Июль 2018 года богат на изменения в сфере государственного (муниципального) заказа. Не смотря на этапность вступления соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики зачастую упускаю из вида такие изменения, и закупка осуществляется без учета новых требований. Такие ошибки объективно встречаются в случаях принятия и вступления новых правил в короткий промежуток времени.
Вместе с тем, анализ административной практики показывает, что определенные правила, принятые и вступившие в силу, например, в 2017 году, но обязанность применение которых возникает позднее, заказчиками не соблюдаются.
В настоящем обзоре приведем решения контрольного органа в сфере закупок, которые свидетельствуют как раз о приведенной ситуации.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ N 570) вступило в силу 25.05.2017.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Таким образом, положениями Постановления Правительства РФ N 570, вступившего в силу 25.05.2017, установлена обязанность заказчика включать в государственный и (или) муниципальный контракт исходя из сметной стоимости приведенных в указанном Постановлении Правительства РФ N 570 работ, предусмотренных проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта, исполнение которого начинается с 01.07.2018.
1. В рамках рассмотрения жалобы заявителя выявлено, что в документации об аукционе не менее 25 процентов объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, не установлено.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Проект контракта документации об Аукционе не содержит условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, в размере, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства РФ N 1042);
2. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание товаров, используемых при выполнении работ в части указания характеристики "или эквивалент" товаров, не сопровождающихся товарным знаком и не содержащих показатели эквивалентности;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не размещен документ, содержащий перечень внесенных изменений в документацию об Аукционе.
Представитель Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 15.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - **** рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 заявки от участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 06.07.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, проект контракта документации об Аукционе не содержит условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, в размере, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 1042.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
На заседании Комиссии установлено, что проект контракта документации об Аукционе не содержит все возможные для начальной (максимальной) цены контракта данной закупки размеры штрафов, предусмотренные пунктом 3 Правил.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание товаров, используемых при выполнении работ, в части указания характеристики "или эквивалент" товаров, не сопровождающихся товарным знаком и не содержащих показатели эквивалентности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, установлены следующие требования:
- пункт 14 "Фланец стальной приварной диаметром 200 мм": "Фланцы стальные плоские приварные из стали ВСт3сп3 или эквивалент";
- пункт 26 "Провод": "с изоляцией из ПВХ пластиката различных цветов или эквивалент";
- пункт 29 "Изолятор": "с минимальной разрушающей силой 3,75 Кн или эквивалент";
- пункт 31 "Муфта": "Марки 3ПКВ(Н)ТП6-10 под сечения кабеля 35-50 мм или эквивалент";
- пункт 32 "Коробка соединительная": "оболочка выключателя IP20, зажимов IP00 или эквивалент";
- пункт 34 "Выключатель": "способ установки в шкафу или эквивалент".
Изучив техническое задание документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что описание товаров, используемых при выполнении работ, не содержит указание на товарный знак, а также не содержит указание на эквивалентность показателей указанных товаров.
Таким образом вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не размещен документ, содержащий перечень внесенных изменений в документацию об Аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 65 закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию" (далее - Постановление N 913) Положение устанавливает порядок размещения информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), подлежащей размещению в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 913 изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется в соответствии с Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.
Согласно Приказу Казначейства России от 22.12.2015 N 354 "О вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" с 1 января 2016 г. в эксплуатацию введена единую информационную систему в сфере закупок, созданную на базе Официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" при изменении информации и документов, размещенных на официальном сайте, предыдущие редакции измененных информации и документов сохраняются и остаются доступными для ознакомления пользователями официального сайта, а также обеспечивается возможность размещения документа, содержащего перечень внесенных изменений, одновременно с размещением измененных информации и документов.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о необходимости размещения в ЕИС документа, содержащего перечень внесенных изменений в документацию об Аукционе, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. В техническом задании документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам:
- пункт 3 "Насос дренажный": "ГОСТ Р 52743-2007";
- пункт 14 "Фланец стальной приварной диаметром 200 мм": "ГОСТ 12820-80";
- пункт 23 "Песчано-гравийная смесь природная": "ГОСТ 23735-2014".
Вместе с тем, ГОСТ Р 52743-2007 (ЕН 809:1998) "Насосы и агрегаты насосные для перекачки жидкостей. Общие требования безопасности" утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 21.11.2012 N 998-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 31839-2012.
ГОСТ 12820-80 "Межгосударственный стандарт. Фланцы стальные плоские приварные на Pу от 0,1 до 2,5 МПа (от 1 до 25 кгс/см2). Конструкция и размеры" утратил силу в связи с введением в действие с 1 апреля 2016 года ГОСТ 33259-2015 "Межгосударственный стандарт. Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования".
