В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов) государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) публикует обобщенные данные годового отчета и бухгалтерский баланс за 2017 год. Полный текст годового отчета размещен на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.asv.org.ru (далее - сайт).
Характерными чертами 2017 года в сфере страхования вкладов стали общее снижение по сравнению с предыдущим годом числа страховых случаев, а также периоды повышенной интенсивности выплат при отзыве у отдельных крупных банков лицензий на осуществление банковских операций. Интенсивность работы по ликвидации финансовых организаций была высокой на протяжении всего года.
В отчетном году вступил в силу закон, в соответствии с которым действовавшая система предупреждения банкротства банков дополнена возможностью управления санацией Банком России.
В связи с быстрым развитием информационных технологий Агентство продолжило работу по расширению доступности своих услуг в электронной форме. Начата реализация программы "Электронное АСВ".
В 2017 году продолжена реализация Стратегии развития Агентства на период до 2020 года, утвержденной Советом директоров Агентства.
По своему содержанию указанная стратегия нацелена на развитие новых и совершенствование имеющихся функций Агентства, на дальнейшее повышение надежности и удобства услуг Агентства для их потребителей.
1. Обеспечение функционирования системы страхования вкладов
Основные показатели ССВ
На начало 2017 года в системе страхования вкладов (далее - ССВ) были зарегистрированы 808 банков-участников. В течение года в составе участников ССВ произошли следующие изменения.
Включены в реестр 3 банка. Исключено из реестра 30 банков, из них 8 - по причине прекращения их деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения к другим банкам - участникам ССВ; 22 - в связи с завершением их ликвидации.
Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2017 года в ССВ был зарегистрирован 781 банк, в том числе 468 действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами (включая 1 банк, в отношении которого Банком России введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов); 4 кредитные организации, формально остающиеся участниками ССВ, но утратившие право на открытие новых счетов и прием во вклады средств физических лиц; 309 банков, находящихся в процессе конкурсного производства (ликвидации).
В отчетном периоде максимальный размер страхового возмещения составлял 1,4 млн рублей (по счетам эскроу, открытым для расчетов по сделкам купли-продажи недвижимости, - 10 млн рублей) на одного вкладчика в одном банке.
Введенная с середины 2015 года система дифференцированных ставок страховых взносов банков в отчетном периоде получила дальнейшее развитие. В I квартале 2017 года действовали следующие ставки страховых взносов: базовая ставка - в размере 0,12% расчетной базы за квартал; дополнительная ставка - в размере 50% базовой ставки; повышенная дополнительная ставка - в размере 400% базовой ставки. С II квартала 2017 года решением Совета директоров Агентства повышенная дополнительная ставка доведена до максимального значения, установленного Законом о страховании вкладов, - 500% базовой ставки. Дополнительные ставки применялись к банкам на основании представляемых Банком России сведений в зависимости от максимальных процентных ставок по привлеченным ими вкладам и параметров финансового положения банков, включая введенные Банком России меры надзорного реагирования.
К концу отчетного года совокупный объем застрахованных вкладов достиг 26 трлн рублей, увеличившись за 2017 год на 2 трлн рублей (8,4%).
Размер страховой ответственности Агентства (потенциальные выплаты) на конец года составил 18 трлн рублей (годом ранее - 16,3 трлн рублей). В относительном выражении (к совокупному объему застрахованных вкладов) он также увеличился и составил 69,2% (в конце 2016 года - 67,8%).
Выплата страхового возмещения
В 2017 году в отношении банков - участников ССВ произошел 41 страховой случай (включая 4 случая, наступивших в связи с введением Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов) с общим объемом страховой ответственности Агентства в размере 372,6 млрд рублей перед 1 млн вкладчиков, включенных в реестры обязательств банков.
Всего в течение 2017 года Агентством была обеспечена возможность получения страхового возмещения вкладчикам 329 банков, в том числе тех, страховые случаи в которых наступили в предыдущие годы. Всего за отчетный период страховое возмещение на общую сумму 404,3 млрд рублей получили 637,8 тыс. вкладчиков 262 банков, в том числе 15,6 тыс. индивидуальных предпринимателей (объем выплат - 2 млрд рублей).
Важными направлениями деятельности Агентства в 2017 году являлись противодействие попыткам страхового мошенничества и защита прав вкладчиков, пострадавших от неправомерных действий банков.
В отчетном году Агентством по заявлениям 13,1 тыс. вкладчиков восстановлены в учете и включены в страховые выплаты "забалансовые" обязательства перед ними на общую сумму более 7,9 млрд рублей. Восстановление прав свыше 99% указанных вкладчиков осуществлено во внесудебном порядке.
Фонд обязательного страхования вкладов
В соответствии с Законом о страховании вкладов финансовой основой ССВ является фонд обязательного страхования вкладов (далее - Фонд, ФОСВ).
В целях поддержания финансовой устойчивости Фонда с 2015 года действует договор с Банком России о предоставлении Агентству кредита без обеспечения на срок до 5 лет. По состоянию на конец 2017 года общий объем кредитования составил 821 млрд рублей при одобренном Банком России лимите в размере 1030 млрд рублей.
