Введен впервые
Предисловие
1 Разработан ООО "СПбГАСУ-Дорсервис"
2 Внесен Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения.
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 07.08.2018 N 3116-р
4 Имеет рекомендательный характер.
5 Введен впервые.
1 Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) определяет основные требованиям к инфраструктуре опытно-экспериментальных полигонов и методические рекомендации по созданию системы опытно-экспериментальных полигонов на действующей сети автомобильных дорог федерального значения для внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в различных природно-климатических зонах Российской Федерации.
В рекомендациях уделено внимание оснащению, устройству и организации опытно-экспериментальных полигонов в различных природно-климатических зонах Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85. М., 2013.
ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP).
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
ГОСТ 32729-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Метод измерения упругого прогиба нежестких дорожных одежд для определения прочности.
ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений.
ГОСТ 32865-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования.
ГОСТ 33078-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием.
ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности.
ГОСТ 33147-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Плиты дорожные железобетонные. Методы контроля.
ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения.
ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.
ГОСТ Р 8.820-2013 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение. Основные положения.
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения.
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Опытно-экспериментальное применение - применение впервые в том или ином федеральном казенном учреждении, подведомственном Федеральному дорожному агентству, отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации) на одном или нескольких участках освоения.
3.2 Освоение инноваций в дорожном хозяйстве - применение прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании дорог и сооружений на них.
3.3 Отраслевая инновация - введение впервые в отрасли в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги), процесса, организационного метода в области техники, технологии и материалов, безопасности дорожного движения, организации труда и управления.
3.4 Текущий мониторинг - это мониторинг, направленный на получение информации об успешности освоения отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны) в цикле освоения в Росавтодоре до получения результатов оценки эффективности.
3.5 Участок освоения (опытно-экспериментальный полигон) - участок капитального ремонта, ремонта или содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения или искусственного сооружения на них, на которых в федеральном казенном учреждении, подведомственном Росавтодору, осуществляется опытно-экспериментальное или широкое применение одной или нескольких отраслевых инноваций (инноваций дорожно-климатической зоны, инноваций организации).
3.6 Цикл освоения инновации в Росавтодоре - процесс, связанный с освоением отраслевой инновации в федеральных казенных учреждениях, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в различных климатических зонах, начинаемый с опытно-экспериментального применения и до получения результатов оценки эффективности.
3.7 Широкое применение - применение в том или ином федеральном казенном учреждении, подведомственном Федеральному дорожному агентству, отраслевой инновации (инновации дорожно-климатической зоны, инновации организации) на одном или нескольких участках освоения с года, следующего за опытно-экспериментальным применением.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем методическом документе приняты следующие обозначения и сокращения:
ГИБДД - государственная инспекция безопасности дорожного движения;
ОЭП - опытно-экспериментальный полигон.
5 Общие положения
5.1 К опытно-экспериментальному применению в органах управления дорожным хозяйством рекомендуется:
- вновь разработанная или ранее не применявшаяся данным органом управления дорожным хозяйством отечественная инновация, не обеспеченная изданными Росавтодором методическими документами (ОДМ), утвержденными ПНСТ или согласованными Росавтодором стандартами организации в порядке, предусмотренном ОДМ 218.1.001-2010 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" [1];
- впервые осваиваемая в Российской Федерации зарубежная инновация;
- отдельные технические предложения.
5.2 При опытно-экспереиментальном применении порядок планирования, организации работ, финансирования и информационного обеспечения инновационной деятельности, а также порядок и требования к организации учета, отчетности и контроля выполнения работ по внедрению и освоению инновационной продукции осуществляется в соответствии с ОДМ "Методические рекомендации по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе федерального дорожного агентства".