ГОСТ 23735-79 "Межгосударственный стандарт. Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" утратил силу с 1 июля 2015 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.12.2014 N 2033-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 23735-2014.
Кроме того, в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к товару 5 "Трубы стальные электросварные наружный диаметр 1020": "Наружный диаметр: 1020 мм, толщина стенки: не менее 8 мм. Масса 1 метра трубы: не менее 198,55 кг".
В соответствии с ГОСТ 10704-91 "Межгосударственный стандарт. Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент" (далее - ГОСТ 10704-91) теоретическая масса 1 м трубы (кг) при наружном диаметре 1020 мм и толщине стенки не менее 8,0 мм составляет 199,66 кг.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе к товару 6 "Трубы стальные электросварные наружный диаметр 530 мм" установлены требования: "Толщина стенки: не менее 7 мм. Масса 1 метра трубы: не менее 89,86 кг. Наружный диаметр: 530 мм".
В соответствии с ГОСТ 10704-91 теоретическая масса 1 м трубы (кг) при наружном диаметре 530 мм и толщине стенки не менее 7,0 мм составляет 90,29 кг.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе к товару 7 "Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской, наружный диаметр 377 мм" установлены требования: "Толщина стенки: не менее 6 мм. Наружный диаметр: 377 мм. Масса 1 метра трубы: не менее 53,90 кг".
В соответствии с ГОСТ 10704-91 теоретическая масса 1 м трубы (кг) при наружном диаметре 377 мм и толщине стенки не менее 6,0 мм составляет 54,90 кг.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе к товару 8 "Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской, наружный диаметр 325 мм" установлены требования: "Толщина стенки: не менее 6 мм. Наружный диаметр: 325 мм. Масса 1 метра трубы: не менее 46,91 кг".
В соответствии с ГОСТ 10704-91 теоретическая масса 1 м трубы (кг) при наружном диаметре 325 мм и толщине стенки не менее 6,0 мм составляет 47,20 кг.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе к товару 9 Трубы стальные электросварные наружный диаметр 108 мм" установлены требования: "Толщина стенки: не менее 4,5 мм. Масса 1 метра трубы: не менее 10,49 кг. Наружный диаметр: 108 мм".
В соответствии с ГОСТ 10704-91 теоретическая масса 1 м трубы (кг) при наружном диаметре 108 мм и толщине стенки не менее 4,5 мм составляет 11,49 кг.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к характеристикам товаров в соответствии с положениями ГОСТ, утративших силу, а также требования к характеристикам товарам, не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе показатели характеристик товара, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ 10704-91.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактный системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 11.2 государственного контракта установлено, что "Настоящий контракт заключен с отлагательным условием. Начиная с 2018 года Подрядчик исполняет свои обязательства, оплата которых из средств федерального бюджета будет производиться, только после получения от Заказчика уведомления о доведении (утверждении) Заказчику объема прав на принятие и (или) исполнение обязательств, позволяющего в соответствующем году оплатить контракт без изменения его условий".
Вместе с тем, в отношении условия о том, что контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием, Комиссия приходит к выводу о том, что согласно положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших вышеуказанные положения государственного контракта документации об Аукционе, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с пунктом 21 документации об Аукционе "срок начала выполнения работ: с момента заключения государственного контракта, срок окончания выполнения работ: до 01.12.2018 г. Работы выполняются в соответствии с графиком производства работ/календарным планом (приложение N 2, к части VI. Проект государственного контракта настоящей документации об электронном аукционе)".
Согласно Приложению N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе работы по переносу проекта в натуру, по демонтажу напорной линии, демонтажу оборудования ГНС, устройству уборной предусмотрены в июне 2018.
Кроме того, согласно приложению N 4 к проекту государственного контракта документации об Аукционе графиком оплаты работ по реконструкции объекта капитального строительства предусмотрены выплаты в июне 2018.
Вместе с тем, регламентированный срок заключения государственного контракта не ранее 22.07.2018.
Таким образом, действия Заказчика, уполномоченного органа, установивших ненадлежащим образом условия выполнения работ, а также условия проекта государственного контракта документации об Аукционе нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 закона о контрактный системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Согласно приложению N 1 к техническому заданию документации об Аукционе "в таблице указаны виды и объемы работ из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, для определения предложения подрядчиком в Приложении N 5 к государственному контракту. Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, указанных в таблице, включаются в приложение N 5 государственного контракта и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренных проектной документацией, в совокупном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного контракта".
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, дата проведения Аукциона - 06.07.2018.
