Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2018 г. N 81-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети" о признании не действующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 г. N 753 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год" (в редакции постановления от 31 января 2017 г. N 10), обязании принять новый нормативный правовой акт по апелляционным жалобам Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Кемеровского областного суда от 27 декабря 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя ПАО "МРСК Сибири" Третьяковой О. А. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ООО "Районные электрические сети" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее - Комиссия) от 31 декабря 2016 г. N 753 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год" в части пункта 12 (колонка N 4) приложения N 1, пункта 12 приложения N 2, пунктов 1.1, 1.1.1, 1.1.2, 1.2, 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.2, пункта 13 таблицы 1 приложения N 3, приложения N 4, пунктов 27-33 приложения N 5; обязать Комиссию принять новый нормативный правовой акт, заменяющий постановление N 753 в оспоренной части.
Определением Кемеровского областного суда от 27 декабря 2017 г. производство по делу прекращено в части требования о признании недействующими пунктов 1.1, 1.1.1, 1.1.2, 1.2, 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.2 приложения N 3 к постановлению Комиссии N 753 со ссылкой на наличие определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2017 г., которым перечисленные пункты постановления признаны недействующими по административному исковому заявлению ООО "Кемэнерго" (дело N 81-АПГ17-8). Определение о прекращении производства по делу в части не обжаловано, вступило в законную силу.
Решением Кемеровского областного суда от 27 декабря 2017 г. признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Комиссии от 31 декабря 2016 г. N 753 (в редакции постановления от 31 января 2017 г. N 10) в части пункта 12 приложения N 1, пункта 12 приложения N 2, пункта 13 таблицы 1 приложения N 3, приложения N 4, пунктов 27-33 приложения N 5.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комиссия обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Конкурсный управляющий Закиров В.З., представители ООО "Районные электрические сети", Комиссии, филиала ПАО "МРСК Сибири" "Кузбассэнерго - региональные электрические сети", ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ООО "РегионЭнергосервис", ООО "Электросетьсервис", ООО "ОЭСК", Западно-Сибирской дирекции по энергоснабжению - СП "Трансэнерго" филиала ОАО "РЖД" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
При этом достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Как следует из материалов дела, постановлением Комиссии от 31 декабря 2015 г. N 1056 для ООО "Районные электрические сети" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год, определены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на период 2016-2020 гг. В отношении общества на первый год долгосрочного периода регулирования применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Решением Кемеровского областного суда от 10 мая 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 81-АПГ16-13, постановление Комиссии от 31 декабря 2015 г. N 1056 в части пункта 11 приложения N 2 и пункта 11 таблицы 1 приложения N 3 в части установления для общества необходимой валовой выручки в размере 16 807,98 тыс. руб. признано недействующим. При рассмотрении указанного дела судами установлено, что орган регулирования неправомерно исключил из необходимой валовой выручки расходы ООО "Районные электрические сети" на техническое, оперативное, диспетчерское обслуживание электрических сетей, обслуживание приборов учета электроэнергии, а также расходы на оказание услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети.
При этом приказом Федеральной антимонопольной службы от 5 августа 2016 г. N 1110/16 постановление Комиссии от 31 декабря 2015 г. N 1056 отменено в части приложения N 3 с 1 сентября 2016 г., органу регулирования предписано установить и ввести в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 5 октября 2016 г. N 1402/16 согласовано установление Комиссией единых (котловых) тарифов выше и ниже предельных уровней тарифов.
Постановлением от 11 октября 2016 г. N 48 Комиссия внесла изменения в постановление от 31 декабря 2015 г. N 1056, изложив приложения N 3 и N 5 в новой редакции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления от 11 октября 2016 г. следует читать как "N 148"
Решением Кемеровского областного суда от 30 июня 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2017 г. N 81-АПГ17-18, данное постановление признано не действующим в части пункта 11 таблицы 1 приложения N 3 и в части установления для ООО "Районные электрические сети" индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (пункты 50-56 приложения N 5). При рассмотрении указанного дела суды установили, что Комиссия не произвела перерасчет необходимой валовой выручки общества на второе полугодие 2016 года с учетом выводов, изложенных в решении Кемеровского областного суда от 10 мая 2016 г.