В течение года на счета Фонда поступило 483,4 млрд рублей, в том числе: 293 млрд рублей заемных средств, полученных от Банка России; 127,7 млрд рублей страховых взносов банков - участников ССВ; 61,6 млрд рублей средств из конкурсной массы ликвидируемых банков в погашение требований по ранее выплаченному страховому возмещению; 1,1 млрд рублей прочих поступлений (поступления средств в рамках передачи имущества и обязательств финансовых организаций и др.).
Платежи со счетов Фонда за отчетный год составили 483,2 млрд рублей, в том числе: 438,9 млрд рублей - на выплату возмещения по вкладам; 8,2 млрд рублей - на агентское вознаграждение; 17,1 млрд рублей - на возврат заемных средств, полученных от Банка России; 2,1 млрд рублей - на финансирование деятельности Автономной некоммерческой организации "Фонд защиты вкладчиков" (далее - АНО "ФЗВ"), включая компенсационные выплаты вкладчикам украинских банков, прекративших свою деятельность на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя; 16,9 млрд рублей - на инвестирование временно свободных денежных средств Фонда в доходные финансовые активы.
Остаток средств на счетах Фонда по состоянию на 31 декабря 2017 года составил 44,4 млрд рублей.
Общая сумма доходов от инвестирования средств Фонда за 2017 год с учетом переоценки ценных бумаг составила 2,1 млрд рублей, доходность инвестированных средств - 9,1% годовых.
2. Функционирование системы гарантирования прав застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование
Система гарантирования прав застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (далее - СГПН), гарантирует права застрахованных лиц, формирующих пенсионные накопления и получающих выплаты за счет средств пенсионных накоплений в Пенсионном фонде Российской Федерации или в одном из негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ), осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию и являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц (далее - фонды-участники).
По состоянию на 31 декабря 2017 года участниками СГПН являлись 38 НПФ, внесенных Агентством в реестр фондов-участников, а также Пенсионный фонд Российской Федерации, являющийся участником СГПН по закону. В течение отчетного периода 3 фонда исключены из реестра фондов-участников в связи с присоединением к другому фонду-участнику - АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления".
Гарантийные случаи в отношении фондов-участников в течение 2017 года не наступали, выплата Агентством гарантийного возмещения не производилась.
Фонд гарантирования пенсионных накоплений
По состоянию на 31 декабря 2017 года размер фонда гарантирования пенсионных накоплений (далее - ФГПН) составил 1,13 млрд рублей. В течение года поступления в ФГПН составили 0,49 млрд рублей.
Общая сумма доходов от инвестирования средств ФГПН за 2017 год с учетом переоценки ценных бумаг составила 116,8 млн рублей, доходность инвестированных средств - 12,1% годовых.
3. Деятельность Агентства по санации банков
Меры по санации банков
На начало 2017 года меры по санации реализовывались в отношении 26 банков. В течение года Агентством приняты предложения Банка России об участии в предупреждении банкротства 5 банков, в числе которых АО "ГЕНБАНК", являющееся одним из крупнейших банков Республики Крым.
При этом в отношении 3 банков (АКБ "Спурт" (ПАО), ПАО БАНК "ЮГРА" и ПАО МАБ "Темпбанк") Банком России приняты решения об отзыве у них лицензий на осуществление банковских операций. Также лицензии были отозваны еще у 2 банков (ПАО "Татфондбанк" и ПАО "ИнтехБанк"), мероприятия по предупреждению банкротства которых начались в 2016 году. Данное обстоятельство обусловлено выявленным в ходе санации низким качеством активов указанных кредитных организаций и как следствие - нецелесообразностью дальнейшей реализации мер по предупреждению их банкротства.
Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2017 года Агентство участвовало в санации 26 банков.
В 2017 году осуществлена передача всех принадлежащих Агентству акций АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (ПАО) в собственность Российской Федерации в лице Росимущества. Впоследствии все акции данного банка переданы в собственность АО "АИЖК", которое приобрело статус инвестора АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (ПАО) и участвует в осуществлении мер по предупреждению банкротства данного банка, которые планируется завершить до 31 декабря 2018 года.
В отчетном году был начат проект по финансовому оздоровлению АКБ "ПЕРЕСВЕТ" (АО). Агентством проведен анализ финансового положения указанной кредитной организации, по результатам которого установлена возможность финансового оздоровления АКБ "ПЕРЕСВЕТ" (АО) только с участием кредиторов банка (т.е. путем применения процедуры bail-in). В связи с этим Агентством и Банком России проведена масштабная работа, результатом которой стало привлечение к финансовому оздоровлению кредитной организации не только инвестора - Банка "ВБРР" (АО), но и значительного числа кредиторов банка. Указанные меры позволили сохранить кредитную организацию, минимизировав при этом затраты государства на ее финансовое оздоровление.
Крупнейшим проектом по финансовому оздоровлению за весь период осуществления Агентством санационных процедур продолжает оставаться АО "БМ-Банк" (прежнее наименование - ОАО "Банк Москвы"), меры по предупреждению банкротства которого Агентство осуществляет совместно с инвестором (Банк ВТБ (ПАО) начиная с 2011 года.
Управление активами, приобретенными в ходе санации банков
В отчетном году Агентство в рамках мер по предупреждению банкротства АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (ПАО) приобрело активы указанного банка на общую сумму 36,08 млрд рублей. В предыдущие годы приобретены активы 10 санируемых банков на общую сумму 166,5 млрд рублей.
