Определение Верховного Суда РФ от 4 июня 2018 г. N 304-ЭС18-5931
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроинвест-12" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2017, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.02.2018 по делу N А45-26060/2016, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агроинвест-12" (далее - ООО "Агроинвест-12") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (далее - департамент) о признании недействительным приказа от 19.08.2016 N 365 об изъятии земельного участка для государственных нужд в связи с осуществлением недропользования.
Требования со ссылкой на статью 280 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 56.3, 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) мотивированы тем, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
К участию в деле привлечены акционерное общество "СУЭК-Кузбасс" (далее - АО "СУЭК-Кузбасс"), Ярощук Николай Федорович.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2017, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.02.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами трех инстанций не исследовались наличие оснований для изъятия земельного участка, судами не применена подлежащая применению статья 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
При этом согласно статье 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным законом.
Таким образом, применительно к спорным отношениям именно статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает условия, при которых допускается принудительное изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд.
Цель изъятия земельного участка в ходатайстве АО "СУЭК-Кузбасс" указана в связи с осуществлением недропользования.
Однако, на указанном участке не могут вестись работы, связанные с размещением отвала вскрышных пород.
Незаконное размещение отвала пород на земельном участке, не отведенном для указанных целей, который во исполнение судебного решения по делу N А27-10877/2013 АО "СУЭК Кузбасс" обязано освободить, не является основанием для изъятия земельного участка в соответствии со статьей 25.2 Закона РФ "О недрах".
Из анализа положении статей 235, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что наличие у общества лицензии на право пользования недрами является единственным и безусловным основанием для удовлетворения ходатайства об изъятии земельного участка и влечет принудительное его изъятие для государственных или муниципальных нужд при несоблюдении иных условий, при которых возможно такое изъятие.
Фактическое использование недропользователем земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107008:416 для хранения отвалов горных пород свидетельствует о возможности ведения горных работ и без изъятия земельного участка.
Судами не применена статья 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, ООО "Агроинвест-12" является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 2,2923 га, с кадастровым номером 42:10:0107008:378, расположенного по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район (свидетельство о государственной регистрации права от 15.05.2012 серии 42-АД N 051321).
Выявив, что участок занят отвалом горных пород, являющихся отходами угледобывающего производства разреза "Камышанский", ООО "Агроинвест-12" в апреле 2013 года направило в адрес АО "СУЭК-Кузбасс" письмо о незаконном занятии спорного земельного участка, на что АО "СУЭК-Кузбасс" выразило готовность его освободить, а также предложило истцу выкупить земельный участок либо рассмотреть вопрос о предоставлении заявителю для ведения сельскохозяйственной деятельности иных земельных участков вне зоны лицензионных границ и развития добывающих предприятий АО "СУЭК-Кузбасс" (письмо от 19.07.2013 N 01/4466).
31.07.2013 ООО "Агроинвест-12" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском об обязании освободить земельный участок, привести его в состояние пригодное для ведения сельскохозяйственного производства.
Решением от 03.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10877/2013, вступившим в законную силу, суд обязал АО "СУЭК-Кузбасс" прекратить деятельность по хранению отходов угледобывающего производства (вскрышных пород) на земельном участке с кадастровым номером 42:10:0107008:378, освободив данный земельный участок от отходов угледобывающего производства (вскрышных пород) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Определением суда от 21.06.2014 ОАО "СУЭК-Кузбасс" была предоставлена отсрочка по исполнению решения суда до 01.06.2015.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "от 06.12.2013"
АО "СУЭК-Кузбасс" 27.06.2016 обратилось в департамент с ходатайством об изъятии, в том числе земельного участка общей площадью 22 923 м2, с кадастровым номером 42:10:0107008:378, для государственных или муниципальных нужд в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, также осуществляемых за счет средств ОАО "СУЭК-Кузбасс".
Департамент, руководствуясь главой VII.1 ЗК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 "Об утверждения Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" (далее - Положение о Федеральном агентстве по недропользованию), решением комиссии по рассмотрению ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с использованием участками недр местного значения, отнесенных к компетенции департамента (протокол от 18.08.2016 N 2016-09-КЕМ), на основании ходатайства ОАО "СУЭК-Кузбасс" издал приказ от 19.08.2016 N 365 об изъятии у ООО "Агроинвест-12" земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107008:378 для государственных (муниципальных) нужд в связи с осуществлением недропользования. Указанный приказ был получен истцом 26.09.2016.
Считая, что вышеупомянутый приказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Агроинвест-12" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Статьей 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в частности для государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 2 статьи 279 ГК РФ).
Согласно статье 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Статьей 56.2 ЗК РФ определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании, в том числе, решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), а также для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
В пункте 4 статьи 56.3 ЗК РФ закреплено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Кодекса.
В силу пункта 11 статьи 56.4 ЗК РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:
1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 Кодекса;
2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;
3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 Кодекса.
4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5.3.19 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию данное агентство уполномочено на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд в связи с осуществлением недропользования.
Полномочиями по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) по месту нахождения изымаемых земельных участков департамент наделен на основании приказа Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 N 255.
Учитывая, что АО "СУЭК-Кузбасс" имеет лицензии на право пользования недрами КЕМ 14705 TP и КЕМ 01517 ТЭ, суды признали его недропользователем и организацией, входящий в Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442, на основании ходатайств которых осуществляется принятие решений об изъятии земельных участков.
Согласно заключению от 19.07.2016 N Р-01-448, представленном Кемеровским филиалом федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" в департамент, рассматриваемый земельный участок полностью располагается в контурах лицензионных участков КЕМ 14705 TP и КЕМ 01517 ТЭ.
Суды установили, что изъятие земельного участка необходимо в целях недропользования для угледобывающего производства, указав при этом, что государственное регулирование в области недропользования, равно как и добыча полезных ископаемых обладателем лицензии на разработку недр невозможны без изъятия спорного земельного участка.
Отклоняя ссылку заявителя на решение суда по делу N А27-10877/2013, суды также верно указали, оно не влечет автоматического прекращения действия лицензии на разработку недр и не исключает возможность оформления земельного участка недропользователю в установленном законом порядке; освобождение земельного участка АО "СУЭК-Кузбасс" в порядке исполнения указанного судебного акта не препятствует в дальнейшем заинтересованному лицу принять решение об изъятии земельного участка для государственных нужд.
Довод заявителя жалобы о не применении судами статьи 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в соответствии с которой АО "СУЭК-Кузбасс" может обладать спорным земельным участком только на праве аренды, так как 99,9 процентов его уставного капитала принадлежит иностранному юридическому лицу, не заявлялся в судах первой и апелляционной инстанций, не был их предметом проверки и оценки.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Поскольку заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, ходатайство о проведении заседания по делу путем использования систем видеоконференц-связи подлежит отклонению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации, определил:
в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Агроинвест-12" о проведении заседания по делу путем использования систем видеоконференц-связи отказать.
Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Агроинвест-12" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 4 июня 2018 г. N 304-ЭС18-5931 по делу N А45-26060/2016
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4958/17
08.09.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3601/17
29.08.2017 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3601/17
02.06.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3601/17
21.04.2017 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-26060/16
14.03.2017 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-26060/16