Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 июля 2018 г. N 88-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зайцевой Ксении Александровны о признании недействующими абзацев 6 и 7 пункта 11 Порядка обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 23 ноября 2015 года N 428а (в редакции постановления от 22 декабря 2017 года N 443а) по апелляционным жалобам Департамента профессионального образования Томской области, Администрации Томской области, областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Томский аграрный колледж" на решение Томского областного суда от 12 февраля 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Зайцевой К.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителей Администрации Томской области Тумашовой К.В., Департамента профессионального образования Томской области Сукача А.А., представителей областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Томский аграрный колледж" Чиркова П.В., возражения на апелляционные жалобы представителя Зайцевой К.А. адвоката Мочековой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Администрации Томской области от 23 ноября 2015 года N 428а утвержден Порядок обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее также - Порядок). Текст документа опубликован в изданиях "Томские новости" 4 декабря 2015 года N 48 и "Собрание законодательства Томской области" 15 декабря 2015 года N 12/1 (136), размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2015 года.
Постановлениями Администрации Томской области от 24 июня 2016 года N 207а и от 22 декабря 2017 года N 443а в указанное выше постановление, которым утвержден Порядок, внесены соответствующие изменения.
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок определяет порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся:
1) выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одеждой, обувью и единовременным денежным пособием;
2) выпускниками общеобразовательных организаций, не находящимися на полном государственном обеспечении в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не являющимися выпускниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одеждой, обувью и единовременным денежным пособием;
3) выпускниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшимися за счет средств областного бюджета или местных бюджетов по основным образовательным программам по очной форме обучения и не продолжающими обучение за счет средств областного бюджета или местных бюджетов по основным образовательным программам по очной форме обучения, - одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием.
Согласно пункту 11 Порядка обеспечение выпускников, указанных в подпунктах 1), 2) пункта 1 настоящего Порядка, одеждой, обувью (или выплата взамен их денежной компенсации), а также выплата им единовременного денежного пособия производятся не позднее истечения 10 рабочих дней со дня представления организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательной организации всех документов, указанных в пунктах 3-5 настоящего Порядка, при соблюдении одновременно следующих условий:
все указанные документы представлены выпускником после отчисления из указанной организации;
на день представления всех указанных документов выпускник относится к лицам, указанным в статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Обеспечение выпускников, указанных в подпункте 3) пункта 1 настоящего Порядка, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (или выплата взамен их денежной компенсации), а также выплата им единовременного денежного пособия производятся не позднее истечения 10 рабочих дней со дня представления организации, осуществляющей образовательную деятельность, всех документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, при соблюдении одновременно следующих условий:
все указанные документы представлены выпускником после отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность;
на день представления всех указанных документов выпускник относится к лицам, указанным в статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (абзац 6);
все указанные документы представлены выпускником в период с 1 сентября по 15 июня следующего года включительно, за исключением случая, когда выпускник одновременно соответствует следующим признакам: он достиг возраста 22 лет ко дню его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность; он достигнет возраста 23 лет в период после его отчисления из указанной организации и до ближайшего к данному отчислению 1 сентября (абзац 7).
Обеспечение выпускников одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (или выплата взамен их денежной компенсации), а также выплата единовременного денежного пособия производятся на основании распорядительного акта организации.
Одежда, обувь, мягкий инвентарь и оборудование передаются лично заявителю (его законному представителю) под его роспись с проставлением даты передачи.
Зайцева К.А. обратилась в Томский областной суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими федеральному закону и недействующими положений абзацев 6 и 7 пункта 11 Порядка, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что она является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 1 сентября 2015 года по 30 июня 2017 года она обучалась в областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Томский аграрный колледж" (далее - ОГБПОУ "Томский аграрный колледж") по специальности "Страховое дело". При поступлении в колледж она относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем полагала, что за ней сохранилось право на дополнительные гарантии по социальной поддержке на период отчисления из колледжа исходя из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также - Федеральный закон N 159-ФЗ), однако ей незаконно отказано в их предоставлении.
Административный истец полагала, что оспариваемые положения Порядка противоречат вышеуказанной норме Федерального закона, поскольку лишают ее возможности воспользоваться дополнительными гарантиями (бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием, единовременным денежным пособием в размере равном двукратной величине прожиточного минимума трудоспособного населения), установленными федеральным законодательством.
