Определение Верховного Суда РФ от 9 июля 2018 г. N 307-КГ18-8605
Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В.,
изучив кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тепловые сети" (Ленинградская обл., г. Тосно; далее - заявитель, общество) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2017 по делу N А56-41526/2017, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.03.2018 по тому же делу
по заявлению общества о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - комитет) от 24.05.2017 N 4-17 (ЭА), установил:
решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.03.2018, заявление общества удовлетворено.
В жалобе заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права, указывает на применение судами норм права, не подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
До 01.07.2016 порядок определения размера платы за отопление в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, был установлен подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам
С 01.07.2016 такой порядок установлен в пункте 42.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (пункт 4 Правил N 354 в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
Судами установлено, что в период с января по декабрь 2016 года заявитель расчетным путем определял объем тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение. Остаток тепловой энергии (тепловые потери в системе горячего водоснабжения) суммировался с объемом потребления тепловой энергии на отопление как в отопительный, так и в межотопительный период.
Тем самым общество увеличивало действительный расход тепловой энергии, приходящейся на отопление в многоквартирном доме.
Как указали суды трёх инстанций, нормами, регулирующими правоотношения в установленной сфере, не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию, затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях (стояках, полотенцесушителях), в качестве платы за отопление.
При таких обстоятельствах суды обоснованно согласились с комитетом о нарушении обществом положений Правил N 307 и Правил N 354 при расчете размера платы за спорную коммунальную услугу.
При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.В. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 9 июля 2018 г. N 307-КГ18-8605 по делу N А56-41526/2017
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1299/18
28.11.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25115/17
22.08.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-41526/17
13.07.2017 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-41526/17