5.3 Участки освоения (опытно-экспериментальные полигоны) должны позволить проведение исследований по вопросам, связанным с мониторингом:
- состояния конструкции (напряженно-деформированного и транспортно-эксплуатационного состояний и их динамики во времени);
- влияния погодных условий (мониторинг основных явлений и их влияния на водно-тепловой режим конструкций, работоспособности как в целом, так и отдельных слоев);
- транспортного потока (выявление сезонных и годовых изменений и влияние на динамику деградации эксплуатационного состояния);
- изучения инновационных дорожно-строительных материалов (влияние их на распределяющую способность и другие качества конструкций, мониторинг стабильности свойств во времени);
- технологий (целесообразность при строительстве, ремонте или капитальном ремонте, влияния на степень деградации переменных параметров покрытий и ухудшение потребительских свойств дороги).
5.4 В общем виде опытно-экспериментальный полигон должен состоять из последовательно расположенных участков освоения (текущего мониторинга) в виде линейных секций, размещенных на дорогах общего пользования (Приложение А), состоящим из испытательных площадок (секций). ОЭП может быть размещен только на участках автомобильных дорог федеральных значения имеющих по две полосы движения в каждую сторону и интенсивность движения не более 500 ед/ч на каждой полосе.
Границы между опытными секциями целесообразно совмещать с местами расположения водопропускных труб и других искусственных сооружений с тем, чтобы они не оказывали влияние на работу опытной конструкции в пределах секций.
5.5 В составе опытно-экспериментального полигона допускается устройство сразу нескольких участков исследований, включающих:
- участок с испытательными площадками (секциями) (Приложения А и Б), для наблюдения за необратимыми деформациями и водно-тепловым режимом конструкций (с установкой датчиков), для оценки эксплуатационного состояния, для оценки дорожных конструкций (с неодинаковой толщиной слоев, измерения пластичности асфальтобетонов, измерения хрупкости асфальтобетонов и битумов);
- участок для испытаний различных видов искусственных сооружений и мостовых конструкций, для испытания пешеходных мостов, для испытания тоннелей, для испытания мостовых конструкций, для испытания композитных и иных инновационных материалов;
- участка для испытания элементов обустройства дороги;
- участка изучения нетрадиционных материалов.
5.6 Устраиваемые конструкции на испытательных площадках (секциях) должны быть предусмотрены как равнопрочные конструкции, равнотолщинные конструкции, разнопрочные конструкции (с разным уровнем надежности), и жесткие дорожные одежды. При использовании различных конструкций для определения эталонной, рекомендуется обычная конструкция с дробленным скальным минеральным материалом построенная по требованиям СП 78.13330.2012.
5.7 Участки освоения на ОЭП требуется разделять на секции (Приложения А и Б), длинной не менее 150 м., на которых использовать различные конструкции дорожной одежды - от особо большой толщины асфальтобетонного слоя до цементобетонных покрытий, включая укрепленное цементом основание под асфальтобетонным покрытием.
5.8 При проведении работ на участках ОЭП ограждение мест производства работ осуществляется согласно ОДМ 218.6.019-2016, как при проведении краткосрочных работ.
5.9 ОЭП обязательно оснащается автоматической метерологической станцией по ГОСТ 33151, при этом метеорологическая станция монтируется совместно со знаком перемененной информации перед началом ОЭП.
5.10 Перед началом ОЭП для водителей за 150 м устанавливается информационное табло в виде знака переменной информации по ГОСТ 32865 с обязательным указанием протяженности ОЭП, в конце ОЭП устанавливают знак 3.31 "Конец зоны всех ограничений" по ГОСТ Р 52290. При необходимости в соответствии с программой исследований на участках ОЭП допускается изменение скоростного режима, путем установки соответствующих дорожных знаков перед участками.
5.11 С учетом программы исследований, на участках требующих установки датчиков по глубине от 1 см до 5 м устанавливаются требуемые датчики и измерительные средства (Пример: Приложение Б).