Кроме того, согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Таким образом, регламентированный срок заключения контракта не ранее 22.07.2018.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) утверждено положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 раздела I "Общие положения" Постановления N 87 Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии установлено, что проектная документация, включая смету, и результаты инженерных изысканий по объекту "Реконструкция Пушкинской оросительной системы Омского района Омской области" получила положительное заключение государственной экспертизы Главного жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 25.12.2009 N 55-1-5-0097-09 (далее - Заключение). Согласно Заключению, в перечень проектной документации входит, в том числе, том 2 "Организация строительства", который включает, в том числе, характеристику природных условий строительства, основные положения организации строительства, производство работ, транспорт строительных изделий и материалов, потребность в основных машинах и механизмах, потребность в строительных кадрах, техника безопасности, охрана окружающей среды, порядок гидравлических испытаний сооружений и прочее.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе "Все работы указаны в проектной документации по Реконструкции Пушкинской оросительной системы Предусмотрено выполнить: Подготовительный период: организационно-подготовительные мероприятия; инженерно-геодезическая разбивка сооружений.
- замена задвижек в колодце трубчатых водовыпусков;
- реконструкция распределительного сооружения;".
При этом, том 2 "Организация строительства" содержит, в том числе, последовательность выполнения подготовительных работ, работ по насосной станции 1-го подъема, в том числе, устройству отсечного дренажа, демонтажу всасывающей и напорной линии, установке обратного клапана, устройству площадки под передвижные насосные станции, реконструкции магистрального трубопровода МТ-1.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, не разместивших в ЕИС все предусмотренные проектной документацией разделы нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной в части неустановления в проекте государственного контракта документации об Аукционе всех возможных для начальной (максимальной) цены контракта закупки размеров штрафов, предусмотренных пунктом 3 Правил, а также в ненадлежащем описании объекта закупки в части указания характеристики "или эквивалент" к товарам, не сопровождающихся товарным знаком, и в отсутствии показателей эквивалентности товаров.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 8, 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 05.07.2018 по делу N 18/44/105/813 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Комиссии ФАС России от 05.07.2018 по делу N 18/44/105/813)
2. Довод заявителя о том, что объем работ в соответствии с постановлением Правительства РФ N 570 в размере 15% от цены государственного контракта вместо 25% от цены государственного контракта установлен неправомерно, подтвердился.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика неправомерно установивших объем работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ N 570) в размере 15% от цены государственного контракта вместо 25% от цены государственного контракта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - **** рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.07.2018;
5) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 4 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 19.07.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Уполномоченного органа, Заказчика, не установивших объем работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 570 в размере 15% от цены государственного контракта вместо 25% от цены государственного контракта.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства РФ N 570 установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018.
В пункте 5.3.39 проекта государственного контракта установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, который включает 6 видов работ, в объеме не менее 15 процентов от цены контракта.
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, дата проведения Аукциона - 19.07.2018.
Кроме того, согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Таким образом, регламентированный срок заключения государственного контракта не ранее 05.08.2018.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе условие о том, что объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту должны составлять не менее 25% цены государственного контракта, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В пункте 5.3.39 проекта государственного контракта установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в объеме не менее 15 процентов от цены государственного контракта.
В ответ на запрос разъяснений положений документации, об электронном аукционе от 10.07.2018 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД1, а именно:
Запрос: "Просим разъяснить положения государственного контракта в части привлечения соисполнителей для выполнения работ. Согласно п. 1.3. "Подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные настоящим контрактом на свой риск, собственными силами и привлеченными силами и средствами работы на объекте в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Рабочей документацией (Приложение N 3 к Контракту) и иными условиями контракта", из данного пункта государственного контракта следует, что Подрядчику разрешено привлечение субподрядной организации, между тем в п 5.3.39 настоящего проекта государственного контракта указано следующее: "Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту виды и объемы работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, указанные в приложении N 5 к настоящему контракту". Уточните возможность привлечения субподрядной организации. В случае привлечения субподрядной организации просим уточнить этапность согласования субподрядной организации".
Ответ: "В соответствии со статьей 110.2. Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ N 570 такие виды и объем работ установлены.
Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных Постановление Правительства РФ N 570 определяются по предложению подрядчика, включаются в государственный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г. (на день размещения извещения);
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г. (на день подписания контракта)".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, разместивших разъяснения положений документации об Аукционе от 10.07.2018 N РД1, содержащих сведения о необходимости выполнения работ самостоятельно без привлечения других лиц в объеме не менее 25% с 01.07.2018 противоречат положениям пункта 5.3.39 проекта государственного контракта документации об Аукционе в части установления объема работ и изменяют суть документации об Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 5 заявок на участие в Аукционе и участники закупки по указанному не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 5 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 5 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.07.2018 N 18/44/105/881 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Комиссии ФАС России от 17.07.2018 по делу N 18/44/105/881)
3. Заказчиком ненадлежащим образом установлен объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в соответствии с постановлением Правительства РФ N 570, в размере 15% от цены государственного контракта вместо 25% от цены государственного контракта.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570), а именно: земляные работы, работы по устройству автомобильной дороги, устройство трубопроводов, устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия, устройство искусственных сооружений и благоустройство, а также ненадлежащим образом установлен объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 570 в размере 15% от цены государственного контракта вместо 25% от цены государственного контракта.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 19.07.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 20.07.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.06.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 104 600 140 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.07.2018;
5) на участие в Аукционе подана одна заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукционе, опубликованному 29.06.2018 в ЕИС, документации об Аукционе дата окончания срока подачи заявок на участи в Аукционе - 16.07.2018.
Таким образом, датой окончания подачи заявок на участие в закупке с момента публикации извещения о проведении Аукциона является семнадцатый календарный день.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе в соответствии с требованиями части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с постановлением Правительства РФ N 570, а также ненадлежащим образом установлен объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 570 в размере 15% от цены государственного контракта вместо 25% от цены государственного контракта.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 570 установлено, в том числе следующее: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
В пункте 39 документации об Аукционе установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, который включает следующие работы: подготовительные работы, земляные работ, свайные работы, устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций, устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствий.
Из жалобы Заявителя следует, что в проектно-сметной документации, размещенной в ЕИС, содержатся, в том числе, такие виды работ, как земляные работы, работы по устройству автомобильной дороги, устройство трубопроводов, устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия, устройство искусственных сооружений и благоустройство.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел: "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов".
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, опубликованным в ЕИС 29.06.2018, положениями документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "***".
Согласно сводному экспертному заключению N 2-10/1476 по технико-экономическому обоснованию (проекту) "***", размещенному в ЕИС, в состав проектно-сметной документации входят, в том числе следующие разделы: "Книга 5. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; книга 3. Сметы на проектные и изыскательские работы по составлению рабочей документации" и другие (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Вместе с тем, проектно-сметная документация, размещенная в ЕИС, не содержит полный перечень разделов, предусмотренных сводным экспертным заключением N 2-10/1476, в связи с чем, потенциальным участникам закупки не представляется возможным определить объем выполняемых работ в рамках исполнения контракта.
Таким образом, учитывая, что проектно-сметная документация опубликована в ЕИС не в полном объеме Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены не все возможные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением N 570.
При этом, пунктом 5.3.45. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему контракту виды и объемы работ, определенные по предложению подрядчика в соответствии с приложением N 5 к настоящему контракту, стоимость которых исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении составляет не менее 15% цены настоящего контракта".
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.07.2018 N***-1 опубликован - 17.07.2018, в связи с чем заключение государственного контракта осуществляется после 01.07.2018.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, действия Уполномоченного органа, Заказчика, не разместивших в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Разделом 9 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к составу второй части заявки на участие в Аукционе: "Действующая на момент окончания срока подачи заявок выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (или ее копия), выданная саморегулируемой организацией в соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ, по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть действующей на момент окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе вышеуказанное требование к составу заявки, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к дополнительным требованиям к участникам закупки пункта 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, а также требованиям, установленным документацией об Аукционе, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке".
При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, все указанные в Постановлении N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления N 99.
В пункте 22 информационной карты документации об Аукционе к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 99, а именно: "В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99: Требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 104 600 140 рублей, при этом, стоимость исполненного участником контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.07.2018 N ***-1 заявка единственного участника ООО "***" признана соответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным частями 1, 1.1, 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и требованиям документации об Аукционе.
Изучив заявку ООО "***", согласно которой ООО "***" в качестве подтверждения наличия опыта представлена копия договора подряда между ООО "***" (подрядчик) и ООО "***" (субподрядчик) от 17.02.2017 N 15 на выполнение работ "***" на сумму **** рублей.
В составе заявки ООО "***" приложено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 14.03.2018 N****. При этом указанное разрешение выдано заказчику ФГБУ "****".
Вместе с тем, в составе заявки ООО "***" отсутствует контракт (договор) между ООО "***" и ФГБУ "***".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в составе заявки ООО "***" отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением N 99.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании вышеуказанной заявки участника закупки ООО "***", соответствующей требованиям, установленным в документации об Аукционе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной в части неправомерного установления объема работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчиком выполняются самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств в размере 15 процентов цены государственного контракта, а также в установлении не всех возможных видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчиком выполняются самостоятельно без привлечения других лиц.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 20.07.2018 N 18/44/105/914 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Комиссии ФАС России от 20.07.2018 по делу N 18/44/105/914)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.