Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2018 г. N 5-АПГ18-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального округа Красносельский в городе Москве на решение Московского городского суда от 20 декабря 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Базеевой Алевтины Николаевны о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 19 декабря 2016 года N 15-13 "Об утверждении Перечня местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального округа Красносельский на 2017 год" в редакции решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 28 ноября 2017 года N 4-09 в части дополнения строки 6 Перечня местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального округа Красносельский на декабрь 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей административного истца Сидоровой Л.А. и Кондрашиной Н.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции законным, обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 ноября 2017 года Советом депутатов муниципального округа Красносельский принято решение N 4-09 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 19 декабря 2016 года N 15-13 "Об утверждении Перечня местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального округа Красносельский на 2017 год"; Перечень местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального округа Красносельский на 2017 год дополнен строкой 6 согласно Приложению (пункт 1) касательно включения в Перечень местного праздничного мероприятия "День свободных выборов" и определения даты, времени, места его проведения, формы мероприятия, целевой аудитории, примерного охвата (количества человек).
Базеева А.Н., житель муниципального округа Красносельский, обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 19 декабря 2016 года N 15-13 "Об утверждении Перечня местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального округа Красносельский на 2017 год" (в редакции от 28 ноября 2017 года) в указанной части, мотивируя свои требования тем, что административным ответчиком нарушен порядок введения в действие решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 28 ноября 2017 года N 4-09, так как до настоящего времени оно официально не опубликовано. Кроме того, Совет депутатов муниципального округа вышел за пределы своих полномочий при принятии оспариваемого нормативного правового акта, поскольку утверждённое решением мероприятие по своему содержанию и заявленной цели выходит за пределы характера местного массового мероприятия.
Решением Московского городского суда от 20 декабря 2017 года административное исковое заявление Базеевой А.Н. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет депутатов муниципального округа Красносельский в городе Москве просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Базеевой А.Н., участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает судебное постановление не подлежащим отмене.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации установлены Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", в соответствии с частями 5, 6 статьи 1 которого к вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, решение которых в соответствии с настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Перечень вопросов местного значения устанавливается настоящим Законом в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города Москвы и жителей муниципального образования.
Пунктом 8 части 1 статьи 8 названного Закона города Москвы к вопросам местного значения муниципального округа отнесены установление местных праздников и организация местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов.
Судом достоверно установлено, что декларируемое в решении Совета депутатов муниципального округа Красносельский оспариваемое мероприятие как местное праздничное по своей юридической природе обладает признаками публичного мероприятия, целью которого являются формирование и выдвижение требований по различным вопросам политической жизни страны, предвыборная агитация, информирование избирателей о своей деятельности депутатами представительного органа муниципального образования.
Об указанной действительной цели проведения спорного мероприятия свидетельствуют и публичные заявления Главы муниципального округа Красносельский в средствах массовой информации, в которых он фактически признаёт, что выбранная форма праздника является способом маскировки политической акции, связанной с предстоящими выборами Президента Российской Федерации, планировалось организовать стенды, которые рассказывали бы людям об их избирательных правах, предлагали бы записаться пришедшим в качестве наблюдателей на предстоящих выборах.
Между тем в силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов; законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями; при проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне; политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочерёдно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких данных, суд первой инстанции, разрешая вопрос о признании недействующим обжалуемого решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский, исходя из целевой направленности спорного мероприятия, обоснованно пришёл к выводу о том, что данное мероприятие, выходя за рамки мероприятия местного значения, не может рассматриваться законным.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 20 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального округа Красносельский в городе Москве - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2018 г. N 5-АПГ18-28
Текст определения официально опубликован не был