5.12 Минимальный набор датчиков и приборов, устанавливаемых в конструкции, должен включать датчики: остаточных и обратимых деформаций, оценки внутренних напряжений в асфальтобетоне (в цементобетоне), оценки внутренних напряжений, температуры, влажности грунта, а также виброакселерометр, зонд глубины промерзания, датчики порового давления.
5.13 Для обеспечения бесперебойной работы измерительного оборудования должны соблюдаться регламенты закладки измерительного оборудования. Основные требования к работам по закладке измерительного оборудования представлены в Приложении В.
5.14 На опытно-экспериментальных полигонах должны быть определены специальные требования к порядку движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, согласованы маршруты и определены особые условия движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
5.15 Для обеспечения полноценной работы и обработки данных необходима постоянная связь с центром мониторинга и научного сопровождения, а также с постами ГИБДД с весовым контролем.
5.16 Программа исследований выполняемых на секциях ОЭП определяется ТЗ на выполнение работ по опытно-экспериментальному внедрению или по текущему мониторингу. Испытания материалов и конструкций в условиях опытно- экспериментальных полигонов должны проходить по правилам, прописанным в виде регламентов на испытания, и одинаковых для всех исследователей с учетом региональных климатические условий. Схемы всех видов работы в пределах ОЭП должны быть утверждены владельцем автомобильной дороги. Рекомендации к программам исследований представлены в Приложении Г. Регламенты типовых исследований представлены в Приложении Д.
5.17 Материалы и конструкции дорожных покрытий на опытных секциях принимаются в соответствии с Программой исследований на наблюдательных полигонах.
5.18 Проверочный расчет дорожной одежды проводить в соответствии с действующими нормами и с учетом научных рекомендаций, в необходимых случаях. Толщина однотипных покрытий нежесткого и жесткого типа должна быть одинаковой.
5.19 Для размещения опытных конструкций жесткого типа допускается удаление части существующего основания дорожной одежды.
5.20 Основание дорожной одежды должно быть однородным как по длине полигона, так и по его ширине. Критерием однородности служит наличие одних и тех же конструктивных слоев из одинаковых материалов. Также критерием является отличие в толщах однотипных, по расположению дорожной конструкции и материалам, конструктивных слоев не более 2 см. При этом коэффициент вариации измеренных эквивалентных модулей упругости ниже слоя дорожного покрытия в пределах каждой опытной секции (допускается проводить измерения методом кратковременного нагружения) при доверительной вероятности 0,95 не должен превышать 10%. Средние значения эквивалентных модулей упругости для опытных секций с однотипными проверяемыми инновационными покрытиями не должны статистически значимо отличаться. В том случае, если данные условия не выполняются, необходимо предусмотреть меры по обеспечению однородности основания дорожной одежды. Оценка однородности основания дорожной одежды производится по результатам не менее чем тридцати измерений в пределах каждой полосы движения каждой опытной секции. Места измерений в пределах обследуемого участка должны располагаться равномерно.
5.21 С целью обеспечения однородности работы грунтовых оснований на участках замены слабых и неоднородных грунтов необходимо предусмотреть устройство дренажей глубокого заложения с применением инновационных решений. Что позволит одновременно решать научно-исследовательские задачи в области регулирования водного режима грунтовых оснований дорожных конструкций.
5.22 Конструкции опытных дорожных одежд должны быть равнопрочными, в связи с чем допускается различная толщина дорожных одежд с обеспечением плавного сопряжения их на границах секций.
6 Требования к техническому оснащению ОЭП
6.1 Датчики регистрации напряженно-деформированного и температурно-влажностного режимов дорожных конструкций должны соответствовать следующим требованиям.
Требования к механическим характеристикам.
Датчики должны сохранять работоспособность при воздействии внешних факторов (уплотняющая техника, увлажнение, пыль и т.д.) в процессе строительства испытательных секций.
Требования к комплектности.
Длина подводящих проводов должна быть достаточной для соединения точек проектного положения датчика и устройства считывания информации.