Решением Томского областного суда от 12 февраля 2018 года административное исковое заявление Зайцевой К.А. удовлетворено.
На решение Томского областного суда от 12 февраля 2018 года Департаментом образования Томской области, Администрацией Томской области, ОГБПОУ "Томский аграрный колледж" поданы апелляционные жалобы, в которых поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с нарушением судом норм материального права, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Зайцевой К.А.
Зайцева К.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещена своевременно и в надлежащей форме. До начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от Зайцевой К.А. в письменной форме поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что в рамках предоставленных полномочий Администрацией Томской области было издано 23 ноября 2015 года постановление N 428а "Об утверждении Порядка обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность", составной частью которого является Порядок обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, действующий на момент вынесения решения в редакции постановлений Администрации Томской области от 24 июня 2016 года N 207а и от 22 декабря 2017 года N 443а.
Оспариваемыми абзацами 6 и 7 пункта 11 Порядка предусмотрено соблюдение условий при обеспечении выпускников, указанных в подпункте 3) пункта 1 настоящего Порядка одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (или выплата взамен их денежной компенсации), а также выплата им единовременного денежного пособия. К таким условиям отнесены:
на день представления всех указанных документов выпускник относится к лицам, указанным в статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
все указанные документы представлены выпускником в период с 1 сентября по 15 июня следующего года включительно, за исключением случая, когда выпускник одновременно соответствует следующим признакам: он достиг возраста 22 лет ко дню его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность; он достигнет возраста 23 лет в период после его отчисления из указанной организации и до ближайшего к данному отчислению 1 сентября.
Данные условия применимы к выпускникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшимся за счет средств областного бюджета или местных бюджетов по основным образовательным программам по очной форме обучения и не продолжающим обучение за счет средств областного бюджета или местных бюджетов по основным образовательным программам по очной форме обучения.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.
В то же время суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона N 159-ФЗ, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлениях от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П и от 21 января 2010 года N 1-П, разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", пришел к выводу о несоответствии оспариваемых положений Порядка действующему законодательству в связи с наличием в них выборочного изменения объема прав, а также юридико-лингвистической неопределенности. При этом суд указал, что оспариваемые положения абзацев 6 и 7 пункта 11 Порядка противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку административный ответчик, формулируя условия предоставления мер социальной поддержки, вышел за пределы предоставленных ему Федеральным законом полномочий.
Суд указал, что федеральным законодателем субъектам Российской Федерации предоставлено право определять лишь размер единовременного пособия и порядок предоставления указанных дополнительных мер социальной поддержки, тогда как оспариваемыми положениями (абзацами 6 и 7) пункта 11 Порядка в их взаимосвязи с положениями подпункта 5 пункта 2, пункта 6, абзаца 3 пункта 8 и абзаца 4 пункта 11 Порядка фактически установлены требования к лицу, обращающемуся за предоставлением дополнительных мер социальной поддержки, что в силу Федерального закона N 159-ФЗ не относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом также указано, что оспариваемыми положениями установлено не предусмотренное федеральным законом требование о необходимости соответствия лица, обращающегося за предоставлением дополнительных мер социальной поддержки, требованиям статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ на момент обращения с соответствующим пакетом документов, в то время как указанная норма федерального закона подобных требований не содержит и связывает предоставление мер социальной поддержки не с моментом обращения лица (не ранее установленной даты), а с моментом выпуска из образовательного учреждения.
Удовлетворяя заявленные Зайцевой К.А. требования, суд также указал, что согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
При этом в силу положений абзаца 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ в случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.
По мнению суда, административным ответчиком не учтены вышеназванные положения Федерального закона N 159-ФЗ.
На основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что при принятии судебного решения по настоящему административному делу Томский областной суд неправильно применил нормы материального права к имеющим место правоотношениям, в связи с чем решение суда нельзя признать законным по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с приказом ОГБПОУ "Томский аграрный колледж" от 20 августа 2015 года N 55-К-СПО Зайцева К.А. была зачислена на 1 курс обучения по очной форме обучения за счет средств областного бюджета по специальности 38.02.02 "Страховое дело (по отраслям)".
Административный истец, _ года рождения, на момент зачисления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам за счет средств областного бюджета являлась лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в 2002 и 2003 году умерли оба ее родителя.
