Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. N 14-АПГ17-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" об оспаривании приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 6/1 от 19 февраля 2016 г. "О внесении изменений в приказ УРТ от 21 мая 2015 года N 22/2 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО "РВК-Воронеж", осуществляющего холодное водоснабжение в границах городского округа город Воронеж",
по апелляционной жалобе Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 10 октября 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области Одинцовой Я.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Федеральной антимонопольной службы Волова И.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказами Управления по государственному регулированию тарифов по Воронежской области (далее также - УРТ Воронежской области, регулирующий орган) от 21 мая 2015 г. N 22/2 (далее - Приказ N 22/2), N 22/3 (далее - Приказ N 22/3) и N 22/4 (далее - Приказ N 22/4) обществу с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" утверждены производственная программа, долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение в границах правобережной и левобережной частей городского округа город Воронеж с 1 июня 2015 г. по 31 декабря 2019 г.
Во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы от 27 января 2016 г. N СП/4996/16 (далее - решение ФАС России N СП/4996/16) регулирующим органом издан приказ N 6/1 от 19 февраля 2016 г. (далее - Приказ N 6/1), которым внесены изменения в Приказ N 22/2. В частности, тарифы на питьевую воду установлены на период с 1 марта по 31 декабря 2016 г. в размере 19 руб. 31 коп. за 1 куб. м (без НДС), для населения - 22 руб. 79 коп. за 1 куб.м (с НДС).
Приказом N 6/1 также снижен объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы общества в 2016 г. с 2 022 675,1 до 1 781 595,05 тыс. руб.
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее также - ООО "РВК-Воронеж", общество) обратилось в Воронежский областной суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующим Приказа N 6/1 со дня принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что осуществляет несколько видов регулируемой деятельности, в том числе холодное водоснабжение потребителей в границах городского округа город Воронеж, водоотведение в границах как правобережной, так и левобережной части городского округа город Воронеж. Общество полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт издан на основании незаконного решения ФАС России N СП/4996/16, а также ссылается на нарушения, допущенные регулирующим органом при исполнении названного решения. В частности, УРТ Воронежской области уменьшило необходимую валовую выручку (далее также - НВВ), определенную на 2016 г. в отношении деятельности ООО "РВК-Воронеж" по холодному водоснабжению, на сумму, которую ФАС России предписало исключить по расходам в отношении всех регулируемых видов деятельности общества. Также административный истец указывает на ошибки регулирующего органа в расчетах необходимой валовой выручки и необоснованное исключение сумм налога на добавленную стоимость из НВВ.
Решением Воронежского областного суда от 10 октября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено. Приказ N 6/1 признан не действующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе УРТ Воронежской области, ссылаясь на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, просит отменить решение суда и принять новое решение.
ООО "РВК-Воронеж", прокуратура Воронежской области представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Оказание услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
Как усматривается из материалов дела, Приказ N 6/1 принят на заседании правления УРТ Воронежской области 19 февраля 2016 г. N 6 при наличии необходимого кворума в установленной форме (пункты 1.1, 1.6, 4.4, подпункт 3.1.41 пункта 3.1 и подпункт 6.2.14 пункта 6.2 Положения об управлении по государственному регулированию тарифов Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 18 мая 2009 г. N 397) и в тот же день размещен в информационной системе "Портал Воронежской области в сети "Интернет" (http://www.govvm.ru) в соответствии с требованиями Закона Воронежской области от 7 июля 2006 г. N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации".
Общество оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа город Воронеж по тарифам, установленными Приказами N 22/2, N 22/3 и N 22/4.
По заявлению ООО "РВК-Воронеж" ФАС России принято решение N СП/4996/16, которым отказано в удовлетворении требований общества, при этом УРТ Воронежской области предписано в срок до 1 марта 2106 г. привести экспертное заключение в отношении ООО "РВТ-Воронеж" в соответствие с законодательством и исправить в смете расходов техническую ошибку, допущенную регулирующим органом при учете в НВВ общества недополученного дохода в части услуг водоснабжения, признанного регулирующим органом экономически обоснованным.
УРТ Воронежской области также предписано до 1 марта 2016 г. пересмотреть установленные для ООО "РВК-Воронеж" на 2016 г. тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом исключения из НВВ 2016 г. выявленных ФАС России фактически понесенных экономически необоснованных расходов обществом в размере 241,08 млн. руб.
