1. Отклонение первой части заявки в связи с ее несоответствием инструкции, установленной в документации об аукционе, правомерно.
Федеральная антимонопольная служба в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе рассмотрела обращение индивидуального предпринимателя, по мнению которого комиссия заказчика приняла незаконное решение об отклонении его заявки на участие в электронном аукционе.
Напомним, частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых участник электронного аукциона не допускается к участию в нем.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения обращения индивидуального предпринимателя, комиссией ФАС России установлено, что в заявке заявителя, представленной представителем заказчика на заседании комиссии, по одному из показателей указан показатель не в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки, что не соответствует положению документации об аукционе.
На основании изложенного, комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок согласится с утверждением индивидуального предпринимателя, не представляется возможным.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 09.07.2018 N 18/44/99/348 (полный текст изготовлен 12.07.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 31.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - ***** рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 18.06.2018;
5) на участие в Аукционе подано 11 заявок от участников закупки;
6) до участия в Аукционе допущено 2 участника Аукциона;
7) дата проведения Аукциона - 25.06.2018;
8) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта **** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (в ред. от 05.04.2013), требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 21.06.2018 N ****-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "7" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе, по следующему основанию: "В нарушение требований документации об электронном аукционе, установленных в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона, участник закупки в представленной первой части заявки на участие в электронном аукционе указывает сведения, не соответствующие требованиям документации об электроном аукционе, а именно:
- в пункте 1 первой части заявки участник закупки указывает "Габаритные размеры изделия (ВхДхГ), мм: 2400х6035х656";
- в пункте 1 первой части заявки участник закупки указывает "Вертикальные перфорированные сплошные панели сложногнутого профиля с фронтальным округлым трубовидным ребром (для вставки скобы-стяжки), диаметр ребра 16 мм, и Г-образным задним ребром (ширина ребра 40 мм) по всей высоте, соединенных горизонтальными профнастилами с минимально-допустимой нагрузкой 80 кг;
- в пункте 1, пункте 2 первой части заявки участник закупки указывает "Высота клипа составляет 15 мм", тогда как в Разделе III "Описание объекта закупки" документации установлены следующие требования "Высота клипа не должна составлять 20 мм;
- в пункте 3 первой части заявки участник закупки указывает "Каркас включает: вертикальные перфорированные сплошные панели сложногнутого профиля с фронтальным округлым трубовидным ребром (для вставки скобы-стяжки), диаметр ребра 16 мм и Г-образным задним ребром (ширина ребра - 34 мм) по всей высоте, соединенных горизонтальными профнастилами с минимально-допустимой нагрузкой 110 кг".
В техническом задании документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования:
- в пункте 1 "Многоуровневая двухсторонняя роликовая конструкция":
"Габаритные размеры изделия не должны быть (ВхДхГ), мм, : 2400 х 6035х656", "Каркас должен включать: вертикальные перфорированные сплошные панели сложногнутого профиля с фронтальным округлым трубовидным ребром (для вставки скобы-стяжки), диаметр ребра
16 мм и Г-образным задним ребром (ширина ребра - не < 35 мм) по всей высоте, соединенных горизонтальными профнастилами с минимально-допустимой нагрузкой
110 кг", "Высота клипа составляет 15 мм";
- в пункте 2 "Многоуровневая двухсторонняя роликовая конструкция": "Высота клипа не должна составлять 20 мм";
- в пункте 3 "Многоуровневая односторонняя стационарная металлическая конструкция": "Каркас должен включать: вертикальные перфорированные сплошные панели сложногнутого профиля с фронтальным округлым трубовидным ребром (для вставки скобы-стяжки), диаметр ребра 16 мм и Г-образным задним ребром (ширина ребра - не < 35 мм) по всей высоте, соединенных горизонтальными профнастилами с минимально-допустимой нагрузкой
110 кг".
В соответствии с Инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в Аукционе: "В случае, если требуемые значения показателя сопровождаются знаком двоеточие и словами "более", "больше", "менее", "меньше", "от", "до", а так же знаками "", "
", " >", "<", то данное требование относится ко всем значениям показателя, в случае если знак двоеточие находится перед одним из указанных требований только к первому из значений показателя".