В отчетном периоде Агентством проведены 22 процедуры реализации активов, приобретенных Агентством в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков. Поступления от реализации этих активов составили 464,70 млн рублей.
В результате мер, проводимых Агентством, в целях возврата средств, затраченных на приобретение прав требования, за отчетный год должниками возвращено 335,05 млн рублей.
Всего за 2017 год в результате работы с активами, приобретенными Агентством в ходе санации банков, поступило 799,75 млн рублей.
Финансирование мероприятий по санации банков
Размер финансирования Агентством мер санации банков по состоянию на 31 декабря 2017 года составил 1314,7 млрд рублей, из которых кредиты Банка России составляли 1229,52 млрд рублей, средства имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства - 83,96 млрд рублей, доходы от активов, приобретенных Агентством в ходе реализации мер по предупреждению банкротства, - 1,22 млрд рублей.
4. Деятельность Агентства по управлению конкурсным производством (ликвидацией) в кредитных организациях
Управление ликвидационными процедурами
По состоянию на 31 декабря 2017 года Агентство осуществляло функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 323 кредитных организациях. В 302 кредитных организациях проводилось конкурсное производство, в 21 - принудительная ликвидация.
В отчетном году Агентство назначено конкурсным управляющим (ликвидатором) 55 кредитными организациями.
В 2017 году сохранилась тенденция поступления под управление Агентства крупных универсальных банков с большим объемом активов и обязательств, предлагавших клиентам широкий спектр финансовых инструментов.
В 2017 году Агентством завершены ликвидационные процедуры в 27 кредитных организациях, из них в отношении 18 осуществлялось конкурсное производство, в отношении 9 - принудительная ликвидация.
Средний срок проведения ликвидационных процедур в отношении банков, в которых завершено конкурсное производство, в 1,1 раза превысил средний показатель предыдущего года и составил 50 месяцев, что объясняется длительностью судебных разбирательств по взысканию задолженности, отсутствием потенциальных покупателей имущества банков ввиду его низкой ликвидности, а также проведением мероприятий по привлечению бывших руководителей и собственников кредитных организаций к гражданско-правовой (субсидиарной) ответственности.
Формирование конкурсной (имущественной) массы для расчетов с кредиторами
С целью формирования в максимально возможном объеме конкурсной массы, являющейся источником для расчетов с кредиторами ликвидируемых банков, проводились мероприятия, включающие поиск, инвентаризацию, оценку имущества, взыскание задолженности с должников ликвидируемых банков, продажу имущества.
За отчетный год в конкурсную массу ликвидируемых кредитных организаций поступило 118,3 млрд рублей (в 2016 году - 112,8 млрд рублей), в том числе: обязательные резервы, депонированные в Банке России, составили 6,2 млрд рублей; средства ликвидируемых банков в кассе и на корреспондентских счетах в Банке России - 22,4 млрд рублей; средства от реализации и возврата активов - 89,7 млрд рублей.
По сравнению с 2016 годом в 1,2 раза (с 75 млрд до 89,7 млрд рублей) возросли поступления средств по результатам работы с активами, в основном за счет увеличения поступлений от погашения задолженности по кредитам физических и юридических лиц и реализации/погашения ценных бумаг.
В результате проводимых Агентством мероприятий, направленных на взыскание задолженности должников перед кредитными организациями, по сравнению с предыдущим годом в 1,8 раза возросли поступления от взыскания задолженности в судебном порядке, в 2,5 раза - поступления от реализации имущества. При этом основным источником поступлений (63,8 млрд рублей) в конкурсную массу являлось погашение в досудебном порядке.
С целью взыскания активов ликвидируемых кредитных организаций в арбитражные суды и суды общей юрисдикции за отчетный период было направлено 86 тыс. исковых заявлений (на общую сумму 1541 млрд рублей).
Удовлетворено 78 тыс. исков (на общую сумму 824 млрд рублей), отказано в удовлетворении 8 тыс. исков (на 120 млрд рублей).
Всего по состоянию на 31 декабря 2017 года предъявлено 250 тыс. исков на 4463 млрд рублей, возбуждено 149 тыс. исполнительных производств на общую сумму 1875 млрд рублей, из них 70 тыс. (на сумму 730 млрд рублей) возбуждены в отчетном году.
В результате проведения судебной работы и взыскания задолженности в рамках возбужденных исполнительных производств объем поступлений в конкурсную массу от должников кредитных организаций составил 12 млрд рублей. Поступления средств от взыскания задолженности по правам требования к юридическим лицам по сравнению с предыдущим годом возросли в 2,4 раза (с 3,3 млрд до 7,8 млрд рублей), к физическим лицам - в 2,7 раза (с 1,3 млрд до 3,5 млрд рублей).
Выявление и оспаривание сомнительных сделок, привлечение к ответственности виновных лиц
В отчетном периоде проведены проверки по выявлению сомнительных сделок в 69 кредитных организациях. В 65 кредитных организациях выявлены сделки, подлежащие оспариванию, утверждены и реализовывались соответствующие планы мероприятий по их оспариванию.
