В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504), на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259), а также в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 7 декабря 2004 года N 236-э (зарегистрирован Минюстом Россия 18 января 2005 года, регистрационный N 6264), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 7 августа 2006 года N 150-э (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2006 года, регистрационный N 8218), приказом ФАС России от 12.07.2018 N 980/18 "Об отказе в согласовании решения Департамента тарифного регулирования Томской области об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Томской области на уровне ниже предельных, минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС Россия на 2018 год", приказом ФАС России от 12.07.2018 N 979/18 "Об отмене постановления Департамента тарифного регулирования Томской области "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Томской области на 2018 год", на основании заявления Департамента тарифного регулирования Томской области от 17.08.2018 N 53-03-1455, приказываю:
1. Отказать в согласовании решения Департамента тарифного регулирования Томской области об установлении на 2018 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Томской области, установленных на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2017 N 1747/17 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрический энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2018 год", в связи с несоответствием пунктам 7, 16, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), вследствие неисполнения требований приказа ФАС России от 12.07.2018 N 980/18 "Об отказе в согласовании решения Департамента тарифного регулирования Томской области, об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Томской области на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2018 год" (далее - приказ ФАС России N 980/18) и приказа ФАС России от 12.07.2018 N 979/18 "Об отмене постановления Департамента тарифного регулирования Томской области "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, по электрическим сетям на территории Томской области на 2018 год" (далее - приказ ФАС России N 979/18).
При рассмотрении заявления Департамента тарифного регулирования Томской области от 17.08.2018 N 53-03-1455, установлено, что Департаментом тарифного регулирования Томской области (далее - Департамент) не устранены нарушения, указанные в приказах ФАС России N 979/18 и 980/18.
В дополнение к неустраненным нарушениям, указанным в приказах ФАС России N 979/18 и 980/18, установлено, что Департаментом в заявлении от 17.08.2018 N 53-03-1455 при расчете необходимой валовой выручки (далее - НВВ) применены Методические указания по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденные приказом ФСТ России от 18.03.2015 N 421-э (далее - Методические указания 421-э), предусмотренные пунктом 38 Основ ценообразования, к иной величине подконтрольных расходов, которая увеличена по отношению к величине подконтрольных расходов, рассмотренной ФАС России в приказах ФАС России N 979/18 и 980/18.
В ранее направленном заявлении о согласовании решения Департамента об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Томской области на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2018 год от 08.04.2018 N 53-03-1013 (далее - Заявление от 08.04.2018 N 53-03-1013), базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год для ПАО "ТРК", с применением только Методических указаний N 98-э, был рассчитан в размере 1 505 073,75 тыс. руб.
Департамент в расчетах в Заявлении от 08.04.2018 N 53-03-1013 в новом долгосрочном периоде ПАО "ТРК" при расчете значения подконтрольных расходов не применил в соответствии с Методическими указаниями N 421-э метод сравнения аналогов. Всего НВВ на содержание объектов электросетевого хозяйства ПАО "ТРК" на 2018 год была принята в размере 4 081 065,70 тыс. руб., с учетом фонда оплаты труда (далее - ФОТ) - 1 005 435,50 тыс. руб., корректировка НВВ по анализу деятельности за 2016 год - (минус) 184 894,24 тыс. руб. и прибыли на капитальные вложения в размере 319 791,68 тыс. руб.
В заявлении о согласовании решения Департамента об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Томской области на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2018 год от 17.08.2018 N 53-03-1455 (далее - Заявление от 17.08.2018 N 53-03-1455), базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год, рассчитанный с применением Методических указаний N 98-э для ПАО "ТРК" увеличился, в том числе ФОТ на 77 252,5 тыс. руб.
При этом, в Заявлении от 17.08.2018 N 53-03-1455 (стр. 74 Экспертного заключения) в расчете ФОТ при применении одной и той же ступени оплаты труда применяется разный по величине тарифный коэффициент, что является нарушением Методических указаний по расчету тарифов регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
В Заявлении от 17.08.2018 N 53-03-1455 в новом долгосрочном периоде ПАО "ТРК" при расчете на 2018 год в соответствии с Методическими указаниями N 421-э величина подконтрольных расходов составила 1 324 817,86 тыс. руб., без расшифровки по статьям затрат.
При этом, в Заявлении от 17.08.2018 N 53-03-1455 в результате применения Методических указаний N 421-э величина подконтрольных расходов на первый год нового ДПP вновь составила - 1 505 073,75 тыс. руб.