Постановлением от 31 декабря 2016 г. N 753 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год" орган регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки произвел корректировку на 2017 год.
Пунктом 12 приложения N 1 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" к названному постановлению определен базовый уровень подконтрольных расходов ООО "Районные электрические сети" на 2016 г. в размере 13,266 млн.руб.
Пунктом 12 приложения N 2 "Необходимая валовая выручка для территориальных сетевых организаций Кемеровской области на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" к этому постановлению для общества установлен размер необходимой валовой выручки на 2016-2020 годы: на 2016 г. - 16 807,98 тыс.руб., на 2017 г. - 5 238,12 тыс.руб., на 2018 г. - 6 189,19 тыс.руб., на 2019 г. - 15 192,10 тыс.руб., на 2020 г. - 15 641,79 тыс.руб.
Приложением N 3 утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям (пункты 1.1, 1.1.1, 1.1.2, 1.2, 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.2 - одноставочный и двуставочный тарифы на первое и второе полугодия).
Пунктом 13 таблицы 1 приложения N 3 необходимая валовая выручка (НВВ) без учета оплаты потерь сетевой организации ООО "РЭС", учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области, установлена в размере 5 238, 12 тыс.руб.
Приложением N 4 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Приложением N 5 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области, в частности, пунктом 27 приложения - между ООО "Районные электрические сети" и ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"); пунктом 28 - между ООО "Районные электрические сети" и ООО "Кузбасская энергосетевая компания"; пунктом 29 - между ООО "Районные электрические сети" и ООО "ОЭСК"; пунктом 30 - между ООО "Районные электрические сети" и ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания"; пункт 31 - между ООО "Районные электрические сети" и ЗАО "Электросеть"; пункт 32 - между ООО "Районные электрические сети" и ООО "Электросетьсервис"; пункт 33 - между ООО "Районные электрические сети" и ПАО "МРСК Сибири" (филиал - "Кузбассэнерго - региональные электрические сети").
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован 31 декабря 2016 г. на официальном Интернет-сайте Комиссии "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области" и в части приложений N 3 и N 5 действует в редакции постановления органа регулирования от 31 января 2017 г. N 10, опубликованного на этом же сайте в день вынесения постановления.
Удовлетворяя административное исковое заявление по настоящему делу, суд первой инстанции установил, что при подготовке оспариваемого постановления орган регулирования по-прежнему не пересчитал необходимую валовую выручку ООО "Районные электрические сети" с учетом выводов, изложенных в решении Кемеровского областного суда от 10 мая 2016 г., ссылаясь только на исполнение вышеназванных приказов Федеральной антимонопольной службы.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что решение Кемеровского областного суда от 10 мая 2016 г. на момент принятия административным ответчиком оспариваемого нормативного правового акта вступило в законную силу и подлежало исполнению. Кроме того, на необходимость исполнения этого судебного акта указано и при рассмотрении другого вышеупомянутого административного дела.
Установленный по ранее рассмотренному судебному делу факт определения органом регулирования необходимой валовой выручки ООО "Районные электрические сети" в экономически необоснованном размере в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вновь не доказывается и оспариванию в настоящем деле не подлежит.
Однако при индексации расходов на работы и услуги производственного характера на 2017 год Комиссия исходила из размера необходимой валовой выручки уровня 2016 года, которая является необоснованно заниженной именно на сумму таких затрат.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, относятся к подконтрольным, за исключением затрат, поименованных в определении пункта 2 Основ ценообразования. Следовательно, базовый уровень подконтрольных расходов, установленных в экономически необоснованном размере, как долгосрочный параметр регулирования, исходя из которого определяется как необходимая валовая выручка, так и рассчитываются тарифы (единые (котловые) и индивидуальные) - также подлежит пересчету.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кемеровского областного суда от 27 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, публичного акционерного общества "МРСК Сибири" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2018 г. N 81-АПГ18-3
Текст определения официально опубликован не был