Совместно с комплектом датчиков должно поставляться устройство считывания информации / программное обеспечение для работы в операционных системах Windows. Системы считывания информации датчиков напряжений и деформаций должны обеспечивать возможность считывания показаний с датчиков в динамическом режиме.
К поставке обязательны регламент проведения оценки работоспособности датчика, методика и оборудование для калибровки (в случае необходимости проведения данных работ). В комплект поставки должна входить инструкция на русском языке.
Требования к установке.
Установка датчиков должна осуществляться квалифицированными специалистами в соответствии с техническими регламентами закладки датчиков, рекомендациями производителя измерительного оборудования.
Требования к метрологическим характеристикам представлены в таблицах 1-7.
Таблица 1 - Датчики оценки внутренних напряжений в асфальтобетоне
Параметр датчика |
Требования |
Минимальный диапазон измерений, |
1500 |
Минимальный диапазон рабочих температур, °С |
от -30 до + 60 |
Максимальная температура без нарушения работоспособности, °С |
не менее 180 |
Таблица 2 - Датчики оценки внутренних напряжений в цементобетоне
Параметр датчика |
Требования |
Минимальный диапазон измерений, |
3000 |
Минимальный диапазон рабочих температур, °С |
от -30 до + 60 |
Погрешность измерений, % |
0,1 |
Таблица 3 - Датчики оценки давления
Параметр датчика |
Требования |
Минимальный диапазон измерений, МПа |
|
Минимальный диапазон рабочих температур, °С |
от -18 до + 30 |
Минимальный срок службы, количество циклов |
Таблица 4 - Датчики влажности грунта
Параметр датчика |
Требования |
Точность, % объемного содержания влаги |
3 |
Разрешение, % объемного содержания влаги, не менее |
0,1 |
Таблица 5 - Датчики температуры
Параметр датчика |
Требования |
Минимальный диапазон рабочих температур, °С |
от -30 до + 60 |
Точность, °С, не менее |
0,5 |
Разрешение, °С, не менее |
0,1 |
Таблица 6 - Датчики остаточных деформаций
Параметр датчика |
Требования |
Минимальный диапазон рабочих температур, °С |
от -30 до +60 |
Точность, мм, не менее |
0,5 |
Таблица 7 - Датчики обратимых деформаций
Параметр датчика |
Требования |
Точность для значений перемещений после обработки сигнала, мм, не менее |
0,01 |
6.2 Основные технические требования к системе мониторинга транспортного потока.
Требования к техническим характеристикам.
Система мониторинга для полигонов линейного типа должна обеспечить автоматическую регистрацию и хранение следующих параметров:
- количество транспортных средств, проходящих по исследуемой проезжей части в единицу времени (час, сутки, месяц, год);
- количество легковых автомобилей в потоке;
- количество грузовых автомобилей в потоке с разделением на группы не хуже, чем по EUR 13 (то есть не менее чем на 10 групп для грузовых автомобилей);
- количество автобусов в потоке;
- величина нагрузки на ось или колесо проходящего автомобиля;
- скорость транспортного средства.
Работа должна осуществляться одновременно на всех исследуемых полосах движения.
Система мониторинга должна обеспечить автоматическую регистрацию и хранение информации о количестве транспортных средств, проходящих по исследуемой проезжей части в единицу времени (час, сутки, месяц, год).
Рабочая температура измерительного блока - от -40 °С до +70 °С.
Питание от сети переменного тока - 220 В.
Интерфейсы:
Таблица 8
HW |
Ethernet, модемы: RS232, GPRS / EDGE / CDMA и др. |
SW |
TSP/IP, UDP/IP, HTTP |
GUI |
Web-интерфейс |
Требования к метрологическим характеристикам.
Точность измерения нагрузки на ось - 11 %.
Точность измерения скорости - 3%.
Требования к комплектности.
В комплект поставки должна входить инструкция на русском языке.
Система мониторинга должна иметь все необходимые сертификаты и лицензии.