В Заявлении о согласовании от 08.04.2018 N 53-03-1013 на содержание объектов электросетевого хозяйства ПАО "ТРК" на 2018 год принята первоначальная НВВ - 4 081 065,70 тыс. руб., с учетом корректировки НВВ по анализу деятельности за 2016 год - (минус) 184 894,24 тыс. руб. и прибыли на капитальные вложения - 319 791,68 тыс. руб., ФОТ включен в размере 1 005 435,50 тыс. руб.
В Заявлении от 17.08.2018 N 53-03-1455 НВВ на содержание объектов электросетевого хозяйства ПАО "ТРК" на 2018 год также осталась на том же уровне - 4 081 065,70 тыс. руб., с учетом корректировки НВВ по анализу деятельности за 2016 год - (минус) 109 894,24 тыс. руб. и прибыли на капитальные вложения - 244 791,68 тыс. руб.
Таким образом, корректировка НВВ по анализу деятельности за 2016 год - (минус) 109 894,24 тыс. руб. снижена от первоначального расчета на 75 000 тыс. руб. Прибыль на капитальные вложения также снижена на 75 000 тыс. руб. В Экспертном заключении ПАО "ТРК", представленном в рамках рассмотрения Заявления от 17.08.2018 N 53-03-1455, указано, что средства в размере 75 000 тыс. руб., подлежащие изъятию по результатам анализа деятельности ПАО "ТРК" за 2016 год, будут учтены в последующие периоды регулирования. При этом, в расчётах НВВ ПАО "ТРК" на 2019-2022 гг. средства, подлежащие исключению в размере 75 000 тыс. руб., отсутствуют.
В нарушение пункта 11 Методических указаний N 98-э Департаментом базовый уровень подконтрольных расходов на первый ДПР не установлен с учетом метода экономически обоснованных расходов. При установлении на новый ДПP (2018-2022) базового уровня подконтрольных расходов Департаментом не проведен анализ обоснованности расходов, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
По результатам анализа подконтрольных расходов, понесенных ПАО "ТРК" в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, проведенном ФАС России, установлено, что между плановыми и фактическими затратами ПАО "ТРК", принятыми Департаментом как экономически обоснованные в полном объёме, за все года первого долгосрочного периода регулирования систематически складывалась экономия расходов, которая по величине значительно превышала установленный индекс эффективности подконтрольных расходов.
В 2012 году экономия подконтрольных расходов составила 81 226,5 тыс. руб. (7,4%); в 2013 году - 95 919,8 тыс. руб. (8,3%); в 2014 году - 168 364,7 тыс. руб. (14,3%); в 2015 году - 151 308,0 тыс. руб. (12,0%); в 2016 году - 169 014,3 тыс. руб. (12,8%).
Департаментом не исполнен пункт 11 Методических указаний N 98-э. В результате отсутствия надлежащего анализа подконтрольных расходов, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, позволяющего дать оценку экономической обоснованности сложившейся экономии расходов, и в результате действий Департамента по необоснованному увеличению в Заявлении от 17.08.2018 N 53-03-1455 величины подконтрольных расходов, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями N 98-э, величина подконтрольных расходов, определенных в Заявлении от 17.08.2018 N 53-03-1455 и подлежащих учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии, составляет экономически необоснованную величину в размере 1 505 073,75 тыс. руб., которая позволяет ПАО "ТРК" без проведения мероприятий по повышению эффективности и производительности труда получить в 2018 году экономию подконтрольных расходов в размере не менее 100 000 тыс. руб.
Департамент в Заявлении от 17.08.2018 N 53-03-1455 в результате проведения расчета НВВ уже с применением Методических указаний N 98-э и Методических указаний N 421-э получил значения затрат по статьям расходов, которые равны тем же значениям, установленным в ранее направленном Заявлении о согласовании от 08.04.2018 N 53-03-1013, которые были посчитаны исключительно только с применением Методических указаний N 98-э, за исключением экономически необоснованных изменений по статьям затрат, в том числе ФОТ, а также корректировки прибыли на капитальные вложения и корректировки НВВ по результатам анализа деятельности за 2016 год, что свидетельствует о неустранении нарушений, послуживших основанием для принятия приказов ФАС России N 979/18 и 980/18.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 сентября 2018 г. N 1275/18 "Об отказе в согласовании решения Департамента тарифного регулирования Томской области об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Томской области на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2018 год"
Текст приказа официально опубликован не был