Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 74-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Калининой Л.А., Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2018 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления регионального отделения Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2018 года N 62/4-6 "Об отказе в регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснение представителя Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) Топоровой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) Егорочкиной Н.В., заключение представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавших, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2018 года ГС N 1366-V "О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)" на 9 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2018 года N 52/7-6 заверен республиканский список кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия), в количестве 32 человек.
Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2018 года N 62/4-6 в регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия), отказано.
Основанием для отказа в регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) послужило выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене названного выше решения Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), указывая на нарушение требований избирательного законодательства при проверке подписей избирателей.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Региональному отделению Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права.
Прокурором, принимавшим участие в рассмотрении дела, представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых выражается согласие с вынесенным судебным решением.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Выводы суда первой инстанции о законности отказа Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) в регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия), соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Судом на основании заключения по проверке подписных листов заместителя начальника отдела криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Саха (Якутия) Прокопьева А.А. от 29 июля 2018 года, итогового протокола проверки рабочей группой Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) подписных листов от 28 июля 2018 года, ведомости проверки подписных листов N 1, 2, 3, справки члена рабочей группы Прокопьева А.А. от 28 июля 2018 года, привлечённого в качестве специалиста, и повторной проверки подписных листов достоверно установлено, что 108 или 17 процентов подписей избирателей от 634 подписей, отобранных для проверки, являются недостоверными и недействительными по следующим основаниям: дата внесения подписи выполнена не избирателем, подпись, дата подписи сборщика внесены иным лицом и подпись избирателя выполнена другим лицом. В связи с перечисленным отказ в регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия), соответствует подпункту в.1) пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Вопреки доводам жалобы при проверке 28 июля 2018 года подписных листов в работе комиссии принял участие привлечённый в установленном порядке специалист, представивший заключение, оформленное в виде таблиц, что соответствует требованиям к оформлению указанного документа, предъявляемым пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Изложенные в заключении специалиста выводы по существу не оспариваются. Оформление им последующего мотивированного заключения по результатам проверки подписных листов в виде отдельного документа с приложением соответствующих таблиц на момент принятия избирательной комиссией 1 августа 2018 года постановления об отказе в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты требованиям законодательства не противоречит.
Опровергая позицию административного истца, суд на основании исследования в судебном заседании рабочего журнала Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) также объективно установил, что о дате проверки подписных листов избирательное объединение уведомлено через уполномоченных представителей Прокофьева А.А. и Костина И.М., которые участие в работе комиссии не приняли.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 74-АПГ18-13
Текст определения официально опубликован не был