В комплект поставки должен входить весь перечень необходимого оборудования для регистрации параметров, отмеченных в пункте "Требования к техническим характеристикам".
Требования к установке.
Установка датчиков должна осуществляться квалифицированными специалистами. Для полигонов линейного типа место установки должно обеспечивать регистрацию параметров транспортного потока в период движения транспортных средств, как по полигону, так и по обходному участку.
Должен быть обеспечен свободный и безопасный доступ обслуживающего персонала к оборудованию, входящему в состав системы мониторинга.
6.3 Основные технические требования к системе мониторинга погодно- климатических факторов.
Требования к техническим характеристикам.
Станция должна обеспечить автоматическую регистрацию и хранение следующих параметров:
- относительная влажность и температура воздуха;
- атмосферное давление;
- осадки (дождь, смешанный дождь/снег, снег) и интенсивность их выпадения;
- направление и скорость ветра;
- температура и состояние поверхности (сухая, влажная, мокрая, лед, иней, снег) дороги.
Интерфейсы:
Таблица 9
HW |
Ethernet, модемы: RS232, GPRS / EDGE / CDMA и др. |
SW |
TSP/IP, UDP/IP, HTTP |
GUI |
Web-интерфейс |
Работа станции должна осуществляться от сети переменного тока или от солнечных батарей.
Требования к метрологическим характеристикам.
Таблица 10
Метрологический параметр |
Диапазон измерения, не уже |
Точность измерения, не хуже |
Относительная влажность воздуха |
1 - 100 % |
2 % |
Температура воздуха |
-40 - + 60°С |
0,5°С |
Атмосферное давление |
500 - 1000 гПа |
0,5 гПа |
Интенсивность дождя |
0 - 200 мм/час |
0,1 мм/час |
Интенсивность снега |
- |
0,1 мм/час |
Скорость ветра |
0 - 60 м/с |
5 % |
Направление ветра |
0 |
3 |
Температура поверхности дороги |
-40 - + 60°С |
0,5°С |
Требования к комплектности.
В комплект поставки должна входить инструкция на русском языке. Система мониторинга должна иметь все необходимые сертификаты и лицензии. В комплект поставки должен входить пакет прикладных программ, необходимых для измерения, реализации алгоритмов и других процедур, осуществляющих полный анализ состояния поверхности дорожного покрытия.
Требования к установке.
Установка станции и датчиков должна осуществляться квалифицированными специалистами в предусмотренном проектом месте. Должен быть обеспечен свободный и безопасный доступ обслуживающего персонала к оборудованию, входящему в состав станции.
6.4 Основные технические требования к оснащению процессов сбора информации.
Требования к мобильному измерительному комплексу.
Мобильный измерительный комплекс должен иметь необходимое оборудование (даталогеры) для регистрации показаний с датчиков, заложенных в конструктивные слои дорожных одежд, в режимах, предусмотренных условиями измерений.
Минимальные технические требования к персональному компьютеру, входящему в состав переносного измерительного комплекса:
- операционные системы, поддерживающие работу с необходимым рабочим программным обеспечением;
- свободное место на жестком диске - не менее 100 Мб;
- видеокарта и монитор SVGA с поддержкой видео режима с глубиной цвета 16 млн. цветов, рекомендуемое разрешение: 1024х768 или 1280х1024;
- 3 последовательных USB порт;
- возможность подключения к сети Internet.
Программное обеспечение должно обеспечивать возможность считывания и обработки данных со всего перечня оборудования, используемого на полигоне.
Программное обеспечение должно иметь:
- возможность графического отображения в течение измерения;
- функцию извлечения данных измерений;
- функцию пропуска данных измерений;
- возможность ручного редактирования показаний (для измерительных зондов) с целью устранения некорректных значений (например, динамических прогибов от автомобильного транспорта, не являющихся остаточными деформациями и необратимыми перемещениями и т.п.);
- возможность обработки информации и построения графиков.