В заявке Заявителя, представленной представителем Заказчика на заседании Комиссии, указан показатель в пункте 1 "Многоуровневая двухсторонняя роликовая конструкция" технического задания, в том числе следующее: "Габаритные размеры изделия (ВхДхГ), мм: 2400х6035х656", что не соответствует положению документации об Аукционе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Решением Комиссии ФАС России от 02.07.2018 N 18/44/105/770 в действиях Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявок участников требованиям документации об Аукционе, выявлено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе. Также выдано предписание об устранении нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 02.07.2018 N 18/44/105/770, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 02.07.2018 N 18/44/105/770 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
2. Принятие трижды в течение одного квартала решения о несоответствии заявки одного участника закупки требованиям документаций об аукционах обязывает оператора электронной площадки перечислить заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки.
Общество обратилось в ФАС России с заявлением о неправомерности блокирования денежных средств заявителя, в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Указанные обстоятельства послужили основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проверки довод Общества не подтвердился, поскольку контрольным органом в сфере закупок установлено, что в течение одного квартала в отношении вторых частей заявок общества на участие в трех аукционах были приняты решения об их несоответствии требованиям, предусмотренным документациями об этих аукционах.
При таких обстоятельствах согласится с утверждением Общества о том, что оператор электронной площадки нарушил законодательства Российской Федерации о контрактной системе, не представляется возможным.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 09.07.2018 N 18/44/99/345 (полный текст изготовлен 12.07.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя, и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - **** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.06.2019;
5) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 7 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 13.06.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участников Аукциона;
9) минимальное предложение о цене контракта подано участником Аукциона с порядковым номером 1;
10) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта - **** рублей.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с Законом о контрактной системе и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
На заседании Комиссии установлено, что в течение одного квартала в отношении вторых частей заявок Заявителя на участие в аукционах N 1***, 2***, 3*** (далее - Аукционы) были приняты решения об их несоответствии требованиям, предусмотренным документациями об Аукционах.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым заявка Заявителя на участие в Аукционе является третьей из заявок Заявителя, в отношении вторых частей которых в течение одного квартала приняты решения о несоответствии требованиям документаций об Аукционах.
Следовательно, Оператор электронной площадки, заблокировав денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, действовал в соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также не представил доказательств, свидетельствующих о том, что Оператор электронной площадки неправомерно заблокировал денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18, Комиссия решила:
Признать довод ООО "***" не нашедшим своего подтверждения.
3. Срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
ФАС России проведена в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановая проверка. Основание проведение такой проверки послужило поступление информации о сокращении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе после внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
Как установлено контрольным органом в сфере закупок, заказчиком в нарушение требований части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе сокращен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Необходимо отметить, что расчеты сроков окончания подачи заявок на участие в аукционе должны осуществляться с учетом особенностей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 29.06.2018 N 18/44/99/328 (полный текст изготовлен 04.07.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Уполномоченный орган в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 78 174 655,13 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.06.2018;
5) дата проведения Аукциона - 28.06.2018;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
8) дата проведения Аукциона - 28.06.2018;
9) победителем Аукциона признано ООО "Агротэк" с предложением о цене контракта 77 002 035,29 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено Заказчиком в ЕИС - 06.06.2018.
Вместе с тем, 08.06.2018 Заказчиком размещены изменения в извещение о проведении Аукциона.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.06.2018 в 12:00.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом сокращен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, сокративших срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, а также не представлено сведений, указывающих, что выявленное нарушение могло повлиять или повлияло на возможность подачи заявок на участие в Аукционе.
2. Решением комиссии ФАС России от 27.06.2018 по делу N 18/44/105/746 в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний;
- в проекте государственного контракта не установлена пеня за просрочку Заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
- неправомерно установлено условие о том, что контракт заключается с отлагательным условием - доведением (утверждением) лимита финансирования контракта;
- ненадлежащим образом установлены объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
На основания решения от 27.06.2018 по делу N 18/44/105/746, с учетом выявленных нарушений, Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание об устранении вышеуказанных нарушений при заключении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 5, 13 статьи 34, части 6 статьи 65, пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 27.06.2018 по делу N 18/44/105/746, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по настоящему делу не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 27.06.2018 по делу N 18/44/105/746, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.