В 2017 году в производстве судов общей юрисдикции и арбитражных судов находилось 4536 дел об оспаривании сомнительных сделок ликвидируемых кредитных организаций, из них 2507 дел по искам, поданным в отчетном году. Требования Агентства по 1387 искам удовлетворены. Поступление денежных средств в конкурсную массу ликвидируемых кредитных организаций в результате оспаривания Агентством сомнительных сделок в 2017 году составило 2,8 млрд рублей.
В отчетном году завершены проверки обстоятельств банкротства 58 кредитных организаций, по результатам которых в 45 банках выявлены признаки преднамеренного банкротства.
Агентством в суды направлены 58 заявлений о привлечении к имущественной ответственности бывших руководителей банков на общую сумму 216,7 млрд рублей. Требования Агентства о взыскании убытков удовлетворены в отношении руководителей ООО Тревел Банк (на сумму 60 млн рублей), ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" (на сумму 6028 млн рублей), ООО КБ "ИКФ" (на сумму 252,4 млн рублей), КБ "Трансинвестбанк" (ООО) (на сумму 244 млн рублей) и АИБ "Имбанк" (ОАО) (на сумму 180 млн рублей).
Также удовлетворены требования Агентства о привлечении руководителей ООО КБ "ВББ", ООО "Витас Банк", ОАО "РУСИЧ ЦЕНТР БАНК", ООО КИИБ "СОЧИ" и ОАО Удмуртинвестстрой банк к субсидиарной ответственности в размере 236 млн рублей, 3304 млн рублей, 361 млн рублей, 2365 млн рублей и 85 млн рублей соответственно.
В правоохранительные органы направлены 134 обращения по выявленным в кредитных организациях признакам различных преступлений, в том числе: 36 обращений по фактам преднамеренного банкротства; 77 - по фактам хищения денежных средств и имущества кредитных организаций, а также по фактам злоупотребления полномочиями руководителями и работниками кредитных организаций; 3 - по фактам покушения на хищение из ФОСВ; 18 - по иным фактам.
За отчетный период возбуждено 177 уголовных дел, в том числе: 156 - по фактам хищения денежных средств и имущества кредитных организаций, а также по фактам злоупотребления полномочиями руководителями и работниками кредитных организаций; 5 - по фактам преднамеренного банкротства; 7 - по фактам покушения на хищение из ФОСВ; 9 - по иным фактам.
По 32 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры.
Управление текущими расходами ликвидируемых банков
За отчетный год текущие расходы на проведение конкурсного производства (ликвидации) составили 20,3 млрд рублей.
Объем авансированных средств в отчетном году с учетом задолженности на начало отчетного периода составил 1,8 млрд рублей, в течение года ликвидируемыми кредитными организациями возвращено Агентству 1,2 млрд рублей.
Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, работа органов управления ликвидируемых банков
По состоянию на 31 декабря 2017 года установлены требования 399,5 тыс. кредиторов ликвидируемых кредитных организаций на общую сумму 2635 млрд рублей, из которых 1595,9 млрд рублей - требования государственных компаний и иных юридических лиц с участием государства, в том числе требования ФНС России и Агентства. За отчетный год количество кредиторов возросло в 1,2 раза, объем установленных требований - в 1,3 раза.
В 2017 году на выплаты кредиторам было направлено 76,9 млрд рублей.
Средний процент удовлетворения требований кредиторов по банкам-банкротам, в которых ликвидационные процедуры завершены, за весь период деятельности Агентства составил 36,1%* (нарастающим итогом). Требования кредиторов первой очереди в среднем удовлетворены на 62,1%*, второй - на 14,5%, третьей - на 14,0%.
За отчетный период созвано 145 собраний кредиторов ликвидируемых кредитных организаций, в том числе 64 первых собраний кредиторов, на которых образованы комитеты кредиторов.
5. Деятельность Агентства по управлению ликвидационными процедурами в негосударственных пенсионных фондах
Управление ликвидационными процедурами
По состоянию на 31 декабря 2017 года Агентством проводились ликвидационные процедуры в 34 НПФ, ранее осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не вошедших в СГПН. В 10 НПФ проводились процедуры конкурсного производства, в 24 - процедуры принудительной ликвидации.
Формирование средств для расчетов с кредиторами
Совокупный размер активов 34 ликвидируемых Агентством НПФ, по данным бухгалтерского учета, на дату начала ликвидационных процедур составлял 112,6 млрд рублей. Общая сумма выявленной недостачи по всем НПФ превысила 4 млрд рублей. Агентством принимались меры, направленные на установление причин недостачи, обеспечение поиска и возврата имущества, а также на привлечение к ответственности руководителей по указанным фактам.
Учитывая низкое качество большинства активов ликвидируемых фондов и невозможность их истребования в досудебном порядке, в арбитражные суды и суды общей юрисдикции по состоянию на 31 декабря 2017 года (за весь период проведения ликвидационных процедур) предъявлены исковые требования о взыскании задолженности на общую сумму свыше 30 млрд рублей, исполнительные производства возбуждены на общую сумму около 19 млрд рублей.
Проведенный Агентством комплекс мероприятий по работе с имуществом НПФ позволил в 2017 году аккумулировать денежные средства в размере 12,4 млрд рублей, в том числе средства пенсионных накоплений в размере 11 млрд рублей. Совокупный объем средств, поступивших на счета НПФ, открытые в Агентстве, за весь период конкурсного производства (принудительной ликвидации) составил 27 млрд рублей.
