Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2018 г. N 66-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Янкович Е.В. на решение Иркутского областного суда от 10 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении её административного иска об оспаривании части 3.1 и абзаца первого части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года N 88-ОЗ "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение Янкович Е.В. и её представителя - адвоката Кузнецова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 сентября 2007 года постановлением Законодательного Собрания Иркутской области N 34/2/3-СЗ принят и 15 октября 2007 года губернатором Иркутской области подписан Закон Иркутской области N 88-ОЗ "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области".
Законом Иркутской области от 7 октября 2009 года N 60/26-ОЗ статья 17 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" дополнена частью 3.1, согласно которой пенсия за выслугу лет в соответствии со статьёй 11 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" назначается гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, уволенным с муниципальной службы после вступления в силу Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области".
Также законом Иркутской области от 7 октября 2009 года N 60/26-ОЗ статья 17 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" дополнена частью 4.4, согласно абзацу первому которой лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, уволившимся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года N 15-ОЗ "О муниципальной службе в Иркутской области" и до дня вступления в силу Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" и имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области "О муниципальной службе в Иркутской области", но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определённом частями 2-7 статьи 11 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области".
Янкович Е.В. обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими части 3.1 и абзаца первого части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области", ссылаясь в обоснование своих требований на противоречие приведённых норм пункту 8 статьи 4 и пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусматривающим правовую и социальная защищённость муниципальных служащих, а также гарантию пенсионного обеспечения муниципальных служащих за выслугу лет. По мнению Янкович Е.В., оспариваемые нормы в связи с отсутствием в них механизма реализации гарантии пенсионного обеспечения муниципальных служащих за выслугу лет, предусмотренной указанным федеральным законом, неправомерно распространяют своё действие только на тех муниципальных служащих, которые приобрели право на страховую пенсию по старости на момент увольнения, и не учитывают тех муниципальных служащих, которые такое право на момент увольнения не приобрели, были уволены до вступления в силу оспариваемого закона, но после вступления в силу названного федерального закона, и на которых распространяются гарантии, предусмотренные данным федеральным законом.
Решением Иркутского областного суда от 10 октября 2017 года в удовлетворении административного иска Янкович Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе Янкович Е.В. просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы губернатором Иркутской области, Законодательным Собранием Иркутской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Закон Иркутской области от 7 октября 2009 года N 60/26-ОЗ "О внесении изменений в Закон Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" принят в пределах полномочий Законодательного Собрания Иркутской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие; оспариваемые нормы Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат. При рассмотрении и разрешении административного дела, суд первой инстанции установил, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счёт средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласилась.
Согласно статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 8 января 1998 года N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальному служащему гарантировалось пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" вступил в силу с 1 июня 2007 года.
Согласно части 1 статьи 3 названного федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 и пунктом 5 части 1 статьи 23 указанного федерального закона закреплено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальному служащему гарантируется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Законом Иркутской области от 15 мая 1998 года N 15-ОЗ "О муниципальной службе в Иркутской области", утратившим силу в связи с принятием Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года N 88-ОЗ "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области", в пункте 1, абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 24 предусматривалось, что пенсионное обеспечение муниципальных служащих производится в порядке, определённом федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Муниципальные служащие в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета. Ежемесячная доплата устанавливается при наличии стажа замещения муниципальных должностей 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин.
Закон Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" вступил в силу 29 октября 2007 года.
Положениями части 1 статьи 11 данного закона Иркутской области регламентированы условия, при наличии которых граждане, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счёт средств местного бюджета. К таким условиям относятся стаж муниципальной службы, увольнение с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 данной статьи, а также замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы.
Исходя из части 2 статьи 11 указанного закона Иркутской области, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости.
По своей правовой природе пенсионное обеспечение муниципальных служащих (в виде пенсии за выслугу лет либо ежемесячной доплаты к пенсии) является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счёт средств местных бюджетов, помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, муниципальным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет), предоставляемого за счёт средств соответствующих бюджетов (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О, от 1 октября 2009 года N 1060-О-О и другие).
Руководствуясь приведёнными выше нормами, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что законодателем Иркутской области право на получение пенсии за выслугу лет не отменялось, а были изменены условия установления муниципальным служащим пенсии за выслугу лет, и право на назначение пенсии за выслугу лет связываться с установлением государственной пенсии перестало.
Дополняя статью 17 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" оспариваемыми нормами, законодатель Иркутской области не осуществил самостоятельного правового регулирования вопросов пенсионного обеспечения муниципальных служащих, а регламентировал заключительные и переходные положения, определяющие порядок применения норм указанного закона Иркутской области по вопросам пенсионного обеспечения муниципальных служащих.
Так, частью 3.1 статьи 17 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" регламентировано назначение пенсии за выслугу лет гражданам, уволенным с муниципальной службы после вступления в силу данного закона, а абзацем первым части 4.4 этой же статьи регламентировано назначение указанной пенсии лицам, ранее приобретшим право на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии, но которым она не была установлена.
Отклоняя доводы административного истца, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые нормы являются частью правового механизма, направленного на достижение максимальной правовой определённости и недопущение неоднозначного толкования положений оспариваемого закона Иркутской области.
Таким образом, обжалуемое решение Иркутского областного суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы Янкович Е.В. не имеется, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 10 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Янкович Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2018 г. N 66-АПГ18-3
Текст определения официально опубликован не был