Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2018 г. N 5-АПГ18-53
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Научно-исследовательский центр "Строительство" о признании недействующими пунктов 11923, 11924, 11925 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" по апелляционной жалобе акционерного общества "Научно-исследовательский центр "Строительство" на решение Московского городского суда от 15 декабря 2017 года, которым административное исковое заявление акционерного общества "Научно-исследовательский центр "Строительство" удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителей административного истца Глушкова К.Ю., Ященко Ш.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы Вовк А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликовано 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП из подпункта 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Названный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановление Правительства Москвы N 786-ПП размещено 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликовано 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП в подпункте 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Указанный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Постановление Правительства Москвы N 789-ПП размещено 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2-4.
По состоянию на 1 января 2017 года в указанный Перечень включены: под пунктом 11923 здание с кадастровым номером 77:04:0002007:1258, площадью 6233,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Институтская, д. 6, стр. 22; в пункт 11924 здание с кадастровым номером 77:04:0002007:1271, площадью 6 975,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Институтская, д. 6, стр. 1; в пункт 11925 здание с кадастровым номером 77:04:0002007:1272, площадью 3106,20 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Институтская, д. 6, строение 12а.
Акционерное общество "Научно-Исследовательский центр "Строительство" (далее также - АО НИЦ "Строительство", общество), являясь собственником указанных выше нежилых зданий, обратилось в суд с заявлением о признании недействующими с 1 января 2017 года пунктов 11923, 11924, 11925 Перечня на 2017 год, полагая, что данные объекты недвижимости не отвечают требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат приведённым законоположениям и нарушают права общества, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 15 декабря 2017 года административный иск удовлетворен в части.
Пункт 11924 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы N 789-ПП признан недействующим с 1 января 2017 года. В остальной части требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить судебный акт, в части отказа в удовлетворении заявленных требований полагая, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права, и принять в этой части новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы и Правительством Москвы представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, однако, включение строения 1, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-я Институская, д. 6, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год противоречит федеральному законодательству.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня на 2017 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП. В соответствии с пунктом 1.2 Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка определено, что офис - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Согласно пункту 3.4 Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, с приложением соответствующих фотоматериалов (пункт 3.5 Порядка в редакции, действующей на момент составления актов).
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения здания с кадастровым номером 77:04:0002007:1271 в Перечень на 2017 год и о правомерном включении в данный Перечень нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:04:0002007:1258 и 77:04:0002007:1272.
Судом установлено, что указанные объекты недвижимости расположены на принадлежащих обществу на праве собственности земельных участках, с кадастровыми номерами 77:04:0002007:13733 и 77:04:0002007:13735, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для эксплуатации зданий и строений под научный центр, следовательно, вид разрешенного использования данных земельных участков не предусматривает размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также офисных зданий делового и коммерческого назначения, что в соответствии с требованиями подпунктов 1 пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не позволяет отнести названные объекты недвижимости к административно-деловому центру или торговому центру по названному признаку.
Судом установлено, что основанием для включения в Перечень на 2017 год зданий, принадлежащих административному истцу, послужило их фактическое использование для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 на основании соответствующих актов.
Так, согласно акту N 9047305/6 от 24 февраля 2016 года о фактическом использовании здания с кадастровым номером 77:04:0002007:1272 для целей налогообложения, мероприятие по определению вида фактического использования здания было произведено Госинспекцией с доступом в здание и на основании документов технического учета, составленных по состоянию на 5 мая 2010 года, в результате чего установлено, что 23,72% площади здания (помещения 2-3 этажей) используются под размещение офисов, указанные выводы акта подтверждены соответствующей фото-таблицей.
Из акта Госинспекции N 9047305/10 от 20 февраля 2016 года о фактическом использовании здания с кадастровым номером 77:04:0002007:1258 для целей налогообложения, следует, что мероприятие по определению вида фактического использования здания было также произведено с доступом в здание и на основании документов технического учета, составленных по состоянию на 23 апреля 2010 года, в результате чего установлено, что 27,89% площади здания (помещения 2-3 этажей) используются под размещение офисов, указанные выводы акта подтверждены соответствующей фото-таблицей.
Допрошенный в судебном заседании инспектор Госинспекции Акельев А.А. пояснил, что обследование зданий производилось в присутствии руководителя отдела арендных отношений АО "НИЦ "Строительство", выводы об отнесении помещений к тому или иному виду использования делались им с учетом пояснений сопровождающего их представителя собственника. Показания данного свидетеля, согласующиеся с иными представленными в материалы дела доказательствами, обоснованно признаны судом относимыми, допустимыми и достоверными.
Доказательств обжалования административным истцом указанных актов в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 9 февраля 2016 года N 29-ПП, равно как и составления актов с нарушением требований порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, суду представлено не было.
При этом несогласие общества с выводами, сделанными сотрудниками Госинспекции при составлении актов обследования указанных зданий, и предоставленный административным истцом суду расчет площади нежилых помещений, сдаваемых в аренду, не могли послужить достаточным основанием для признания вышеназванных актов недостоверными доказательствами и последующего удовлетворения судом заявленных требований.
Вопреки доводов апелляционной жалобы, акт N 9041746/ОФИ о фактическом использовании нежилого здания, составленный Госинспекцией 22 ноября 2017 года в отношении здания, расположенного по адресу г. Москва, ул. 2-я Институтская, д. 6, стр. 12а, согласно которому указанное здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, суд правомерно не признал в качестве доказательства как результат повторного обследования, поскольку он составлен на новый налоговый период.
Позиция заявителя апелляционной жалобы основана на неверном толковании и применении положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому служить поводом для отмены состоявшегося решения суда не может.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 15 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Научно-исследовательский центр "Строительство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкин Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2018 г. N 5-АПГ18-53
Текст определения официально опубликован не был