Размер текущих расходов НПФ в отчетном периоде составил около 40 млн рублей; их основная доля связана с выплатой заработной платы бывшим работникам ликвидируемых НПФ, оценкой имущества, хранением и обработкой документации ликвидируемых НПФ. В связи с недостаточностью у ликвидируемых НПФ средств для оплаты текущих расходов Агентством дополнительно осуществлялось их авансирование за счет собственных средств. Всего авансировано расходов на сумму около 80 млн рублей (в том числе по итогам 2017 года - 47 млн рублей), возвращены средства в размере около 22 млн рублей (в том числе в 2017 году - примерно 13 млн рублей).
Выявление и оспаривание сомнительных сделок, привлечение к ответственности виновных лиц
В отчетном периоде Агентством продолжена работа по выявлению обстоятельств банкротства и обстоятельств ухудшения финансового положения ряда НПФ. По итогам проведенных в течение 2017 года проверок выявлены признаки преднамеренного банкротства в 5 НПФ.
В 2017 году по фактам хищения имущества и преднамеренного банкротства НПФ Агентством в правоохранительные органы направлены 4 заявления.
В арбитражные суды направлено 7 заявлений Агентства о признании недействительными сделок НПФ "Время", АО "НПФ "МЕЧЕЛ-ФОНД", АО "НПФ "ЦЕРИХ", АО "НПФ "ТПП фонд", АО "НПФ Металлургов", 1-й НПФ АО и АО "НПФ "Благовест" на общую сумму 5,6 млрд рублей. С учетом ранее оспариваемых сомнительных сделок в отчетном периоде удовлетворены требования Агентства о признании недействительными сделок в отношении 4 НПФ на сумму около 0,8 млрд рублей. Арбитражным судом города Москвы в отношении 1 НПФ применены последствия недействительности сделок в виде взыскания убытков в пользу фонда в размере 37,8 млн рублей.
Требования Агентства о взыскании убытков удовлетворены частично в отношении руководителя НПФ "Индустриальный" в размере 179,8 млн рублей, в арбитражный суд направлено заявление о взыскании убытков с бывшего руководителя НПФ "Поволжский" в размере 12,3 млн рублей.
Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, работа органов управления ликвидируемых НПФ
По состоянию на 31 декабря 2017 года установлено 2,2 млн требований кредиторов НПФ на общую сумму более 96 млрд рублей, в том числе требования кредиторов, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, - 84,0 млрд рублей, за счет средств пенсионных резервов - 11,7 млрд рублей, за счет конкурсной массы - 0,3 млрд рублей. Дополнительно на основании определений арбитражных судов признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, 455 требований кредиторов на общую сумму около 46 млн рублей.
В 2017 году совокупный размер удовлетворенных требований кредиторов составил 14,6 млрд рублей, что более чем в 2 раза превысило аналогичный показатель 2016 года.
По состоянию на 31 декабря 2017 года (нарастающим итогом) удовлетворены требования кредиторов в размере 21,4 млрд рублей, в том числе за счет средств пенсионных накоплений - в размере 20,0 млрд рублей, за счет средств пенсионных резервов - в размере 1,4 млрд рублей, за счет конкурсной массы - в размере 5 млн рублей.
В 2017 году проведено 11 собраний кредиторов ликвидируемых НПФ.
6. Деятельность Агентства по управлению ликвидационными процедурами в страховых организациях
В соответствии с внесенными в законодательство Российской Федерации изменениями, вступившими в силу 21 декабря 2016 года, Агентство наделено полномочиями конкурсного управляющего страховыми организациями.
В целях реализации этих полномочий Агентством в отчетном периоде была в основном сформирована методологическая база, регулирующая проведение ликвидационных мероприятий в отношении страховых организаций.
В течение 2017 года Агентство осуществляло функции конкурсного управляющего в отношении 10 страховых организаций.
В отчетном году Агентством проводились первоочередные мероприятия конкурсного производства, в том числе: прием документации от временных администраций и временного управляющего; поиск и истребование имущества страховых организаций, бланков строгой отчетности; формирование реестра заявленных требований кредиторов; инвентаризация имущества страховых организаций.
По итогам проведенных мероприятий выявлена недостача имущества в ликвидируемых страховых организациях в размере 7,37 млрд рублей, что составляет около 95% балансовой стоимости.
В отчетном периоде Агентство проводило работу по выявлению и оспариванию сомнительных сделок в ликвидируемых страховых организациях. На основании вступивших в законную силу судебных актов удовлетворены требования о признании недействительными сделок на сумму 430,37 млн рублей.
В суд направлено заявление о взыскании убытков с бывшего руководителя ООО "Антал-Страхование", а также с руководителя временной администрации по управлению данной страховой организацией в размере 2,5 млн рублей. В правоохранительные органы направлены 2 заявления по факту хищения имущества страховой организации и злоупотребления полномочиями.
По состоянию на 31 декабря 2017 года в реестры требований кредиторов 6 страховых организаций включены 1732 требования кредиторов на сумму 1124,41 млн рублей.
В отчетном периоде денежные средства на расчеты с кредиторами страховых организаций не направлялись.
