Ассоциация российских банков обращается в связи с поступающими запросами от банков - членов АРБ, касающимися порядка применения кредитными организациями пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), а также требований Приложения N 4 и Приложения N 8 к Положению Банка России от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 321-П) при выявлении подлежащих обязательному контролю операций по расходованию имущества некоммерческой организации (за исключением денежных средств) и направлении сведений о них в Росфинмониторинг.
Согласно пункту 1.2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб., или превышает ее.
Согласно Положению N 321-П выявляемым операциям указанной группы при направлении сообщения (в соответствии со структурой файла, предусмотренной Приложением N 4 к Положению N 321-П) банки присваивают коды (в соответствии с Приложением N 8 к Положению N 321-П):
9001 - получение некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества;
9002 - расходование некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества.
При применении названных норм Закона N 115-ФЗ и Положения N 321-П у банков возникают следующие вопросы.
1. Какие документы могут подтвердить факт совершения операции по расходованию имущества некоммерческой организации (за исключением денежных средств), сумму и дату ее совершения в целях ее квалификации по коду 9002 и направления сведений о ней в Росфинмониторинг в случае отсутствия в банке регистров бухгалтерского учета указанной некоммерческой организации, и документов, подтверждающих факт отражения в бухгалтерском учете некоммерческой организации операции по расходованию имущества.
2. Когда у банка возникает обязанность направить в Росфинмониторинг сообщение, содержащее сведения об операции по расходованию некоммерческой организацией имущества (за исключением денежных средств), по коду 9002 - не позднее третьего рабочего дня: а) следующего за днем совершения операции; б) следующего за днем выявления операции.
3. Является ли операцией по расходованию имущества некоммерческой организацией (в целях квалификации по коду 9002 и направления сведений в Росфинмониторинг) сделка по передаче некоммерческой организацией в аренду имущества (движимого и недвижимого) без перехода права собственности, подтвержденная договором аренды и актом приема-передачи, в которых отсутствует балансовая стоимость этого имущества.
В случае положительного ответа (если указанная сделка должна квалифицироваться банком в качестве операции по расходованию имущества некоммерческой организацией), возникают вопросы:
3.1. какую сумму следует фиксировать в поле 24 "SUME" сообщения, если, например:
- по условиям договора имущество передано в аренду на определенный срок с ежемесячной уплатой аренды в сумме 90 000 руб.:.а) 90 000 руб.; б) общую сумму аренду за весь срок аренды, указанный в договоре аренды.
- по условиям договора имущество передано в аренду на определенный срок с ежемесячной уплатой аренды в сумме 100 000 руб.: а) 100 000 руб.; б) общую сумму аренду за весь срок аренды, указанный в договоре аренды.
4. Является ли операцией по расходованию имущества некоммерческой организацией (в целях квалификации по коду 9002 и направления сведений в Росфинмониторинг) предоставление некоммерческой организацией имущества (движимого и недвижимого) в залог с правом его использования в качестве обеспечения по кредиту, в котором отсутствует балансовая стоимость этого имущества.
В случае положительного ответа (если указанная сделка должна квалифицироваться банком в качестве операции по расходованию имущества некоммерческой организацией), возникают вопросы:
4.1. какую сумму следует фиксировать в поле 24 "SUME" сообщения, если, например, по условиям договора залога оценочная стоимость заложенного имущества составляет 100 000 руб.;
5. Является ли операцией по расходованию имущества некоммерческой организацией (в целях квалификации по коду 9002 и направления сведений в Росфинмониторинг) передача некоммерческой организацией объекта строительства (если уставом предусмотрено осуществление некоммерческой организацией строительства многоквартирных домов, в том числе по долевому участию) на основании акта приема-передачи в рамках договора участия в долевом строительстве.
В случае положительного ответа (если указанная сделка должна квалифицироваться банком в качестве операции по расходованию имущества некоммерческой организацией), возникают вопросы:
5.1. какую сумму следует фиксировать в поле 24 "SUME" сообщения, если, например, стоимость объекта в договоре участия в долевом строительстве составляет 1 600 000 руб., а балансовая стоимость объекта отсутствует;
6. Является ли операцией по расходованию имущества некоммерческой организацией (в целях квалификации по коду 9002 и направления сведений в Росфинмониторинг) передача некоммерческой организацией строительных материалов по накладной на сумму 100 000 руб.
7. Касаются ли положения пункта 1.2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ об операциях по расходованию некоммерческой организацией имущества на сумму, равную или превышающую 100 000 руб. либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб., или превышающую ее, случаев передачи некоммерческой организацией имущества российскому гражданину или российской организации.
Ассоциация российских банков просит высказать официальную позицию Банка России по вышеуказанным вопросам и выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 10 сентября 2018 г. N А-02/5-252 "О порядке применения пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, Положения Банка России от 29.08.2008 N 321-П при выявлении операций по расходованию имущества некоммерческой организацией"
Текст письма официально опубликован не был