Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2018 г. N 307-КГ18-9241
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова,
изучив кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.11.2017 по делу N А05-12056/2017, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.05.2018 по тому же делу
по заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, муниципального образования "Приморский муниципальный район" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" (далее - комитет) о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - управление), выраженных в уведомлении от 15.06.2017 N 29/001/058/2017-4558 о приостановлении государственной регистрации заключенного комитетом и индивидуальным предпринимателем Александровым Михаилом Валентиновичем договора от 29.05.2017 аренды земельного участка площадью 95 кв. м с кадастровым номером 29:16:064001:455, расположенного по адресу: Архангельская обл., Приморский р-н, муниципальное образование "Талажское", пос. Талаги, и в уведомлении от 15.09.2017 N 29/001/058/2017-4558 об отказе в его государственной регистрации, а также об обязании управления произвести государственную регистрацию указанного договора,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Александрова Михаила Валентиновича, установил:
решением Арбитражного суда Архангельской области от 09.11.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.05.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судом установлено, что основанием для приостановления государственной регистрации спорного договора аренды, как и для отказа в его регистрации послужило то обстоятельство, что в границах муниципального образования "Талажское", где находится переданный для строительства и эксплуатации магазина земельный участок, по состоянию на 01.07.2016 не были утверждены правила землепользования и застройки. Как указало управление в оспариваемых уведомлениях, данное обстоятельство в силу пункта 14 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - закон N 137-ФЗ) свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления данного земельного участка в аренду.
В пункте 14 статьи 3 закона N 137-ФЗ (в редакции, действующей на момент проведения аукциона, предоставления участка, заключения договора аренды и обращения в управление) предусмотрено, что с 01.07.2017 применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области и в других случаях применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.06.2016 правила землепользования и застройки не утверждены, при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
В дальнейшем Федеральным законом от 18.06.2017 N 124-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в пункт 14 статьи 3 закона N 137-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми установленный срок (01.07.2017) продлен до 31.12.2017.
В данном случае ни по состоянию на 01.06.2016, ни на момент рассмотрения дела в суде правила землепользования и застройки муниципального образования "Талажское" не были утверждены в установленном законом порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив буквальное толкование положений пункта 14 статьи 3 закона N 137-ФЗ, суд признал, что до наступления 01.07.2017 администрация правомерно заключила с третьим лицом, являющимся победителем аукциона, договор аренды земельного участка, в связи чем пришел к выводу, что оспариваемые уведомления по указанным в них основаниям являются незаконными, и удовлетворил заявленные требования.
Суд указал, что следует, что установленный пунктом 14 статьи 3 закона N 137-ФЗ запрет на предоставление земельных участков для строительства зданий и сооружений, с 01.07.2017, а затем и с 31.12.2017 применяется в том числе к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.07.2016 правила землепользования и застройки не утверждены. До наступления установленной даты допускается предоставление земельных участков для указанных целей.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2018 г. N 307-КГ18-9241 по делу N А05-12056/2017
Текст определения официально опубликован не был