Определение Верховного Суда РФ от 17 августа 2018 г. N 303-ЭС18-3686
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.09.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.01.2018 по делу N А73-8476/2017
по иску индивидуального предпринимателя Стуковой Людмилы Андреевны (ОГРНИП 309251101900055, ИНН 251103603049) к департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (г. Хабаровск) о признании права на перераспределение земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041815:6, с адресом (описанием местоположения): Хабаровский край, г. Хабаровск, Железнодорожный район, ул. Целинная, 8, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 13 612,00 кв.м, внесенных в государственный кадастр недвижимости под номером 27:23:0041815:221, в соответствии с проектом межевания территории в границах ул. Целинная - ул. Новая, утвержденной постановлением мэра города Хабаровска от 11.04.2008 N 915 "Об утверждении документации по планировке территории и об установлении публичных сервитутов", площадью 22 762 кв.м (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (г. Хабаровск), установил:
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.09.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017, исковые требования индивидуального предпринимателя Стуковой Людмилы Андреевны (далее - предприниматель, истец) удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.01.2018 судебные акты оставлены без изменения.
Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент) обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на судебные акты, принятые по настоящему делу, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов Департамента по материалам истребованного дела установлены основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником земельного участка площадью 9 149, 84 кв.м с кадастровым номером 27:23:0041815:6 по адресу (описание местоположения): Хабаровский край, г. Хабаровск, Железнодорожный район, ул. Целинная, д. 8, относящегося в категории земель населенных пунктов (запись о регистрации права собственности от 14.04.2013) и расположенного на нем цеха общей площадью 6 562, 4 кв.м (запись о регистрации права собственности от 24.04.2013), а также вспомогательного сооружения "весовая" площадью 64 кв.м (запись о регистрации права собственности от 28.02.2017).
Площадь и конфигурация земельного участка не изменялись с момента его приобретения и были изначально известны предпринимателю.
Также 16.12.2014 предпринимателем заключен договор купли-продажи транспортного подъездного пути N 2 и руинированного здания общей площадью 312,5 кв.м. При этом права на земельные участки под сооружениями не оформлены.
Согласно свидетельству о государственной регистрации право собственности истицы на руинированное здание зарегистрировано 25.12.2014.
Предприниматель 24.06.2015 обратилась в администрацию города Хабаровска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду под производственную базу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, указывая в качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов наличие на нем объекта недвижимости.
Письмом Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 10.07.2015 отказано в предоставлении муниципальной услуги ввиду наличия зарегистрированного права на объект недвижимости, которым является руинированное здание, а также прав третьих лиц.
При повторном обращении предпринимателя 23.06.2016 о перераспределении земельных участков, администрацией города Хабаровска 18.07.2016 дано согласие на перераспределение земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в собственности истца. При этом данное согласие не содержит оснований, по которым производится перераспределение и не отражает площадь неразграниченного земельного участка подлежащего перераспределению.
Выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, который образуется в результате перераспределения обеспечено самим предпринимателем. В результате на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041815:221 площадью 22 762 кв.м.
Письмом Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее - Департамент) от 04.95.2017 N 13-06/4321 предпринимателю отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом указано, что земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041815:221 образован за счет участка предпринимателя площадью 9 149, 84 кв.м и участка, государственная собственность на который не разграничена площадью 13 612 кв.м. На земельном участке площадью 13 612 кв.м расположено руинированное здание, принадлежащее истцу на праве собственности.
Департамент, ссылаясь на статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, указал на возможность образования из земельного участка площадью 13 612 кв.м самостоятельного земельного участка, что в свою очередь является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения, если из публичных земель, за счет которых производится перераспределение, возможно образовать самостоятельный земельный участок.
Согласно положениям Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211, минимальная площадь земельного участка в зоне П-2 составляет 400 кв.м.
