Юридическое управление Федеральной службы по финансовому мониторингу рассмотрело обращение и сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.06.2013 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) перевод электронных денежных средств осуществляется с проведением идентификации клиента или без проведения идентификации в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 161-ФЗ следует читать как "27.06.2011"
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 161-ФЗ установлено, что в случае непроведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ использование электронного средства платежа осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч рублей. Указанное электронное средство платежа является неперсонифицированным.
Одновременно, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
В случае возникновения подозрений, что операция по переводу денежных средств с использованием неперсонифицированных электронных средств платежа осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, то необходимо идентифицировать клиента организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
При этом, в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ если клиентом не представлены необходимые для его идентификации сведения, то организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица.
Таким образом, Федеральный закон N 115-ФЗ не ограничивает круг операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, в проведении которых организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать клиенту при наличии подозрений в том, что указанные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также при отсутствии необходимых сведений для идентификации клиента.
2. В соответствии с пунктом 3 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245 кредитные организации представляют в Росфинмониторинг соответствующую информацию в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 главы 2 Положения о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 29.08.2008 N 321-П кредитная организация направляет в уполномоченный орган отчет в виде электронного сообщения (ОЭС) через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации.
Таким образом, по вопросу информирования кредитными организациями Росфинмониторинга считаем целесообразным обратиться в Центральный Банк Российской Федерации.
Начальник Юридического управления |
Г.Ю. Негляд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 31 декабря 2013 г. N 07-02-06/354 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был