Коллегия Минприроды России отмечает, что в 2017 году реализация государственной политики в части вопросов компетенции Министерства позволила повысить эффективность государственного управления и выполнить приоритетные задачи в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы. Обеспечивалось также выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в части компетенции Министерства.
При Министерстве созданы и успешно действуют ряд координационных и совещательных органов по основным направлениям деятельности, в том числе Общественный совет, Федеральный экологический совет.
В целях достижения в текущем периоде приоритетных целей Министерства, определенных Планом деятельности Министерства на 2016-2021 годы, коллегия постановляет:
1. Признать деятельность Минприроды России по реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды в 2017 году удовлетворительной.
2. Одобрить планируемые на 2018 год задачи по приоритетным направлениям деятельности Министерства, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, обозначенные в докладе Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
3. Заместителям Министра, директорам департаментов Минприроды России, руководителям подведомственных федеральных служб и федеральных агентств в соответствии с компетенцией под личную ответственность обеспечить реализацию планируемых на 2018 год задач, в том числе:
3.1. Департаменту государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования (Орлу А.В.):
доработку проекта стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года и актуализацию мероприятий подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов";
завершение утверждения нормативных правовых актов по реализации новой Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов;
разработку и утверждение новой Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых;
сопровождение обновленной заявки на установление внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом Океане;
установление возможности выдачи лицензии на пользование недрами единственному участнику аукциона, а также второму и последующему участникам торгов (при соблюдении определенных требований) в случае, если победителем торгов не уплачен окончательный размер разового платежа;
установление возможности предоставления права пользования участками недр федерального значения, расположенными во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в целях геологического изучения;
установление возможности предоставления права пользования участками недр, расположенными в Черном и Азовском морях, по решению Правительства Российской Федерации, принятого по результатам аукциона на право пользования участками недр;
введение стимулирующих механизмов использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств;
регламентацию порядка предоставления права пользования недрами для создания и эксплуатации полигонов отработки технологий промышленного освоения трудноизвлекаемых запасов и ресурсов углеводородного сырья;
закрепление общих принципов и требований к проведению апробации и учету прогнозных ресурсов;
усиление уголовной ответственности за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней.
3.2. Департаменту государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов (Грибенникову А.Н.):
реализацию основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Российской Федерации на период до 2030 года;
реализацию (в том числе в части нормативно-правового обеспечения) государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы" и соответствующих планов реализации указанной государственной программы;
расширение возможностей использования лесов для различных видов хозяйственной деятельности (рыболовство, аквакультура, сельское хозяйство, заготовка недревесных и пищевых лесных ресурсов);
сокращение административных барьеров при оформлении прав использования лесов в целях недропользования и строительства линейных объектов;
установление ответственности лиц, осуществляющих лесопатологические обследования, за сокрытие и искажение результатов таких обследований, а также должностных лиц, утверждающих акты лесопатологических обследований, за содержащуюся в них недостоверную информацию;
обеспечение введения механизма для компенсационного лесовосстановления при размещении инфраструктурных объектов в лесах, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.
3.3. Департаменту государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства (Филатову А.А.):
реализацию Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года;
реализацию подпрограммы "Биологическое разнообразие России" (в рамках Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды");
создание единой федеральной информационной системы в сфере охотничьего хозяйства;
с учетом правоприменительной практики подготовку комплексных изменений Правил охоты;
введение механизма осуществления перекрестных полномочий в области охотничьего, лесного и рыболовного федерального надзора;
совершенствование процедур внесения изменений в охотхозяйственные соглашения и их пролонгации;
установление порядка содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также требований к содержанию и разведению охотничьих ресурсов с использованием объектов охотничьей инфраструктуры;
совершенствование вопросов, касающихся установления ставок сбора за пользование группами объектов животного мира;
снижение административных барьеров при осуществлении охотхозяйственной деятельности.