Не согласившись с отказом Департамента о заключении соглашения о перераспределении, предприниматель обратилась в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды руководствовались положениями статей 11.7, 11.9, 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом судами установлено, что вновь образованный земельный участок общей площадью 22 762 кв.м сформирован из земельного участка площадью 9 149,84 кв.м, принадлежащего предпринимателю и участка площадью 13 612 кв.м, находящегося в распоряжении администрации и поставлен предпринимателем на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 27:23:0041815:221, с разрешенным видом использования - объект складского назначения различного профиля. Основанием для таких действий предпринимателя послужило письмо администрации г. Хабаровска от 18.07.2016 о согласии на перераспределение. При этом данных о площади и конфигурации земельного участка данное согласие не содержало.
Суды, учитывая установленные по делу обстоятельства, в том числе заключение кадастрового инженера от 15.05.2017, по мнению которого из земельного участка, государственная собственность на который не разграничена площадью 13 612 кв.м невозможно образовать самостоятельный земельный участок, установив расположение на нем руинированного здания, принадлежащего предпринимателю и отсутствие каких-либо объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Обращаясь с кассационной жалобой, Департамент ссылается на нарушение судами норм материального права и указывает на отсутствие оснований для перераспределения земельных участков.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлена возможность перераспределения земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Ответчик полагает, что предварительно данное им согласие на перераспределение ввиду отсутствия в нем данных о границах и площади публичного земельного участка, за счет которого оно будет произведено, не является основанием для заключения соглашения.
Департамент настаивает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что основанием для перераспределения и формирования земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041815:221 послужило исключение существующих вклиниваний, вкрапливаний, изломанности границ, чересполосицы, а также выражает несогласие с заключением кадастрового инженера о невозможности образования из участка государственная собственность на который не разграничена площадью 13 612 кв.м самостоятельного земельного участка.
При этом в заключении высказано предположение о невозможности раздела земельного участка площадью 13 612 кв.м, участвующего в перераспределении, поскольку это приведет к вкрапливанию, вклиниванию, изломанности границ, чересполосице и невозможности размещения объектов недвижимости.
Между тем, площадь используемого при перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, составляет 13 612 кв.м, значительно превосходит разрешенную минимально возможную площадь земельного участка, составляющую 400 кв.м, фактически в результате перераспределения не подлежат устранению изломанность границ, вкрапливание, вклинивание, чересполосица и невозможность размещения объектов недвижимости. Кроме того, такая площадь участка превышает и площадь участка, принадлежащего предпринимателю на праве собственности.
Департамент считает, что целью образования нового земельного участка является не исправление его конфигурации за счет земель администрации, а фактическое приобретение большей площади земельного участка под имеющимися в собственности предпринимателя объектами недвижимости, что ни в коей мере не может соответствовать изначальным целям перераспределения земельных участков.
Ссылаясь на то, что находящееся в собственности предпринимателя руинированное здание расположено в границах вновь образованного участка, а именно на землях, государственная собственность на которые не разграничена, права на земельный участок под зданием не оформлены, Департамент указывает на необходимость приобретения прав на такой земельный участок, как на занятый объектом недвижимости в общем порядке, а не в связи с перераспределением, являющимся обходом установленной процедуры приобретения прав на недвижимые объекты.
На момент приобретения предпринимателем права собственности на руинированное здание предыдущим собственником не были оформлены права на земельный участок под ним и соответственно такие права не перешли истице.
Таким образом, Департамент заявляет о правомерности отказа в заключении соглашения о перераспределении земель на основании пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду возможности образования из публичных земель площадью 13 612 кв.м (при площади принадлежащего предпринимателю земельного участка 9 149,84 кв.м) самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям действующего земельного законодательства.
Данный довод также согласуется с положениями Правил землепользования и застройки, утвержденными решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211, согласно которым минимальная площадь земельного участка в зоне П-2 составляет 400 кв.м.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы Департамента о существенном нарушении судами норм материального права, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
кассационную жалобу департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 11 октября 2018 года, 11 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 17 августа 2018 г. N 303-ЭС18-3686 по делу N А73-8476/2017
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1079/19
18.01.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-8476/17
29.01.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5426/17
23.11.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6369/17
18.09.2017 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-8476/17