В 2017 году проведены 4 собрания кредиторов ликвидируемых страховых организаций.
7. Осуществление мер по повышению капитализации банков
Меры по повышению капитализации банков осуществляются в соответствии c Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" путем размещения облигаций федерального займа (далее - ОФЗ), внесенных Российской Федерацией в имущество Агентства, в субординированные обязательства и привилегированные акции банков.
По состоянию на начало отчетного года Агентством заключены договоры субординированного займа и договоры о приобретении привилегированных акций с 34 банками на общую сумму 836,9 млрд рублей.
В течение 2017 года осуществлен частичный досрочный возврат банками в Агентство субординированных займов на сумму 62,8 млрд рублей, часть возвращенных в Агентство ОФЗ в сумме 48,6 млрд рублей передана в 2017 году в казну Российской Федерации.
В отчетном году Агентством заключены 2 договора о приобретении привилегированных акций АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (ПАО) на общую сумму 15,3 млрд рублей, в том числе один договор на сумму 14,2 млрд рублей - за счет ОФЗ, ранее возвращенных в Агентство.
В отчетном году прекратили свое действие договоры субординированного займа с ПАО Банк "ФК Открытие", ПАО "Промсвязьбанк" и ПАО "БИНБАНК" на общую сумму 113,4 млрд рублей, а также с АО "ГЕНБАНК" и АКБ "ПЕРЕСВЕТ" (АО), в отношении которых осуществлена мена требований Агентства по договорам субординированного займа на общую сумму 1,5 млрд рублей на обыкновенные акции банков.
Общий размер предоставленных банками, в отношении которых осуществляются меры по повышению капитализации, кредитов и вложений в облигации предприятий приоритетных отраслей экономики в период после получения ОФЗ вырос на 30,38% (1,83 трлн рублей).
В отношении банков, нарушивших обязательства, Советом директоров Агентства приняты решения о предъявлении требований об уплате штрафов. В период с начала осуществления мер по повышению капитализации банков предъявлены требования на сумму 822,9 млн рублей, из них в 2017 году - на сумму 632,8 млн рублей. Поступившие от банков штрафы в полном объеме перечислены Агентством в федеральный бюджет.
8. Обеспечение основных функций Агентства
Корпоративное управление
В 2017 году состоялось 8 заседаний Совета директоров, на которых рассмотрены стратегически значимые вопросы деятельности Агентства. Так, Советом директоров рассматривались вопросы о достаточности средств Фонда, об инвестировании временно свободных средств Агентства, о кредитах Банка России (в том числе об их погашении), о мерах по предупреждению банкротства банков и об использовании средств имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства для реализации мер по предупреждению банкротства банков; о деятельности представительств Агентства в федеральных округах, о результатах деятельности АНО "ФЗВ", о ключевых показателях эффективности деятельности Агентства, а также вопросы, связанные с участием Агентства в реализации мер по повышению капитализации банков.
В 2017 году начата реализация программы реинжиниринга бизнес-процессов Агентства, основными целями которой являются повышение его клиентоориентированности и эффективности деятельности. Также в Агентстве начато внедрение процессного подхода, предусматривающего постоянную оптимизацию бизнес-процессов, а также проектное управление при осуществлении проводимых в Агентстве изменений.
Практическая реализация решений Совета директоров осуществлялась Правлением Агентства на плановой основе. Проведены 152 заседания Правления, на которых рассмотрено 1017 вопросов по основной и операционной деятельности Агентства.
Правлением Агентства в 2017 году утверждено 37 внутренних регулятивных документов (включая новые редакции), а также внесены изменения в 42 регулятивных документа.
Внутренний и внешний аудит
Служба внутреннего аудита (далее также - Служба) является самостоятельным структурным подразделением Агентства, образованным для обеспечения функции контроля Совета директоров Агентства за деятельностью Агентства.
Службой в отчетном периоде проведены плановые проверочные мероприятия, охватившие все основные направления деятельности Агентства. Также Службой осуществлялся контроль деятельности АНО "ФЗВ". Проводилась работа, направленная на выполнение работниками Агентства требований нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Управление персоналом
Структура Агентства на конец отчетного периода включала 18 департаментов, 2 управления в составе Административно-хозяйственного департамента, Службу внутреннего аудита и 4 представительства в федеральных округах.
Фактическая численность персонала Агентства на 31 декабря 2017 года составила 1092 человека.
Антикоррупционная политика Агентства
Во исполнение требований законодательства Российской Федерации и Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы в Агентстве образована и действует система профилактики и противодействия коррупции. Полномочия по предотвращению коррупционных и иных правонарушений возложены на Службу внутреннего аудита.
В 2017 году осуществлялись профилактические, организационные, разъяснительные и иные меры, проводились контрольные мероприятия, в том числе связанные с исполнением требований законодательства Российской Федерации в отношении урегулирования (предотвращения) конфликта интересов, соблюдения запрета на получение подарков в связи с исполнением трудовых обязанностей, проведения проверок в целях противодействия коррупции, ведения раздела "Противодействие коррупции" на сайте Агентства, обеспечения работы телефона доверия.