3.4. Департаменту государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометеорологии (Кириллову Д.М.):
реализацию (в том числе в части нормативно-правового сопровождения) ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах";
актуализацию Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года;
актуализацию нормативно-правовой базы функционирования ЕГАСМРО;
с учетом послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации реализацию приоритетного проекта "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. N 9));.
участие в реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 2344-р);
участие в формировании системы отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации с целью поэтапного внедрения национальной системы учета и регулирования выбросов парниковых газов (согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 504-р);
выполнение обязательств по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.
3.5. Департаменту государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды (Колодкину А.В.):
с учетом послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации реализацию мероприятий по:
ликвидации мест размещения отходов, в том числе несанкционированных;
улучшению качества атмосферного воздуха в крупных промышленных городах;
развитию системы особо охраняемых природных территорий федерального значения;
внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на:
создание единой государственной системы обращения с отходами I и II класса опасности,
совершенствование механизмов введения в оборот отходов промышленности и горнорудного производства,
совершенствование расширенной ответственности производителей товаров и импортеров товаров за утилизацию отходов от их использования (увеличение объемов переработки отходов, снижение объемов захоронения отходов),
стимулирование раздельного накопления и сортировки отходов,
совершенствование классификации отходов (с учетом состава и опасных свойств),
усиление административной ответственности в сфере обращения с отходами производства и потребления,
уточнение требований к созданию систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов, загрязняющих веществ,
создание системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и их применения при нормировании выбросов вредных веществ, а также установление особенностей проведения проверок природопользователей в период неблагоприятных метеорологических условий,
совершенствование порядка выдачи комплексных экологических разрешений,
сокращение сроков проведения государственной экологической экспертизы,
проведение государственной экологической экспертизы на ранней стадии планирования по материалам оценки воздействия на окружающую среду, включая проведение государственной экологической экспертизы материалов обоснования инвестиционных проектов, в том числе касающихся определения мест размещения объектов планируемой хозяйственной деятельности,
повышение эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований,
определение понятия "экологическая информация" и порядка доступа к ней,
предупреждение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов на сухопутной территории Российской Федерации,
усиление правового режима особо охраняемых природных территорий;
завершение подготовки нормативных актов в целях реализации Федерального закона от 21 июля 2014 г. 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации";
продолжение работ по выполнению в 2018 г. комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности (согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. N 2462-р);
реализацию приоритетного проекта "Чистая страна", в том числе заключение соглашений о предоставлении субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
реализацию приоритетного проекта "Дикая природа России: сохранить и увидеть";
внесение в Правительство Российской Федерации проектов правовых актов о создании национальных парков "Зигальга" (Челябинская область), "Самурский" (Республика Дагестан);
утверждение обновленного Перечня (списка) видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
3.6. Департаменту международного сотрудничества (Инамову Н.Р.):
отстаивание интересов России на многосторонних международных и региональных площадках в сложившихся политических условиях, в связи с введением санкций в отношении Российской Федерации и попытках изолировать Российскую Федерацию на международной арене, придавая особую значимость сотрудничеству в рамках международных организаций и объединений стран, в первую очередь на площадке ООН;
наращивание взаимодействия в сфере охраны окружающей среды по линии следующих региональных организаций: БРИКС, АСЕАН, АТЭС, ШОС, ЭСКАТО, НЕАСПЕК;
развитие и укрепление новых форматов международного государственно-частного партнерства ("Санкт-Петербургская инициатива", Инструмент поддержки проектов Арктического совета, ГЧП-платформы зеленых технологий БРИКС);
продолжение работ по выполнению положений Глобальной программы по восстановлению тигра и Глобальной программы по сохранению снежного барса и его экосистем, Соглашения по белому медведю;
разработку комплекса мер по стимулированию, поиску новых форм оказания поддержки реализации международных проектов российскими компаниями.