Приказами директора ОГБПОУ "Томский аграрный колледж" от 1 сентября 2015 года и 1 сентября 2016 года Зайцева К.А. поставлена на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке на период 2015-2016 и 2016-2017 учебный годы.
Приказом директора ОГБПОУ "Томский аграрный колледж" от 26 июня 2017 года N 36-К-СПО Зайцева К. А выпущена из состава студентов, выполнивших выпускную работу после окончания полного курса обучения из группы С-223 по специальности 38.02.02 "Страховое дело с присвоением квалификации "Специалист страхового дела".
В декабре 2017 года Зайцева К.А. обратилась к руководству ОГБПОУ "Томский аграрный колледж" с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки в виде денежной компенсации (одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования) и единовременного денежного пособия при выпуске из образовательного учреждения. В получении указанных мер социальной поддержки ей было отказано со ссылкой на пункт 11 Порядка, в том числе оспариваемых ею вышеуказанных абзацев 6 и 7 этого пункта.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов в то числе социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Правоотношения в указанной сфере на федеральном уровне урегулированы в том числе Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 3 которого определено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; аналогичные нормы закреплены в статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законом Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" урегулированы отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Томской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11, абзацем третьим пункта 2 статьи 11-1, абзацем первым пункта 2 статьи 11-2 указанного Закона был утвержден оспариваемый в части Порядок обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с абзацем 4 пункта 7 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в размере и в порядке, которые утверждены законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вышеназванная норма предусматривает обеспечение бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в том числе выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Следовательно, вышеназванной нормой федерального закона определена конкретная категория выпускников, имеющих право на перечисленное в этой статье дополнительное социальное обеспечение при выпуске из указанных образовательных организаций.
Понятия той или иной категории лиц, применяемые в настоящем Федеральном законе и в том числе в абзаце 4 пункта 7 статьи 6 этого закона, приведены в статье 1 данного федерального закона.
Так, в соответствии с абзацами 2 и 3 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в силу положений абзаца 5 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
Таким образом, определенные абзацем 4 пункта 7 статьи 6 названного Федерального закона конкретные категории выпускников, возраст которых не превышает 23 лет, имеют право на указанное в этой норме дополнительное социальное обеспечение при их выпуске из образовательной организации.
Каких-либо исключений относительно возраста перечисленной категории лиц ни абзац 4 пункта 7 статьи 6, ни какая-либо другая норма вышеназванного Федерального закона не содержит.
Вывод суда о противоречии оспариваемых норм абзацу 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ, который предусматривает сохранение права на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке перечисленным в этой норме лицам после достижения ими возраста 23 лет до завершения обучения, нельзя признать правильным, поскольку в этом случае имеет место другой вид обеспечения, который предоставляется в период обучения.
Указанная норма Федерального закона N 159-ФЗ сохраняет за этими лицами лишь до завершения обучения право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, под которыми в соответствии с абзацем 10 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ следует понимать предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав указанных лиц, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.
А под дополнительными гарантиями по социальной поддержке согласно абзацу 12 статьи 1 того же Федерального закона понимаются законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность получения вышеперечисленных гарантий указанными в абзаце 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ лицами после достижения ими возраста 23 лет лишь в период их обучения, тогда как в данном случае оспариваемыми нормами предусмотрено дополнительное обеспечение перечисленных в законе лиц одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, единовременным денежным пособием после завершения их обучения в указанных образовательных организациях. Возможности получения указанного обеспечения после достижения данными лицами возраста 23 лет абзац 4 пункта 7 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ не предусматривает.
В связи с изложенным следует признать правильным указание в оспариваемых нормах Порядка на категории лиц, имеющих право на вышеперечисленное дополнительное обеспечение, выдаваемое выпускникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
При таких обстоятельствах вывод суда о противоречии федеральному закону оспариваемых Зайцевой К.А. норм регионального нормативного правового акта нельзя признать правильным, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а административные исковые требования Зайцевой К.А. подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Томского областного суда от 12 февраля 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Зайцевой Ксении Александровны о признании недействующими абзацев 6 и 7 пункта 11 Порядка обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 23 ноября 2015 года N 428а (в редакции постановления от 22 декабря 2017 года N 443а), отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 июля 2018 г. N 88-АПГ18-2
Текст определения официально опубликован не был