Агентством дополнен перечень должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники Агентства обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. К окончанию отчетного периода число указанных работников превышало 500 человек. В Кодекс этики и служебного поведения работников Агентства включен запрет на осуществление трудовой деятельности в случае близкого родства или свойства, если такая деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного работника Агентства другому. Усовершенствована процедура рассмотрения уведомлений о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Информационные технологии
В 2017 году успешно завершены работы по внедрению решений для обеспечения информационной безопасности. Эффективно реализованы решения по защите и анализу сетевого трафика, защите корпоративной электронной почты, предотвращению кибератак. Осуществлен проект по построению скоростной сети передачи данных между центрами обработки данных Агентства, необходимой для обеспечения катастрофоустойчивости ИТ-инфраструктуры Агентства.
В отчетном периоде организовано информационно-техническое обеспечение деятельности временных администраций Агентства по управлению финансовыми организациями, обеспечено размещение в инфраструктуре Агентства автоматизированных банковских систем 77 ликвидируемых кредитных организаций, а также обеспечено сопровождение ликвидационных процедур в НПФ.
Информационная политика и международное сотрудничество
Базовыми принципами информационной политики Агентства являются прозрачность, открытость и оперативность. В числе ее ключевых задач - укрепление доверия граждан к финансовой системе, минимизация социальной напряженности, в том числе посредством проведения системной работы по повышению уровня финансовой грамотности населения, его информированности о созданных государством механизмах защиты интересов потребителей финансовых услуг.
В отчетном году подготовлено и разослано в СМИ 176 пресс-релизов и информационных сообщений. Вышло 45 468 публикаций, освещающих деятельность Агентства, включая 2834 обязательных. Представителями Агентства даны 1092 комментария и интервью для печатных и электронных СМИ.
Руководители Агентства приняли участие в записи ТВ-программ на телеканалах "Россия 1" и "Россия 24", посвященных выплате страхового возмещения в банках с отозванной лицензией, проблеме "забалансовых" вкладов и продаже имущества ликвидируемых финансовых организаций.
В 2017 году Агентством проведена широкая информационно-разъяснительная кампания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью повышения финансовой грамотности населения. В сентябре 2017 года Агентством запущен сайт по повышению финансовой грамотности (https://finoteka.ru/).
В отчетном году проведено заседание Экспертно-аналитического совета при Агентстве, на котором обсуждалась концепция обеспечения доступности услуг Агентства в электронной форме (создания "Электронного АСВ").
Для расширения доступа общественности к информации о деятельности Агентства уделялось большое внимание совершенствованию корпоративного сайта. В отчетный период осуществлено 22 708 обновлений сайта. Реализованы и актуализированы сервисы поиска банков-агентов, интерактивные карты с перечнем подразделений банков-агентов для вкладчиков банков, в отношении которых произошел страховой случай, а также сервисы, позволяющие узнать о внесении изменений в реестр обязательств банка.
В 2017 году количество обращений вкладчиков (кредиторов) по телефону горячей линии Агентства осталось на высоком уровне. На горячую линию поступило более 1 млн звонков (свыше 83,5 тыс. звонков ежемесячно). При этом удалось добиться сохранения высоких показателей качества обслуживания абонентов (в том числе сокращено время ожидания на линии, увеличена доля обработанных звонков, расширен состав предоставляемой информации).
В рамках членства в Международной ассоциации страховщиков депозитов (IADI), в которую в настоящее время входят 107 организаций, представители Агентства принимали участие в работе ее высшего органа управления - Исполнительного совета IADI, а также различных комитетов и рабочих групп. В 2017 году представители Агентства выступили с докладами на международных конференциях и семинарах, проводимых IADI в Индонезии, Италии, Казахстане, Марокко, США и Японии.
Еще одним международным профессиональным объединением страховщиков депозитов, в котором участвует Агентство, является Европейский форум страховщиков депозитов (EFDI). Его членами являются 69 организаций из 45 стран Европы. Представитель Агентства входит в состав Совета директоров EFDI.
Закупочная деятельность Агентства
Закупочная деятельность Агентства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и разработанным в соответствии с ним Положением о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", утвержденным решением Совета директоров Агентства.
В 2017 году широко использовались конкурентные способы закупок, проводимые в том числе и в электронной форме с использованием электронных торговых площадок. Проведены 14 конкурсов, 21 аукцион, 16 запросов котировок цен и 15 запросов предложений.
Всего осуществлено 3559 закупок, которые привели к заключению договоров на сумму 2753,62 млн рублей. Экономия средств от проведения закупок с использованием конкурентных процедур оценивается в 170,3 млн рублей (13% от начальной (максимальной) цены договоров).
В отчетном периоде при проведении закупок Агентство активно сотрудничало с организациями, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства. Стоимость закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 году - 1678,99 млн рублей, что составляет 61% совокупной стоимости всех закупок за год. По итогам закупок, к проведению которых допускались только субъекты малого и среднего предпринимательства, заключены договоры на сумму 636,34 млн рублей, а объем таких закупок составил 23% совокупной стоимости всех закупок за год.
Финансирование деятельности Агентства
Общая сумма фактических затрат Агентства составила 4460,2 млн рублей, что соответствует 85,2% плановых расходов (5235,0 млн рублей), в том числе административно-хозяйственные расходы составили 4138,9 млн рублей (85,2% плана), капитальные вложения - 321,3 млн рублей (85,5% плана).