3.7. Департаменту финансово-экономического обеспечения (Земцову Р.Г.):
внесение изменений в законодательство, предусматривающих стимулирование проведения работ по геологическому изучению недр (в части уточнения порядка расчета размера ставок регулярного платежа за пользование недрами);
совершенствование законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в части экономического стимулирования деятельности (в целях увеличения объемов перерабатываемых отходов);
подготовку проектов правовых актов Правительства Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения правил экологического сбора и отчетных документов, представляемых в рамках исполнения "расширенной" ответственности производителя товаров, импортера товаров);
выработку предложений по совершенствованию механизма платы за негативное воздействие на окружающую среду (с учетом правоприменительной практики);
уточнение порядка расчета сумм авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду;
установление методики исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.
3.8. Департаменту управления делами и кадров (Чернову А.В.):
исполнение плана Минприроды России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2018 год с учетом "горизонта планирования" до 2021 года.
3.9. Федеральному агентству по недропользованию (Киселёву Е.А.):
в части работ по региональному геологическому изучению недр:
обеспечение прироста геологической изученности территории России масштаба 1:1000000 и 1:200000 в объемах, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов",
продолжение работ по сопровождению российской заявки в Комиссию при ООН по определению границ континентального шельфа в Арктике,
повышение уровня изученности опасных геологических процессов и процессов загрязнения подземных вод при ведении государственного мониторинга состояния недр,
геологическое обеспечение геополитических интересов Российской Федерации в Арктике, Антарктике и на архипелаге Шпицберген;
в части геолого-разведочных работ на нефть и газ:
уточнение геологического строения и перспектив нефтегазоносности с локализацией части прогнозных ресурсов в слабоизученных отдаленных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, примыкающих к трассе нефтепровода ВСТО, а также других планируемых нефте- и газопроводов,
получение новых материалов по геологии и нефтегазоносности Западно-Сибирской НГП, включая ее окраинные части и нижние горизонты разреза осадочного чехла,
уточнение геологического строения и оценку нефтегазового потенциала слабоизученных районов, участков и комплексов (в том числе нетрадиционных коллекторов) старых НГП Европейской части России: Волго-Уральской, Прикаспийской, Тимано-Печорской и Северо-Кавказской,
локализацию прогнозных ресурсов углеводородного сырья категории Dл в объеме 5780 млн тонн,
выполнение геолого-разведочных работ по обеспечению воспроизводства ресурсной базы подземных вод с ожидаемым приростом запасов в объеме 24 ;
в части геолого-разведочных работ на твердые полезные ископаемые:
концентрацию работ в пределах ранее обоснованных центров экономического роста с приоритетом постановки работ на Дальнем Востоке,
поиск и оценку прогнозных ресурсов высоколиквидных и остродефицитных стратегических видов минерального сырья,
выполнение международных обязательств по изучению недр дна Мирового океана,
развитие минерально-сырьевой базы Арктических территорий, прирост прогнозных ресурсов важнейших видов полезных ископаемых категорий в соответствии с показателями государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов": медь - 500 тыс. т; золото - 120 тонн;
разработку предложений к проекту Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации на период до 2035 года и актуализации мероприятий подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов";
создание условий для привлечения инвестиций в ранние стадии геолого-разведочных работ, в том числе за счет совершенствования заявительного принципа на выполнение работ по геологическому изучению недр на условиях предпринимательского риска и повышения полноты и качества предоставляемой геологической информации;
формирование и дальнейшее развитие федеральной государственной информационной системы "Единый фонд геологической информации";
дальнейшее выполнение работ по оптимизации организационной структуры государственного сектора геологической отрасли в целях реализации Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года.
