Постановление Верховного Суда РФ от 24 мая 2018 г. N 73-АД18-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу директора Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода - филиала акционерного общества "Желдорреммаш" (далее - АО "Желдорреммаш", общество) Фризена Алексея Николаевича, действующего в качестве защитника общества на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия (по охране труда) от 26 мая 2017 г. N 6-734-17-ИЗ/234/29/8-12876, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 12 июля 2017 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 19 сентября 2017 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 29 декабря 2017 г., вынесенные в отношении АО "Желдорреммаш" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия (по охране труда) от 26 мая 2017 г. N 6-734-17-ИЗ/234/29/8-12876, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 12 июля 2017 г., решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 19 сентября 2017 г. и постановлением председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 29 декабря 2017 г., АО "Желдорреммаш" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода - филиала АО "Желдорреммаш" Фризен А.Н., действующий в качестве защитника общества на основании доверенности, просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положения указанной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, к которым относится обеспечение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части второй статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1.32 Отраслевых правил по охране труда при заводском ремонте локомотивов и грузовых вагонов (ПОТ Р О-13153-ЖДРМ-946-03), утвержденных МПС России 11 августа 2003 г. N ЖДРМ-946, работодатель (его представитель) должен обеспечивать работникам режимы труда и отдыха в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Особенностями регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров и Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2016 г. N 44 (далее также Особенности).
Особенности устанавливают режим рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, выполняющих работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов.
Особенности распространяются на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, выполняющих, в том числе работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.
В силу пункта 4 Особенностей работа более двух смен подряд в период ночного времени (с 22 до 6 часов) не допускается, за исключением работников локомотивных бригад, поименованных в пункте 17 Особенностей.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения проверки в период с 19 апреля 2017 г. по 16 мая 2017 г. должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Бурятия установлено, что в нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 4 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2016 г. N 44, работники тележечного цеха Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода - филиала АО "Желдорреммаш" в период март-апрель 2017 года осуществляли работу в ночную смену с 20.00 до 08.00 часов более двух смен подряд.
По факту выявленных нарушений 16 мая 2017 г. должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Бурятия в отношении АО "Желдорреммаш" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 названного Кодекса.
Согласно материалам дела АО "Желдорреммаш" допущены нарушения требований по обеспечению режима труда и отдыха работников, которые относятся к общим требованиям по охране труда.
Административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, предусмотрена частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая является специальной по отношению к части 1 статьи 5.27 названного Кодекса.
Таким образом, совершенное АО "Желдорреммаш" противоправное, виновное деяние не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 названного Кодекса.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Поскольку санкцией части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией части 1 статьи 5.27 данного Кодекса, переквалификация действий АО "Желдорреммаш" в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия (по охране труда) от 26 мая 2017 г. N 6-734-17-ИЗ/234/29/8-12876, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 12 июля 2017 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 19 сентября 2017 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 29 декабря 2017 г., вынесенные в отношении АО "Желдорреммаш" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии АО "Желдорреммаш" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 названного Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу директора Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода - филиала АО "Желдорреммаш" Фризена А.Н., действующего в качестве защитника общества на основании доверенности, удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия (по охране труда) от 26 мая 2017 г. N 6-734-17-ИЗ/234/29/8-12876, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 12 июля 2017 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 19 сентября 2017 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 29 декабря 2017 г., вынесенные в отношении АО "Желдорреммаш" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Работодателя оштрафовали за нарушение трудового законодательства, поскольку сотрудники, ремонтирующие ж/д подвижной состав, работали более двух смен подряд в ночное время (это запрещено).
Между тем Верховный Суд РФ решил, что состав вменяемого правонарушения отсутствует.
В данном случае были нарушены требования по обеспечению режима труда и отдыха работников, относящиеся к общим требованиям по охране труда. Это подпадает под другую норму КоАП РФ - нарушение государственных нормативных требований охраны труда. Данная норма является специальной по отношению к той, которая вменялась работодателю. Причем ею установлено более строгое наказание. Поэтому переквалифицировать действия нарушителя нельзя, так как это ухудшит его положение.
Ввиду изложенного производство по делу было прекращено.
Постановление Верховного Суда РФ от 24 мая 2018 г. N 73-АД18-2
Текст постановления официально опубликован не был