По результатам деятельности за 2017 год Агентством до уплаты налогов получена прибыль в сумме 7,2 млрд рублей, налог на прибыль с учетом отложенных налоговых активов составил 2,7 млрд рублей, чистая прибыль Агентства - 4,5 млрд рублей. Из них в соответствии с порядком распределения прибыли, утвержденным Советом директоров Агентства, 0,9 млрд рублей направлены в ФОСВ, 0,1 млрд рублей - в ФГПН, 3,5 млрд рублей - на увеличение имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства, не входящего в состав ФОСВ и ФГПН.
Бухгалтерский баланс
государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2017 год
млн руб.
|
Актив |
на 31.12.2017 |
на 31.12.2016 |
на 31.12.2015 |
|
I. Активы |
|
|
|
1 |
Инвестиции средств Фонда обязательного страхования вкладов |
31 644 |
15 015 |
47 463 |
|
1.1 долгосрочные |
5 296 |
5 979 |
8 616 |
|
1.2 краткосрочные |
26 348 |
9 036 |
38 847 |
2 |
Инвестиции средств Фонда гарантирования пенсионных накоплений |
1 114 |
556 |
123 |
|
2.1 долгосрочные |
1 087 |
256 |
87 |
|
2.2 краткосрочные |
27 |
300 |
36 |
3 |
Инвестиции средств Агентства, не относящихся к фондам |
69 175 |
86 860 |
60 912 |
|
3.1 долгосрочные |
42 282 |
27 050 |
16 136 |
|
3.2 краткосрочные |
26 893 |
59 810 |
44 776 |
4 |
Финансирование мер по предупреждению банкротства финансовых организаций и урегулированию обязательств банков |
1 314 695 |
1 179 082 |
1 172 571 |
5 |
Финансирование мер по повышению капитализации банков |
749 837 |
838 000 |
838 000 |
6 |
Основные средства |
1 741 |
6 978 |
5 205 |
7 |
Денежные средства |
6 931 |
10 242 |
16 307 |
|
из них: |
|
|
|
|
7.1 денежные средства Фонда обязательного страхования вкладов |
411 |
247 |
9 174 |
|
7.2 денежные средства Фонда гарантирования пенсионных накоплений |
1 |
6 |
5 |
8 |
Прочие активы |
1 531 675 |
1 201 078 |
686 601 |
|
Итого по разделу I |
3 706 812 |
3 337 811 |
2 827 182 |
|
Баланс |
3 706 812 |
3 337 811 |
2 827 182 |
|
Пассив |
на 31.12.2017 |
на 31.12.2016 |
на 31.12.2015 |
|
II. Собственные средства |
|
|
|
9 |
Средства Фонда обязательного страхования вкладов |
44 440 |
41 839 |
37 454 |
10 |
Средства Фонда гарантирования пенсионных накоплений |
1 129 |
575 |
128 |
11 |
Средства имущественного взноса Российской Федерации |
848 785 |
991 715 |
985 691 |
|
из них: |
|
|
|
|
11.1 средства на реализацию мер по предупреждению банкротства и урегулированию обязательств банков |
91 806 |
146 836 |
144 002 |
|
11.2 средства на осуществление мер по повышению капитализации банков |
749 791 |
838 000 |
838 000 |
12 |
Фонды и резервы |
0 |
0 |
0 |
13 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
41 |
0 |
4 671 |
|
Итого по разделу II |
894 395 |
1 034 129 |
1 027 944 |
|
III. Обязательства |
|
|
|
14 |
Займы и кредиты полученные, в том числе: |
2 050 519 |
1 616 834 |
1 122 891 |
|
14.1 долгосрочные |
2 021 539 |
1 588 334 |
850 487 |
|
14.2 краткосрочные |
28 980 |
28 500 |
272 404 |
15 |
Средства финансовых организаций в ходе конкурсного производства и ликвидации |
66 492 |
53 794 |
35 970 |
16 |
Прочие обязательства |
695 406 |
633 054 |
640 377 |
|
Итого по разделу III |
2 812 417 |
2 303 682 |
1 799 238 |
|
Баланс |
3 706 812 |
3 337 811 |
2 827 182 |
|
Справочно: Забалансовые ценности и обязательства |
|
|
|
17 |
Обеспечения обязательств и платежей полученные |
1 259 715 |
1 114 488 |
851 947 |
18 |
Обеспечения обязательств и платежей выданные |
0 |
5 000 |
5 000 |
19 |
Износ основных средств |
710 |
531 |
347 |
Генеральный директор |
Ю.О. Исаев |
Финансовый директор - Главный бухгалтер |
Н.Д. Молодцова |
20 февраля 2018 г.
Достоверность бухгалтерского баланса подтверждена аудиторской фирмой ООО "ФБК", являющейся членом саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация "Содружество" (СРО ААС), свидетельство о членстве N 7198, ОРНЗ - 11506030481.
Президент: С.М. Шапигузов (квалификационный аттестат аудитора 01-001230, ОРНЗ 29501041926)
______________________________
* С учетом передачи активов и обязательств КБ "Московский Капитал" (ООО).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 23 мая 2018 г. "Обобщенные данные отчета Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2017 год"
Текст отчета опубликован в "Вестнике Банка России" от 23 мая 2018 г. N 39