Определение Верховного Суда РФ от 12 июля 2018 г. N 305-КГ18-9370
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В.,
изучив кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган, ФАС России) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.03.2017 по делу N А40-242141/2016 Арбитражного суда города Москвы по заявлению акционерного общества "ТНС энерго Карелия" (далее - общество, АО "ТНС энерго Карелия") о признании недействительным приказа ФАС России от 28.11.2016 N 1673/16 "Об отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 23.12.2015 N 304 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества "ТНС энерго Карелия" (далее - приказ N 1673/16), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - комитет), установила:
решением Арбитражного суда города Москвы от 03.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 26.03.2018 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В кассационной жалобе ФАС России ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в связи с существенным нарушением судами норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и материалов дела, истребованного из Арбитражного суда города Москвы, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом ФАС России N 1673/16 было отменено постановление комитета от 23.12.2015 N 304 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии АО "ТНС энерго Карелия" (далее - постановление комитета N 304), в соответствии с которым комитет признан нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетике, в части непринятия мер по исключению из расчета регулируемых цен экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, обоснованность которых не подтверждена.
С 01.12.2016 постановление комитета N 304 отменено; комитету предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.12.2016 решение об установлении сбытовых надбавок для общества с учетом исключения из расчета экономически необоснованных и не подтвержденных документально расходов общества; представить в ФАС России в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 приказа решений об установлении цен (тарифов) в ФАС России копии решения комитета об установлении сбытовых надбавок, выписки из протоколов заседания Правления, на которых принимались вышеуказанные решения, экспертных заключений комитета по результатам установления сбытовых надбавок для общества в соответствии с пунктом 3 приказа.
При рассмотрении данного спора суды апелляционной и кассационной инстанций, проанализировав положения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государственных цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 543), пришли к выводу о том, что ФАС России полномочно осуществлять государственный контроль (надзор) посредством: проверок, в том числе, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора); принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В рассматриваемом случае ФАС России не проводил проверку в установленной процедуре, не составлял и не направлял комитету акт проверки, ограничившись оценкой обоснованности тарифов на основании запрошенного у комитета заключения и выписки из протокола заседания Правления.
Учитывая то обстоятельство, что ФАС России не были установлены нарушения, указанные в пункте 7 Основ ценообразования, содержащем исчерпывающий перечень оснований для пересмотра установленных цен (тарифов) до окончания срока их действия, пересмотр решения об установлении сбытовых надбавок в течение периода регулирования, по мнению судов, противоречил положениям Основ ценообразования.
С учетом изложенного суды апелляционной и кассационной инстанций признали факт нарушения оспариваемым актом антимонопольного органа прав и законных интересов АО "ТНС энерго Карелия" в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы ФАС России не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, в связи с чем не могут являться основанием для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 12 июля 2018 г. N 305-КГ18-9370 по делу N А40-242141/2016
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20354/17
22.09.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23378/17
03.04.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-242141/16
17.03.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4794/17
06.12.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-242141/16