушение требований п. 5.6.1 Закупочной документации, что свидетельствует о том, что ООО "Виннер" принимались во внимание потенциальные риски и ответственность за принятое решение.
По правилам ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск.
Исходя из положений гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, сбои в работе интернет-соединения.
Таким образом, в данном случае отсутствуют какие-либо основания полагать, что неисполнение Заявителем своей обязанности обусловлено обстоятельствами, исключающими ответственность.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник конкурентной процедуры по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания договора.
Таким образом, ООО "Виннер" должно понести ответственность за несвоевременное предоставление необходимых документов Заказчику, которая выражается во внесении сведений о нем в Реестр.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2018 г. по делу N А40-245372/17-79-2031)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.