Требования к системе передачи информации (при ее наличии).
В состав системы передачи информации входят: регистрирующая аппаратура (даталогеры), общий коммутационный блок и модем, снабженные источником(ами) бесперебойного питания.
Элементы системы передачи информации должны быть предназначены для эксплуатации на открытом воздухе и изготавливаться в климатическом исполнении, соответствующем климатическому району места эксплуатации по ГОСТ 15150.
Минимальный диапазон рабочих температур компонентов системы передачи информации - от -40 до +45 °С.
Все элементы системы передачи информации должны быть помещены в специальные распределительные щиты (с уровнем защиты не ниже IP 65 по ГОСТ 14254), предотвращающие воздействие на них погодно-климатических факторов и обеспечивающие бесперебойную работу электрических компонентов системы в течение длительного срока эксплуатации.
Молниезащита - заземление по постоянному току.
Система передачи информации должна обеспечивать передачу информации с необходимого количества датчиков с заданной периодичностью, отвечающей условиям эксперимента.
Общий коммутационный блок должен обеспечивать резервное хранение результатов измерений, полученных через регистрирующую аппаратуру, во встроенной энергонезависимой памяти и передачу их при необходимости на модем по стандарту типа RS-485 (или аналог) и на персональный компьютер через порт USB. При наличии функции хранения, информация может храниться непосредственно в энергонезависимой памяти регистрирующей аппаратуры.
Источник бесперебойного питания должен обеспечивать периодическое кратковременное снабжение электрической энергией регистрирующей аппаратуры, общего коммутационного блока и модема с учетом требований завода-изготовителя данного оборудования.
Модем должен обеспечивать передачу информации посредством сотовой связи стандарта GSM. При отсутствии сотовой связи стандарта GSM передачу информации необходимо осуществлять при помощи проводной или спутниковой связи.
6.5 Технико-экономические требования к приборному оснащению испытаний мостовых сооружений и элементов.
Требования к метрологическим характеристикам.
Датчики оценки напряжений в арматурных стержнях железобетонных конструкций
Таблица 11
Параметр датчика |
Требования |
Минимальный диапазон измерений, |
2500 |
Минимальный диапазон рабочих температур, °С |
от -20 до + 80 |
Погрешность измерений, % |
0,25 |
Датчики оценки напряжений на поверхности бетонных и металлических конструкций
Таблица 12
Параметр датчика |
Требования |
Минимальный диапазон измерений, |
3000 |
Минимальный диапазон рабочих температур, °С |
от -20 до + 80 |
Погрешность измерений, % |
0,1 |
Датчики оценки напряжений на поверхности бетонных и металлических конструкций
Таблица 13
Параметр датчика |
Требования |
Минимальный диапазон измерений, g |
2 |
Минимальный диапазон рабочих частот, Гц |
0 _ 800 (5 %) |
Минимальный диапазон рабочих температур, °С |
от -30 до + 60 |
Разрешение, g |
0,0001 |
Шум, g, не более |
380 |
7 Рекомендации по созданию системы опытно-экспериментальных полигонов в различных природно-климатических зонах Российской Федерации
7.1 Система опытно-экспериментальных полигонов (их устройство, оснащение и организация) должна обеспечить проведение следующих основных исследований:
- изучение состояния конструкции - напряженно-деформированного и транспортно-эксплуатационного состояний и их динамики во времени;
- изучение погоды - мониторинг основных явлений и их влияния на водно-тепловой режим конструкций, работоспособности как в целом, так и отдельных слоев;
- изучение транспортного потока - выявление сезонных и годовых изменений и влияние на динамику деградации эксплуатационного состояния;
- изучение инновационных дорожно-строительных материалов - влияние их на распределяющую способность и другие качества конструкций, мониторинг стабильности свойств во времени;
- изучение технологий - целесообразность при строительстве, ремонте или капитальном ремонте, влияния на степень деградации переменных параметров покрытий и ухудшение потребительских свойств дороги.
