Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина К.И. Семенова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин К.И. Семенов оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах":
подпункта 1 пункта 1 статьи 2, согласно которому к участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на временно оккупированных территориях СССР (подпункт "а", в жалобе ошибочно назван абзацем "а");
статьи 4, предусматривающей, что к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий относятся военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в данном Федеральном законе (подпункт 2, в жалобе ошибочно назван абзацем 2); военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР (подпункт 4, в жалобе ошибочно назван абзацем 4);
пункта 1 статьи 14, в соответствии с которым мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем предоставляется инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, инвалидам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года; предоставление данной меры социальной поддержки осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона; при этом инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем один раз, независимо от их имущественного положения; инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт 4, в жалобе ошибочно назван абзацем 4);
пункта 1 статьи 15, закрепляющего установление меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий; предоставление данной меры социальной поддержки осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона; при этом они имеют право на получение указанной меры социальной поддержки один раз и независимо от их имущественного положения (подпункт 3, в жалобе ошибочно назван абзацем 3);
статьи 23.2, устанавливающей, что полномочия по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1), средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункт 2), и закрепляющей порядок определения объема средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем отдельных категорий ветеранов, в том числе инвалидов и участников Великой Отечественной войны (подпункт 2 пункта 3), а также инвалидов и ветеранов боевых действий (подпункт 3 пункта 3).
Как следует из представленных материалов, К.И. Семенов принимал участие в боевых действиях на территории Венгрии в 1956 году, признан инвалидом второй группы с формулировкой причины инвалидности "ранение получено в боях при защите СССР" и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 14 данного Федерального закона.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, было отказано в удовлетворении требований К.И. Семенова к департаменту социальной защиты Воронежской области о понуждении к предоставлению субсидии на приобретение жилого помещения. При этом суды исходили из того, что К.И. Семенов, являющийся инвалидом вследствие ранения, полученного в боях при защите СССР, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2016 году, т.е. после 1 января 2005 года.
По мнению заявителя, оспариваемые взаимосвязанные положения Федерального закона "О ветеранах" в силу неопределенности своего содержания нарушают принцип равенства и не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 40 (части 1 и 3), 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой допускают возможность реализации лицами, получившими ранение при участии в боевых действиях на территории Венгрии в 1956 году, права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на иных условиях, чем это предусмотрено для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О ветеранах", исходя из конституционных предписаний, предопределяющих обязанности государства по отношению к своим гражданам, исполнившим долг и обязанность по защите Отечества, и в целях признания особых заслуг перед обществом закрепляет правовые гарантии их социальной защиты и условия, соблюдение которых необходимо для наделения гражданина определенным статусом, а следовательно, приобретения им права на соответствующие меры социальной поддержки.
Положения статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах", закрепляя круг лиц и условия, при которых эти лица относятся к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также инвалидам боевых действий, направлены на обеспечение социальной защиты указанной категории граждан, а потому не могут рассматриваться как ущемляющие какие-либо права.
Оспариваемые заявителем положения статей 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" предусматривают право перечисленных в них категорий ветеранов, в том числе инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также инвалидов боевых действий, на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и носят, по существу, гарантийный характер (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2011 года N 1480-О-О, от 24 сентября 2013 года N 1348-О и др.). Названные нормы в системной взаимосвязи с положениями статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", которыми в целях создания правового механизма реализации данной меры социальной поддержки регулируются бюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в этой сфере, направлены на реализацию права указанных категорий граждан на социальную защиту и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Разрешение же поставленного К.И. Семеновым вопроса о том, к какой категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки (включая жилищное обеспечение), предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", относится заявитель, равно как и вопроса о том, на основании каких положений указанного Закона он подлежит обеспечению жилым помещением, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Семенова Константина Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2018 г. N 1934-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Семенова Константина Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 4, 14, 15 и 23.2 Федерального закона "О ветеранах"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)