Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу отсутствия сроков при отнесении отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также регулирования сброса на рельеф местности и сообщает следующее.
В части отсутствия сроков у ФГБУ "УралНИИЭкология" при рассмотрении материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности сообщаю, что Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 (далее - Порядок).
Так, согласно пункту 16 указанного Порядка срок рассмотрения материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности, подготовки и направления соответствующего заключения федеральным бюджетным учреждением "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (далее - ФБУ "ФЦАО") в адрес территориального органа Росприроднадзора составляет 45 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора указанных материалов хозяйствующего субъекта.
Согласно пункту 17 Порядка предложение о включении такого вида отходов в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) и банк данных об отходах (далее - БДО) с присвоением ему соответствующих кода и наименования подготавливается ФБУ "ФЦАО" совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением "Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем" (далее - ФГБУ "УралНИИЭкология") в течение 30 дней со дня направления в территориальный орган Росприроднадзора заключения о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности. При этом, ФГБУ "УралНИИЭкология" проводит работы по анализу полноты представленных в материалах отнесения классификационных признаков, необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО, присваивает виду отходов соответствующий код, наименование и направляет результаты работ в ФБУ "ФЦАО".
В случае выявления отсутствия без достаточных оснований одного или нескольких классификационных признаков (происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции) химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма), необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО, ФБУ "ФЦАО" направляет об этом заключение с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения в территориальный орган Росприроднадзора.
Росприроднадзор в соответствии с приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов" на основании предложения о включении вида отходов в ФККО и в БДО принимает решение о подготовке ведомственного приказа о включении данного вида отходов в ФККО, а также решение о включении данного вида отходов в БДО.
По результатам включения вида отхода в ФККО составляется паспорт отхода I-IV классов опасности по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности", заверенная копия которого направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности. Составление паспортов на отходы, не включенные в ФККО, не допускается.
По вопросу исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду сообщаю, что в соответствии с пунктом 7 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Таким образом, плата в пределах временно согласованных выбросов, сбросов загрязняющих веществ осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Одновременно обращаем внимание, что с 01.01.2016 особенности исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду регулируются статьями 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон).
Относительно регулирования сброса на рельеф местности необходимо отметить следующее.
В связи с отсутствием нормативно-правового регулирования территориальные органы Росприроднадзора не выдают разрешения на сбросы загрязняющих веществ на рельеф местности.
В то же время статьей 34 Закона определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ в целях охраны земель установлена обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проведения мероприятий в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
На сегодняшний день законодательством Российской Федерации урегулирован сброс сточных вод в водный объект или в централизованную систему водоотведения (канализацию).
Сброс сточных вод на рельеф местности является нарушением требований действующего законодательства.
Заместитель Руководителя |
А.М. Амирханов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 апреля 2016 г. N АА-03-02-42/7653 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был