3.10. Федеральному агентству лесного хозяйства (Валентику И.В.):
подготовку предложений по повышению экономической эффективности лесного хозяйства, включая обоснования по новым подходам к ставкам платы за лесные ресурсы, стимулирующим глубокую переработку и комплексное использование древесины, в том числе на основе рентного подхода;
достижение показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы";
реализацию "дорожной карты" по интенсификации использования и воспроизводства лесов;
обеспечение внедрения и развития механизма электронных лесных торгов;
обеспечение открытости данных о лесных ресурсах;
обеспечение контроля за лесопожарной ситуацией в лесах в течение пожароопасного сезона 2018 года, а также нормативной кратности авиационного патрулирования лесов;
подготовку предложений, касающихся расширения полномочий ФБУ "Авиалесоохрана";
развитие ЛесЕГАИС, включая апробацию в пилотных регионах новых инструментов обеспечения контроля за оборотом древесины (замена бумажного сопроводительного документа при транспортировке древесины электронным документом с RFID-меткой);
развитие института общественных лесных инспекторов (в рамках реализации концепции формирования общероссийской организации общественных лесных инспекторов);
стимулирование повышения гражданской активности в вопросах сохранения и преумножения лесов, включая развитие института общественного контроля за назначением санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах;
обеспечение эффективного контроля за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий;
обеспечение защиты прав федеральной собственности на земли лесного фонда;
развитие сети дистанционного мониторинга использования лесов.
3.11. Федеральному агентству водных ресурсов (Никанорову В.А.):
достижение целевых показателей (индикаторов) в рамках реализации государственных программ "Воспроизводство и использование природных ресурсов" и "Охрана окружающей среды", а также проекта "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги";
установление оптимальных режимов использования водных ресурсов водохранилищ комплексного назначения, совершенствование взаимодействия с субъектами Российской Федерации и водопользователями при выполнении мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов водохозяйственной инфраструктуры в условиях маловодья;
совершенствование контроля и координации при подготовке субъектами Российской Федерации предложений по установлению границ зон затопления (подтопления).
3.12. Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Яковенко М.Е.):
обеспечение функционирования и развития государственной наблюдательной сети, выполнение программы наблюдений и работ по обеспечению единства измерений;
обеспечение потребностей общества и государства в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
реализацию проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития "Модернизация и техническое перевооружение организаций Росгидромета - 2";
выполнение программы Российской антарктической экспедиции, Высокоширотной арктической экспедиции и Российской научной экспедиции на архипелаге Шпицберген;
расширение участия Российского научного центра на архипелаге Шпицберген в международных научных проектах, создание условий для привлечения молодых ученых и взаимодействия с научно-исследовательскими центрами и высшими учебными заведениями;
подготовку предложений в части актуализации Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу;
участие российских экспертов и должностных лиц в работе Консультативного совещания по Договору об Антарктике и в работе руководящих органов, региональных ассоциаций и технических комиссий Всемирной метеорологической организации;
участие российских представителей и экспертов в работе Специальной рабочей группы по Парижскому соглашению с целью выработки правил и процедур реализации Парижского соглашения;
планирование деятельности по развитию единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСМРО), в том числе подготовку предложений по перспективному облику системы, определению ключевых направлений и показателей развития.
3.13. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Сидорову А.Г.):
достижение плановых значений показателей эффективности деятельности Росприроднадзора, установленных государственной программой "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы;
усиление государственного экологического надзора во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации, а также на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
реализацию приоритетного проекта стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" Росприроднадзора;
развитие института общественных экологических инспекторов;
внедрение в приоритетном порядке на территориях особого внимания пилотных проектов по практической отработке онлайн-мониторинга промышленных выбросов и сбросов на объектах первой категории по степени воздействия на окружающую среду, в том числе обеспечение в первоочередном порядке проведения данных мероприятий в г. Красноярск и г. Челябинск;
продолжение практики проверок по отраслевому принципу хозяйственной деятельности с обоснованием и анализом экологической проблематики в целях сокращения административного давления на хозяйствующие субъекты и в рамках реализации риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности;
реализацию мероприятий (в части компетенции Росприроднадзора), предусмотренных приоритетным проектом "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. N 9)).
Председатель |
С.Е. Донской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.