Согласно названному решению ФАС России указанная сумма составляет стоимость оплаты услуг по договорам на оказание информационно-консалтинговых услуг и иных услуг, заключенным ООО "РВК-Воронеж" с обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Региональные Объединенные Системы Водоканал" (далее - ООО УК "РОСВ"), которые общество оплатило за счет выручки, полученной от регулируемых видов деятельности. Вместе с тем данные договоры не были заключены на торгах, и ООО "РВК-Воронеж" не представляло документов, обосновывающих экономическую целесообразность заключения данных договоров в ФАС России и УРТ Воронежской области при установлении тарифов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода ФАС России об экономической необоснованности данных расходов и выдаче соответствующего предписания регулирующему органу.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, вступившим в законную силу 31 июля 2017 г., обществу отказано в удовлетворении искового заявления о признании решения ФАС России N СП/4996/16 недействительным.
Приказом N 6/1, принятым во исполнение названного решения ФАС России, тарифы на питьевую воду для ООО "РВК-Воронеж" установлены в оспариваемом размере, при этом УРТ Воронежской области исключило 241,08 млн. руб. из НВВ 2016 г., рассчитанной в отношении деятельности общества по холодному водоснабжению, и на эту же сумму уменьшило объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы общества в 2016 г.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административного истца о неправомерном исключении регулирующим органом из НВВ общества суммы налога на добавленную стоимость по договорам ООО "РВК-Воронеж" с ООО УК "РОСВ", указав, что отсутствие экономического обоснования затрат по данным договорам влечет отказ в принятии всей суммы по договору, в том числе и выделенного налога. Также Судебная коллегия полагает верными выводы суда первой инстанции о том, что при принятии Приказа N 6/1 УРТ Воронежской области не имело оснований для применения процедуры изменения необходимой валовой выручки в целях сглаживания тарифов, равно как и то, что доводы общества об арифметической ошибке регулирующего органа в расчете исключаемой суммы по решению ФАС России N СП/4996/16 опровергаются материалами дела.
Вместе с тем Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что УРТ Воронежской области допущено нарушение порядка исполнения названного решения ФАС России, поскольку исключение суммы экономически необоснованных расходов полностью из НВВ, рассчитанной на 2016 г. только для осуществления холодного водоснабжения, нарушает принципы тарифного регулирования, предусматривающие формирование необходимой валовой выручки в отношении каждого вида регулируемой деятельности.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о водоснабжении, пунктом 24 Основ ценообразования, пунктом 11 Методических указаний N 1746-э расчет необходимой валовой выручки производится отдельно в отношении каждого регулируемого вида деятельности, осуществляемого обществом. Следовательно, исключение суммы расходов, связанных с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленных в результате проверок и мероприятий по контролю в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования, также осуществляется из НВВ, определенного для ведения соответствующей деятельности.
Вместе с тем частью 12 статьи 31 Закона о водоснабжении, пунктами 19-21 Основ ценообразования на организации, оказывающие услуги в сфере водоснабжения и водоотведения по установленным тарифам, возлагается обязанность вести раздельный учет доходов и расходов в соответствии с Порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 января 2014 г. N 22/пр (далее - Порядок N 22/пр).
Согласно пунктам 2, 4 Порядка N 22/пр раздельный учет расходов и доходов ведется на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по осуществляемым видам деятельности, централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и другим критериям, установленным названным порядком.
Как усматривается из материалов дела, решением ФАС России N СП/4996/16 установлено, что ООО "РВК-Воронеж" в нарушение названных выше требований тарифного законодательства по состоянию на 2016 г. раздельного учета по осуществляемым обществом видам регулируемой деятельности не вело, а общество не опровергло данные обстоятельства.
Договоры, заключенные обществом с ООО УК "РОСВ", предусматривают оказание услуг в целом ООО "РВК-Воронеж" без указания конкретной сферы регулируемой деятельности общества.
Расшифровка по обще-эксплуатационным расходам, пояснительная записка и подтверждающие документы для обоснования управленческих расходов, представленные ООО "РВК-Воронеж" в материалы дела, на которые ссылается суд первой инстанции, не восполняют отсутствие бухгалтерских документов, отражающих раздельный учет по регулируемым видам деятельности.
С учетом указанных обстоятельств УРТ Воронежской области не располагало необходимой информацией для распределения исключаемой из НВВ суммы экономически необоснованных расходов по видам регулируемой деятельности общества.
Судебная коллегия полагает, что судебное решение вынесено без учета обстоятельств, имеющих значение для дела, что в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Воронежского областного суда от 10 октября 2017 г. отменить.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" о признании недействующим приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 6/1 от 19 февраля 2016 г. "О внесении изменений в приказ УРТ от 21 мая 2015 года N 22/2 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО "РВК-Воронеж", осуществляющего холодное водоснабжение в границах городского округа город Воронеж".
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. N 14-АПГ17-18
Текст определения официально опубликован не был