Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 марта 2018 г. N 03-01-11/16389
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
1. Для налогоплательщиков предусмотрена возможность добровольного выбора оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности.
В соответствии с положениями глав 26.2, 26.3, 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики вправе применять в отношении осуществляемой деятельности специальные налоговые режимы.
Пунктом 1 статьи 18 Кодекса установлено, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам, в частности, относятся: упрощенная система налогообложения (далее - УСП), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и патентная система налогообложения (далее - ПСН).
Так, статьями 346.20 и 346.50 Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать на период до 2020 года на соответствующей территории: налоговую ставку в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной и бытовой сферах и применяющих УСН или ПСН (льготная ставка может применяться в течение двух налоговых периодов со дня регистрации индивидуальных предпринимателей).
Кроме того, субъектам Российской Федерации предоставлено право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право снижать ставки ЕНВД с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН.
При этом минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не ограничен.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено предоставление достаточного количества налоговых преференций в отношении налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
2. В отношении налога на имущество и налога на землю.
Согласно статье 14 Кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог в соответствии со статьей 15 Кодекса является местным налогом.
Данные налоги являются одними из основных источников формирования соответственно региональных и местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступают.
На основании статей 372 Кодекса налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении этого налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно статье 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектах Российской Федерации.
При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, вопросы, связанные со снижением налоговой нагрузки на малый и средний бизнес при взимании налога на имущество организаций и земельного налога, должны решаться не на федеральном, а на региональном и местном уровнях соответственно законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
3. В части налога на прибыль организаций, сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 3 Кодекса законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Одновременно сообщаем, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены самостоятельными полномочиями по выработке мер налогового стимулирования (в части налога на прибыль организаций) организаций на региональном уровне.
Согласно статье 284 Кодекса отдельные категории налогоплательщиков могут применять пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, на основании соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Практика полного, а затем частичного освобождения от налога на прибыль организаций, применявшаяся до 2002 года, приводила к злоупотреблениям со стороны таких организаций, заключавшимся в ликвидации компаний, когда заканчивались льготы, и регистрацией новых, для повторного получения льгот.
Кроме этого, действующая редакция Главы 25 Кодекса предусматривает достаточно широкий спектр преференций, в связи с чем данное предложение не поддерживается.
4. Поступления от налогов за использование природных ресурсов формируют значительную часть доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Предоставление налоговых льгот в виде освобождения субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу и использование природных ресурсов, от налогообложения приведет к росту выпадающих доходов бюджета.
Главами 25.2 и 26 Кодекса предусмотрено достаточное количество налоговых преференций, направленных на стимулирование развития добывающей промышленности.
Таким образом, данное предложение не поддерживается.
5. По вопросу предоставления кредитов.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.12.1990 N 3951 "О банках и банковской деятельности" органы законодательной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В настоящее время банки и кредитные организации разрабатывают различные финансовые продукты и предлагают их клиентам. При этом данные организации, являясь юридическими лицами, самостоятельно определяют направления своей работы и принимают решения по всем вопросам своей деятельности, а также самостоятельно разрабатывают внутренние документы, определяющие порядок проведения тех или иных операций и их доходность.
В целях снижения кредитного риска банк рассматривает страхование как один из способов обеспечения возврата денежных средств по кредиту. Банк может предлагать заемщику заключить договор страхования жизни и здоровья и (или) договор страхования ответственности перед кредитором за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по возврату основной суммы долга и по уплате процентов за пользование кредитом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, такое страхование не является обязательным.
Вместе с тем отмечаем, что на основании пункта 1 статьи 421 Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Таким образом, заемщик вправе отказаться от заключения договора кредитования и (или) договора страхования, если не согласен с установленными условиями договора, либо самостоятельно выбрать страховую организацию и заключить с ней договор страхования на приемлемых для себя условиях.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон) на момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть.
В соответствии с Законом в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются платежи заемщика по погашению основной суммы долга и уплате процентов по договору потребительского кредита (займа), в пользу кредитора и в пользу третьих лиц, плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа), а также сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик, и сумма страховой премии по договору добровольного страхования.
Кроме того, в настоящее время Правительством Российской Федерации реализуется комплекс мер по повышению доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, в Российской Федерации создан и действует такой институт поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) как акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация МСП), учрежденная в 2014 году.
Корпорация является финансовым институтом развития малого и среднего предпринимательства, предоставляющим независимые гарантии по кредитам и иным долговым обязательствам на условиях разделения рисков с банками и иными финансовыми организациями. Одной из важнейших задач Корпорации МСП является обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства доступными кредитными ресурсами для развития в целях инвестиционных проектов и стимулирование коммерческих банков улучшать условия кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая вышеизложенное, Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития России и Банком России разработана Программа стимулирования кредитования субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных отраслях, которая фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 5 млн рублей для малых предприятий на уровне до 10,6% годовых, для средних предприятий - до 9,6% годовых.
С дополнительной информацией об основных направлениях финансовой поддержки, реализуемых Корпорацией МСП, можно ознакомиться на официальном сайте Корпорации МСП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/.
Одновременно информируем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.