Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 77-КГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 20 июля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 18 сентября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Самушия М.М. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища, возложении обязанности предоставить временное убежище.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области - Торгушиной Н.В., Пономаревой Е.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Самушия М.М. - Проскурина А.И., возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Самушия М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища, возложении обязанности предоставить временное убежище.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 20 июля 2017 года административное исковое заявление Самушия М.М. удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 18 сентября 2017 года решение Правобережного районного суда г. Липецка от 20 июля 2017 года оставлено без изменения.
Определением судьи Липецкого областного суда от 17 ноября 2017 года УМВД России по Липецкой области отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, УМВД России по Липецкой области ставится вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений и отмечается, что общественно-политическая и экономическая ситуация в Республике Абхазия основанием для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации не является. Опасения заявителя за свою жизнь объективными данными не подтверждены. Заявитель рассматривает предоставление ему временного убежища в Российской Федерации как способ легализации своего правового положения на территории Российской Федерации.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением от 13 апреля 2018 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами установлено, что Самушия М.М. является гражданином Республики Абхазия, грузин по национальности. Находился на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание, выданного УФМС России по Липецкой области на период с 28 августа 2012 года по 28 августа 2015 года. После окончания срока проживания на территории Российской Федерации Самушия М.М. выехал на территорию Республики Абхазия. 10 августа 2016 года Самушия М.М. прибыл на территорию Российской Федерации через КПП "Псоу-Адлер", цель въезда - частная.
20 февраля 2017 года Самушия М.М. обратился в УМВД России по Липецкой области с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации в связи с нестабильной политической ситуацией в Республике Абхазия, опасением за свою жизнь и здоровье.
Решением УМВД России по Липецкой области от 19 мая 2017 года отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-I "О беженцах" и пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274" имеется в виду "пунктом 16 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 274"
Федеральный закон от 19 февраля 1993 года N 4528-I "О беженцах", устанавливая правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 12).
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 12).
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжёлое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка временное убежище предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Кроме того, по своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П, Определение от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Оспариваемое решение уполномоченного органа вынесено с соблюдением установленного порядка в пределах полномочий и компетенции органа, прав административного истца не нарушает, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в том числе международному законодательству (Конвенции ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протоколу к ней, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев от 1979 года) и практике Европейского Суда по правам человека (пункт 88 постановления от 12 декабря 2013 года по делу "Латипов (Latipov) против Российской Федерации", пункт 78 постановления от 3 марта 2011 года по делу "Эльмуратов (Elmuratov) против Российской Федерации").
Ссылка судов первой и апелляционной инстанции на решение судьи Липецкого областного суда от 17 января 2017 года не свидетельствует о незаконности оспариваемого Самушия М.М. решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении временного убежища.
Этим решением судья Липецкого областного суда, руководствуясь тем, что Самушия М.М., являясь грузином, опасается последствий грузино-абхазского конфликта в случае административного выдворения в Республику Абхазия, исходя из характера межнациональных отношений, исключил из резолютивной части постановления судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 22 декабря 2016 года указание о назначении Самушия М.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
Между тем объективных доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих опасения Самушия М.М. стать жертвой или быть подвергнутым наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, реальных и обоснованных опасений заявителя за свою жизнь в стране гражданской принадлежности и неспособности властей обеспечить безопасность своим гражданам Самушия М.М. не представлено.
Режим предоставления временного убежища фактически рассматривается административным истцом как способ легализации своего нахождения на территории Российской Федерации; подобное понимание заявителем порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища противоречит понятию временного убежища, определённому подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-I "О беженцах".
При таком положении решение Правобережного районного суда г. Липецка от 20 июля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 18 сентября 2017 года нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Правобережного районного суда г. Липецка от 20 июля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 18 сентября 2017 года - отменить, в удовлетворении административного искового заявления Самушия М.М. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища, возложении обязанности предоставить временное убежище отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 77-КГ18-9
Текст определения официально опубликован не был