7.2 Места размещения и оснащение опытно-экспериментальных полигонов должны учитывать основные направления исследований целесообразных для различных условий дорожно-климатических зон РФ, а именно система ОЭП должна представлять собой не менее трех участков освоения в трех основных дорожно-климатических зонах.
7.2.1 Зона размещения на севере- распространения вечномерзлых грунтов. Основные направления исследований в этих условиях - обеспечение устойчивости земляного полотна в связи с возможным изменением состояния криолитозоны, а также проверка долговечности дорожных покрытий в условиях действия очень низких зимних температур.
7.2.2 Зона размещения в центре- средняя полоса России. Основные направления исследований в этой зоне - обеспечение устойчивости земляного полотна на слабых грунтах, увеличение долговечности дорожных одежд в условиях высокой интенсивности движения, повышение устойчивости дорожных покрытий к колееобразованию (в том числе в результате износа шипами) и трещинообразованию.
7.2.3 Зона размещения на юге- в сочетании с горным рельефом. Основные направления исследований в этой зоне - обеспечение устойчивости дорожных покрытий к пластическим деформациям в жаркий период года, а также совершенствование методов противодействия оползневым процессам на горных склонах.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7.4 Участки дорог действующей сети, назначаемые для использования как ОЭП должны отвечать следующим требованиям: соответствовать требованиям п. 5.4, иметь протяженность линейных участков до 1 км, не иметь пересечений в одном уровне. Также целесообразно выбирать участки имеющие насыпи высотой до 12 и малые водопропускные сооружения.
7.4 Выбор ОЭП в зонах указанных в 6.2 осуществляется по поручению ФКУ от ФДА с учетом плана освоения инноваций по ОДМ "Методические рекомендации по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе федерального дорожного агентства".
7.5 Сбор и накопление информации текущего мониторинга с ОЭП должен осуществляться на базе АСУ МКВИ.
7.6 Работа полигонов осуществляется по циклической схеме. После того как проверяемые материалы и конструкции пройдут установленный цикл проверки, производится реконструкция полигона. Конструкции (инновации) прошедшие цикл освоения в Росавтодоре разбираются, а на их месте устраиваются новые для последующей освоения.
8 Метрологическое обеспечение опытно-экспериментальных полигонов
8.1 Метрологическое обеспечение опытно-экспериментальных полигонов осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 8.820.
8.2 Все средства измерений (СИ), применяемые для аттестации испытательного оборудования, должны быть поверены и/или калиброваны в соответствии с ГОСТ Р 8.568.
9 Требования к оформлению паспорта опытно-экспериментального полигона
Паспорт опытно-экспериментальных полигонов должен включать:
- год постройки;
- место расположения опытно-экспериментального полигона;
- общую длину опытно-экспериментального полигона;
- характеристики участков мониторинга;
- конструкции испытательных площадок (секций);
- конструкции участков для испытаний различных видов искусственных сооружений и мостовых конструкций:
- сведения о лице, ответственном за обеспечение требований охраны труда и техники безопасности, с указанием контактных данных.
Библиография
[1] ОДМ 218.1.001-2010 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства".
[2] ОДМ "Методические рекомендации по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе федерального дорожного агентства".
[3] ОДМ 218.6.019-2016 Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ.
[4] ОДН 218.1.052-2002 Оценка прочности нежестких дорожных одежд (взамен ВСН 52-89).
[5] ОДМ 218.2.024-2012 Методические рекомендации по оценке прочности нежестких дорожных одежд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.4.033-201 "Методические рекомендации по созданию системы опытно-экспериментальных полигонов на действующей сети автомобильных дорог федерального значения для внедрения новых технологий и материалов в дорожном хозяйстве в различных природно-климатических зонах Российской Федерации" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 7 августа 2018 г. N 3116-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) официально опубликован не был